ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

УНСЕТ, Сіґрід

(1882 - 1949)

УНСЕТ, Сіґрід - творчество писателя

УНСЕТ, Сіґрід (Undset, Sigrid - 20.05.1882, Калюнберґ, Дания - 10.06.1949, Лиллехаммер, Норвегия) - норвежская писательница, лауреат Нобелевской премии 1928 г.

Интерес к истории Унсет привил отец, который был знаменитым археологом, директором Исторического музея в датской столице. Маленькой девочкой (когда умер отец, ей исполнилось лишь 11 лет) она заинтересованно слушала его рассказы о жизни прошлых эпох. «Сага о Ньяля» (XIII в.), один из самых ярких художественных произведений мировой литературы, в котором выразительно и метко описана Жизнь средневековых исландцев, переданы особенности характеров, специфика места действия и обычаев, стала любимой книгой будущей писательницы, определила ее судьбу. Впоследствии Унсет и сама переводила народные песни и саги прошлого современной норвежском языке.

После смерти отца, когда семье пришлось переселиться в домик на окраине и жить на вдовью пенсию матери, главной фигурой в жизни девочки стала ее мать - женщина высокообразованная, умная, с сильным характером. Именно она поддерживала увлечение будущей писательницы литературой, советовала ей внимательно наблюдать за тем и за теми, что и кто ее окружает. Девушка стремилась заниматься живописью, но ей пришлось после гимназии закончить коммерческое училище и стать конторницею. И все же скучна и однообразна жизнь в конторе не погубило ее бурной фантазии, которой Унсет отличалась с детства, и не притупило ее наблюдательности. Начиная с 1909 г., Унсет несколько лет путешествовала по Европе, побывала в Германии и Италии. Живя в Риме, она вышла замуж, но в 1919 г. развелась с мужем и вместе с детьми переехала жить в поместье Б'єркебю, что вблизи Осло. Первый роман Унсет «Фру Марта Еулі» («Fru Marta Oulie», 1908) был навеян жизненными впечатлениями. Написанный в форме дневника, он раскрывает тяжелое положение бедной женщины.

Явившись в пору возникновения норвежского неореализма, этот роман не претендовал на важные жизненные обобщения, но привлекал внимание читателя к будничной действительности со всеми ее утомительными мелочами. В конце концов, именно с тех пор главным содержанием книг Унсет о современности стали судьба женщины, ее любовь, страдания и радости, семья - счастливая или несчастная, дети, стремление найти собственную сущность в этом мире. «Енни» («Jenny», 1911) - роман о художнице, связанную с городом, которая стремится в своих мечтах освободиться от надоевшей обыденности. Жизнь души героини становится главным содержанием этого произведения, в котором чувствуется возросла психологическая мастерство писательницы. В романе «Весна» («Vaaren», 1912) Унсет изображает семейные взаимоотношения, отношения с детьми. Героиня Роза похожа на Енни, но находится в несколько иных условиях. Новеллы писательницы, как и ее романы, изображающие различные, но всегда не слишком счастливые женские судьбы.

В 1920-1922 гг. Унсет писала свой знаменитый роман «Кристин, дочь Лавранса» («Kristin Lavransdatter»), три части которого - «Венец» («Kransen»), «Хозяйка» («Husfmen») и «Крест» («Korset») - определяют три основные периоды в жизни главной героини, которая жила в начале XIV в. В первой части перед нами девочка - папина любимица, чуть позже - девушка, в душе которого рождается еще почти неосознаваемое ею чувство любви к товарищу детских лет - бедного парня-простолюдина. Но вскоре он погибает, защищая ее честь. Кристин соглашается стать невестой другого - Симона, сына Андреаса, почти не задумываясь над своим отношением к нему, выполняя волю отца. Но вдруг на ее пути появляется рыцарь Эрланд, сын Нікулауса. Любовь к нему и абсолютная вера в его порядочность возникают у Кристин с первого взгляда. Писательница показывает, как в борьбе за право называться женой Ерланда мужает характер главной героини.

Впрочем, Унсет никогда не стремилась создавать идеальные образы: развитие Кристин - это не только обретение новых, лучших качеств, но и потеря простоты, доверчивости. Каждую потерю ее героиня - живая, реальная женщина - чувствует как огромное горе. Высшим критерием справедливости, доброты и порядочности для нее на протяжении всей ее жизни был отец - Лавранс, сын Бйоргюльфа. И именно его она заставляла больше всего страдать за свои ошибки. Цене целого ряда обманов и отвергнутых обязательств Кристин и Эрланд поженились, но их жизнь, как показывает писательница, не было безоблачным. Тема наказания за пренебрежение суровых законов морали проходит через все произведения Унсет. Став хозяйкой поместья Ерланда, матерью семерых его сыновей, Кристин не нашла покоя в любви мужа, потому что их страстные, сильные, но очень разные характеры наносили им больше бед, чем радости. Только в самые тяжелые периоды жизни они раскрывались друг другу с самого лучшего, самого человечного стороны. Через всю жизнь они пронесли свою любовь, хотя и не всегда могли дать друг другу счастье.

