|
УНАМУНО-И-ХУҐО, Мигель де
(1864 - 1936)
УНАМУНО-И-ХУҐО, Мигель де - творчество писателя
УНАМУНО-И-ХУҐО, Мигель де (Unamuno в Jugo, Miguel de - 29.09.1864, Бильбао - 31.12. 1936, Саламанка) - испанский писатель, философ-экзистенциалист.
Выдающийся испанский философ, прозаик, поэт и драматург, главный представитель «поколения 98-го года», Унамуно-и-Хуґо родился в Бильбао - городе, который и сегодня считается столицей басков. После ранней смерти отца Унамуно-и-Хуґо воспитывала мать в традициях католической веры. Эта детская, наивная вера сохранилась в нем на протяжении всей жизни, став фундаментом для литературного и философского творчества, и она была настолько сильной, что в 14 лет В.-и-Х. даже захотел стать священником, но философские студии и исторические события в его стране интересовали его еще больше.
Семья Унамуно-и-Хуґо жила бедно, и будущий писатель и философ вынужден был помогать матери и братьям. Когда Унамуно-и-Хуґо исполнилось восемь лет, в Испании началась Вторая карлистська война. Детские впечатления от этого периода жизни послужили в дальнейшем материалом и основой для первого романа Унамуно-и-Хуґо «Мир на войне». В 1880 г. Унамуно-и-Хуґо поступил в Мадридский университет на факультет философии и гуманитарных наук. Здесь он не только получил классическое образование, но и увлекся многими новейшими философскими идеями. Постепенно Унамуно-и-Хуґо отошел от католической веры своего детства, а вместо этого обратился к социализма и позитивизма. Его тогдашними кумирами были Г. Спенсер, М. Бакунин, М. А. Массоль. Социализм, который находился тогда в центре внимания всех европейских мыслителей, Унамуно-и-Хуґо воспринимал с точки зрения первенства социальной справедливости. Философ пересмотрел свои взгляды только в 1897 г. после религиоВНОй и философской кризиса - до этого времени он считал себя социалистом.
В 1884 г. Унамуно-и-Хуґо защитил диссертацию и получил степень доктора, после чего вернулся в Бильбао. Здесь он преподавал латинский язык в средних учебных заведениях, писал и публиковал в местной прессе свои первые очерки - зарисовки из жизни родного края: описания пейзажей, древних городов, быта басков. В 1891 г. Унамуно-и-Хуґо женился на Кармен Лісаррага, которая стала его спутницей на всю жизнь и воспитала вместе с ним восьмерых детей. Того же года он победил на конкурсе и получил место преподавателя на кафедре (а вскоре и кафедру греческого языка в университете Саламанки, а с 1901 г. стал ректором. С тех пор всю жизнь Унамуно-и-Хуґо было связано с этим городом, за исключением тех периодов, когда бурные обстоятельства его биографии заставляли его покидать город на определенное время. С 1892 г. писатель начал преподавать испанскую литературу и писать собственные произведения - философские трактаты, пьесы, романы, повести, рассказы. Но прежде всего он был эссеистом. Противник наукоподібності и систематизации, Унамуно-и-Хуґо в своих эссе касался найрозмаїтіших сфер человеческой жизни, комментируя их от своего имени.
Философские взгляды Унамуно-и-Хуґо в ряде существенных моментов близки к экзистенциализма. Он различает две духовные культуры - розмислову, ортодоксально-научную, материалистическую, что развилась в Европе, и испанский - одухотворенную, мистическую, символом которой служит Дон Кихот. У1906 г. Унамуно-и-Хуґо написал знаменитую книгу «Жизнь Дон Кихота и Санчо» («La vida de Don Quijote в Sancho»), которая внешне похожа на последовательный комментарий к роману М. де Сервантеса. Однако это лишь исходная точка для его философии. Прежде всего Унамуно-и-Хуґо противопоставляет Дон Кихота Сервантесові. Дон Кихот принадлежит не автору, а тем, кто читает книгу о нем, и он возвышается над Сервантесом. Дон Кихот является воплощением идеального безумие, победы воли над разумом, славы над смыслом. Нужно организовать новый крестовый поход, утверждает Унамуно-и-Хуґо, чтобы победить закостенелость и спячку, заразить испанцев безумием Дон Кихота.
Центральным философским произведением Унамуно-и-Хуґо стала книга «О трагическое чувство жизни у людей и народов» («Del sentimento tragico de la vida en los hombres в en los pueblos», 1913). Главный герой книги - человек, личность, индивидуум, тот, кто рождается, страдает и умирает, стремясь бессмертие. У каждого человека имеется трагическая жажда жизни, но это чувство, эту жажду невозможно удовлетворить, опираясь на разум, поскольку разум твердит нам, что мы умрем. И отдельная личность, и целые народы чувствуют, что разум - враг существование. Только вера приносит идею бессмертия и таким образом спасает нашу жизнь.
Развитие этой мысли прослеживается в другом произведении Унамуно-и-Хуґо «Агония христианства» («La agonia del cristianismo», 1925), где слово «агония» употреблено в его прямом значении - «борьба». По мнению писателя-философа, в человеческой душе происходит борьба между верой в Бога и скептическим умом, который мешает ей верить. Эта борьба в душе.-и-Х. заставляет его страдать, но она является его внутренней ценности и возвышает художника над инертными и ничтожными мещанами.
Но в «Трагическом чувстве жизни» есть еще один мотив. Речь идет о концепции истории, которую развивает Унамуно-и-Хуґо. По его мнению, история делится на две истории - інфраісторію и інтраісторію. Інфраісторія - это официальная история - нить, которую тянут народы. Это и есть главная история, настоящая основа истории.
Значительное место в творческом наследии В.-и-Х. занимает проза. Первым крупным произведением Унамуно-и-Хуґо-писателя стал роман «Мир на войне» («Paz en la guerra», 1897), обозначен влиянием толстовской концепции народной жизни. В детстве писатель пережил осаду Бильбао карлистами и в своем романе обратился к впечатлениям детства и юности. В центре романа две семьи - карлисгська семья владельца кафе Педро Антонио де Ітуруондо и семья либерального предпринимателя Хуана Арана. Важным персонажем произведения является сын владельца кафе Игнасио. Он с детства слушал рассказы своего дяди-священника и воспитывался в духе преклонения перед рыцарскими идеалами и слепой веры в Бога, что и привело его в лагерь карлистів, то есть сторонников монархии. Игнасио живет в мире своих героических фантазий и бессмысленно погибает на войне.
Этапным произведением в творческом развитии Унамуно-и-Хуґо стала нівола «Туман» («Niebla», 1914). Писатель утверждал, что создал новый тип художественного повествования, который обозначил словом «nivola». Нівола обычно небольшая по объему, в ней отражены философские проблемы, а само повествование служит автору способом обсуждения и решения этих проблем. Герой «Тумана» Аугусто Перес, безусловно, близок самому автору. Это очень состоятельный холостяк, который живет, словно в тумане (в екзистенціалізмі туман - подобие, запутанный и фальшивый мир). Герой познакомился с молодой женщиной Еухенією и влюбился. Он словно вышел из состояния душевной летаргии. Стремясь узнать, что такое любовь, Аугусто обращается к ученому Папаригаполоса, который проводит научные эксперименты и вообще изучает женщин. Однако розмислова теория терпит крах, поскольку нужно полагаться на жизнь.
После измены Эухенио Аугусто Перес хочет прибегнуть к самоубийству, однако сначала решает посоветоваться с автором романа, самым Унамуно-и-Хуґо. Разговор Унамуно-и-Хуґо с героем - своеобраВНОе раздвоение писателя, беседа со своим двойником. В ответ на замечание писателя о том, что тот не может этого сделать, поскольку является плодом воображения, Аугусто Перес утверждает, что сам В.-и-Х. является вымышленным персонажем, что он не существует вне сознания Аугусто Переса и других персонажей романа. Противопоставив себя автору, живя в состоянии «агонии», Аугусто Перес умирает, как и предсказал его создатель.
Повесть «Авель Санчес» была впервые издана в 1917 p. Библейскую легенду о братьях Авеле и Каине писатель воплотил в форму рассказа о повседневной жизни жителей маленького городка. Однако герои произведения - не реалистичные характеры, а своеобразные символы. Унамуно-и-Хуґо дегероїзує современного Авеля, лишает его ореола мученика, делает из него посредственную личность. Антиподом Авеля в повести выступает Хоакин Монегро - человек большой души и бурных страстей, в котором живут и Авель, и Каин. Хоакин Монегро поэтому и страдает, что он является активной личностью, призванной пробуждать в других духовную, творческую силу. Авель - пассивный герой без желаний, никем не хочет быть; он, как и большинство людей довольствуется тем, чем он является. Не желая ничего, он получает все: талант художника, всеобщее признание, любовь женщины, большую зависть своего друга, что льстит его самолюбию, выдающегося ученого Хоакина. Одержимый завистью-ненавистью, Хоакин осознает, что единственное его спасение - любовь. Собственно говоря, всю жизнь он стремился к любви и добра, однако не смог этого сделать на земле, девизом которой является «Возненавидь ближнего своего, как самого себя».
«Святой Мануэль Добрый, Мученик» («San Manuel, Martir», 1933) - последнее значительное произведение Унамуно-и-Хуґо, его завещание. В центре внимания писателя - священник дон Мануэль, добрый и немного патриархальный, у которого есть приход в маленькой деревушке. Прихожане любят его за человечность, терпимость, доброту и ум, но в его глазах светится грусть. Оказывается, «невозмутимая его жизнерадостность была земной непроминальною форме безграничной печали, которую с героической святостью он скрывал от людских ушей и глаз...» Святой Мануэль делает вид, что верит в Бога, но в душе у него нет веры. Вера нужна была ему для сохранения спокойствия, счастья и самой жизни на земле. Церковь не должна решать социальных проблем, но должна поддерживать жизнь на земле. И служение народу спасает Мануэля от безумия и отчаяния, помогает ему преодолеть страх перед небытием.