Исторический роман Унсет, связанный с реалиями XIV ст., с особенностями быта, обычаями эпохи, роман, в котором подробно воспроизводились особенности жилищ и одежды тогдашних людей, где упоминались многочисленные родственники главных героев, ибо в древности было принято поддерживать родственные связи и мстить за оскорбления родственников, - этот роман оказался близким для современников Унсет благодаря сложном психологическом трактовке характеров. Судьбы главных героев объединены с государственными событиями. Мы узнаем из романа о борьбе норвежцев за самостоятельность, которую у них пытаются отобрать короли, перед нами предстают картины жизни и работы разных слоев общества - от крестьян до королей.

Заметную роль в романе играют проблемы религии. Для Унсет они были одним из важнейших аспектов жизни человека и общества. Писательница была убеждена в том, что христианство было опорой для людей на протяжении прошлого тысячелетия и сможет поддержать их и на протяжении последующих веков. Она считала, что каждому человеку приходится выбирать между собой и Богом или между собой и другими людьми; если человек выбирает только себя, то она обречена на гибель - если не физическую, то по крайней мере духовную, ее любимые герои в этом романе особенно тесно связаны с христианством: в юности собирался податься в монастырь отец Кристин, в конце жизни туда попадают ее мать, двое сыновей, да и сама главная героиня произведения считает приемлемым для себя именно этот путь, когда все хлопоты семьи остались в прошлом, а она осмысливает свою жизнь, готовясь достойно завершить его. Епископы, а не светские властители способны справедливо решить сложные жизненные конфликты в этом романе. Однако не все церковники в произведении Унсет наделены высокой мудростью и порядочностью - писательница не закрывает глаза на людские пороки и преступления представителей всех слоев общества.

Следующим выдающимся историческим романом Унсет стала дилогия «Улав, сын Аудуна из Хествікена» («Olav Audunss0n и Hestviken», 1926) и «Улав, сын Аудуна, и его дети» («Olav Audunss0n og hans b0rn», 1927). Время действия этих произведений - XIII вв. В еще более седую древность погружает нас писательница, еще теснее и глубже есть здесь родственные связи, еще проще быт и причины, побуждающие главных героев к действию. Родовая месть, плата за насилие и убийство, кровавые бои раз за разом встают на страницах романов, но главным, как всегда, остается человеческий характер, духовный мир человека. Внимание писательницы сосредоточено прежде всего на образах Удава и его невесты, а потом жены Інґуні. И снова непростой путь двух главных героев к совместной жизни разворачивается перед нами, а невзгоды жизни закаляют их характеры.

Особенно ярким является образ Улава. Из упрямого, активного, предприимчивого и опришкуватого мальчика он превращается в опытного, мудрого и воспитанного нелегкой жизнью мужа. Но и здесь совместную жизнь героев, которые любят друг друга, не является простым: это тоже вариант любви-ненависти, изображенного в романе о Кристин и Ерланда. Унсет хорошо знала романы В. Скотта, но ее исторический роман основывался на национальной традиции, что питалась объективным стилем саги. Именно поэтому так много внимания писатель уделяет родственным связям героев, так подробно описывает их жилища, тщательно прослеживает подоплеку любых заключенных сделок, их исполнения или нарушения. Именно поэтому важную роль в произведениях У. играют поверья, предсказания, вещие сны, жизнь природы, которое для средневекового человека была полна тайн. Сложность порождает сюжетную напряженность романов, хотя их и нельзя назвать собственно авантюрными или приключенческими, потому что в них изображается сложность самой жизни прошлых эпох, которую усиливают непростые характеры героев, созданных творческим воображением писательницы. Вполне справедливо отмечали норвежские исследователи, романы, несмотря на пристальное внимание автора к особенностям быта, одежды, напряженности ситуаций, нельзя назвать ни романтичными, ни «костюмными», ни археологическими. Романы Унсет - это изящное в психологическом аспекте, научное по уровню знания реальных фактов, высокохудожественные по форме воспроизводства общечеловеческих радостей и горя, любви, ненависти, великодушия и предательства - всего того, что присуще человеческому обществу на протяжении его существования. Именно эта общечеловеческая интенция и до сих пор позволяет романам Унсет оставаться весьма увлекательной, познавательной и воспитательной лектурой.

В 1928 г. Унсет получила Нобелевскую премию по литературе «за убедительное описание скандинавского средневековья». Последние романы Унсет связаны с современностью, как, например, «Ида-Элизабет» («Ida Elisabeth», 1932), в котором вновь появляются проблемы семьи, изображен характер женщины, которая жертвует собственным счастьем в любви ради своих детей.

В 30-х гг. писательница, которая стала на то время убежденной католичкой, активно выступала с резким осуждением любых форм тоталитаризма. После оккупации Норвегии фашистской Германией она вынуждена была перебраться в Швецию, а оттуда в США. В Америке она продолжала общественную деятельность, читала лекции. После освобождения Норвегии Унсет вернулась на родину, где норвежское правительство наградил его Большим крестом ордена Святого Улава «за заслуги в литературе и служение народу». Сегодня произведения Унсет практически неизвестны за пределами Норвегии, однако на родине его почитают как одного из лучших норвежских мастеров слова XX вв.



Г. Храповицкая