Драматургия занимает в творчестве Унамуно-и-Хуґо меньшее место, чем проза и поэзия. Несмотря на то он написал 11 оригинальных пьес, которые стали органической частью т. н. «новой драмы» европейской драматургии XX в. В этом ряду можно выделить модернизированную «античную» трагедию «Федра» («Fedra», 1916), в центре которой - борьба непримиримых страстей (материнское чувство и кровосмесительную тягу Федры к пасынку Ипполита) и бессилие разума решить эти противоречия; пьесу «Брат Хуан, или Мир - это театр» («El hermano Juan, в El mundo es teatro», 1923), в которой автор сомневается в реальности существующего мира и одновременно в существовании Бога и трактует Дон Жуана как одинокого и бесплодного путешественника; детективную драму-мистерию «Другой», в которой вновь появляется тема Каина (Косме) и Авеля (Дамиан).
Наивысшим достижением Унамуно-и-Хуґо-художника является поэзия. «Прежде всего он поэт», - сказал о нем Г. Дарио. Стихи Унамуно-и-Хуґо - стихи философа, стихи-размышления, стихи-філософеми («Строка замешан на уме»). В 1907 г. он издал сборник «Стихи» («Poesias»), в 1914г. - «Розарий лирических сонетов» («Rosario de Sonetos liricos»), в 1923 p. - «Внутренние рифмы» («Rimas de dentro»). В этих сборниках много общего. Однако если в первой из них стихи расположены по тематическим разделам - «Кастилия», «Каталония», «Бискайя», «Размышления», то в «Четках лирических сонетов» Унамуно-и-Хуґо прибегает к хронологического принципа, превращая книгу в лирический дневник. Этот принцип он сохранит и в следующих сборниках. В центре этих сборников - та самая внутренняя борьба, которая происходит в душе автора. Здесь опять столкновение веры и безверия, поиски Бога и жажда бессмертия:
Теперь лишь вспоминаю то чудо -
мои надежды, и отныне состояния
просить судьбу: невигойну рану
пусть обезболит забвения ужасное.
Оно страшнее от жизни самого,
ибо забвение - смерть, и от порога
убивает страсть, шалом окутанную;
там - вечный мир, и войн там нет,
только земля безжалостно очищает
там наши виска от живого цвета.
(«Бывшее будущее», пер. Г. Латников,)
Для понимания отношения Унамуно-и-Хуґо к религии важны две его поэмы «Христос с Паленсії» («El Cristo de Palencia», 1913) и «Христос Веласкеса» («El Cristo de Velazquez», 1920). В первой поэме говорится о деревянную скульптуру Христа, хранящейся в францисканском монастыре в Паленсії. Вырезанная рукой сельского умельца, грубая и земная, она вызвала даже протест католических писателей, поскольку ее реализм свидетельствует, по их мнению, об отсутствии у народа истинной веры. Поэма «Христос Веласкеса» в формальном плане является серией духовных размышлений, обращенных к Христу и вызванных его образу. Унамуно-и-Хуґо восхищается картиной Д. Веласкеса, но его Христос не имеет ничего общего с образом этого классического произведения. По Унамуно-и-Хуґо, Христос - вечная человек, но он постоянно умирает, чтобы никогда не умереть. Особое место в поэзии Унамуно-и-Хуґо занимает поэма «Тереса» («Teresa», 1924), где он, призывая как вдохновителя романтика Ґ. А. Беккера, рассказывает историю человека, которая недавно пережила смерть любимого, пытаясь совместить чувства и разум. Герой поэмы «думал о своих чувствах» и «чувствовал свои мысли».
В 1923 г. в Испании власть захватил военный диктатор П. де Ривера. Унамуно-и-Хуґо считал, что он может повлиять на людей и изменить судьбу Испании. Он опубликовал ряд статей, направленных против нового режима, за что и поплатился: его уволили с должности ректора и сослали на Канарские острова. Протесты мировой общественности, в частности А. Эйнштейна, Г. Роллана, Т. Манна, заставили диктатора прекратить ссылку, однако Унамуно-и-Хуґо отказался вернуться на родину. Он жил в эмиграции в Париже и у французско-испанской границы, в Ендайї. Мысли и чувства Унамуно-и-Хуґо того времени отразились в сборнике сонетов «От Фуертовентури в Париж» («De Fuerteventura a Paris», 1925), «Романсе-ро изгнания» («Rommcsro del destierro», 1928) и «Кансьйонеро» (1928-1936).
В 1931 г. Унамуно-и-Хуґо снова в Саламанке. Республиканцы встретили его как национального героя, вернули пост ректора университета, был избран членом испанской академии. Последние годы жизни для Унамуно-и-Хуґо талы время сложного выбора, тяжелых нравственных испытаний. В октябре 1936 г. Унамуно-и-Хуґо решил добровольно уединиться в своем доме. Через несколько дней генерал Франко лишил его ректорства «за политику». В этом добровольном схимництві писатель-философ умер 31 декабря 1936 г. во время спора с одним из его бывших коллег, который пришел уговаривать его примириться с новой властью.
Украинский язык отдельные стихи Унамуно-и-Хуґо перевели М. Литвинец и Г. Латник.
А. Штейн
|
|
|