ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

ТУРНЬЕ, Мишель

(рожд. 1924)

ТУРНЬЕ, Мишель - творчество писателя

ТУРНЬЕ, Мишель (Tournier, Michel - нар. 19.12.1924, Париж) - французский писатель.

Турнье, сын гуманитариев-германистов, родился в Париже, хотя его родители и не были коренными парижанами. Значительное влияние на формирование характера и мировоззрения будущего писателя оказала мать. Она воспитывала детей в религиоВНОм духе (была католичкой) и традициях немецкой культуры.

Во время учебы на философском факультете Сорбонны Турнье получил глубокую и всестороннюю философскую образование - прекрасно знал античную, средневековую и современную классическую философию. Особенно на него повлияли труда Г. Башляра, Ж. Сартра, К. Леви-Стросса. В 1946 г. он защитил дипломную работу о Платона. В рамках изучения университетского курса психологии Турнье присутствовал во время обхода психически больных в больнице Сальпетриер. Заинтересовавшись психопатологією и психоанализом, он некоторое время самостоятельно глубоко их изучал. Однако вскоре Турнье разочаровался в психоанализе, который, по его мнению, «самые тонкие и многогранные произведения сводит к нескольким крайне упрощенных и убогих схем». В 1948-1949 гг. Турнье в Музее Человека занимался этнографией под руководством К. Леви-Стросса. Став профессиональным литератором, Турнье сохранил страсть к философии и культорологии, в частности к немецкой культуре. В его творчестве сочетаются философия и литература, реальность и вымысел. Как у большинства авторов XX в., творчество Турнье «заряжается» «бродячими» сюжетами из классики, мифов, легенд, притч, символов.

Его романы критики обозначают романами-мифами - используя известный сюжет, автор интерпретирует его на свой лад, развивая собственную гипотезу.

Первый роман Турнье - оригинальная версия про Робинзона Крузо и Пятницу «Пятница, или Круга Тихого океана» («Vendredi, ou les Limbes du Pacifique») - вышел в свет в 1967 г. и получил широкую огласку. Поскольку, по мнению автора, «Пятница полностью потерялся на фоне Робинзона и был принесен ему в жертву, я решил переписать историю, вернув Пятницы подобающее ему место». Первая часть романа - это подробный, неспешный, розмисловий перевод эпопеи в духе XVTII в., с изложением многих сведений и описанием навыков, необходимых працелюбній и усердному человеку, который исповедует ценности европейской цивилизации. Пятницу Робинзон берется воспитывать, радуясь, что появился кто-то, кого можно заставить работать и привлечь к благам цивилизации».

После взрыва пороховых припасов картина резко меняется. Теперь жизнь на острове идет по правилам дикаря Пятницы, главное среди которых - не напрягаться, получать удовольствие и не усложнять себе жизнь ненужными условностями, вроде посуды, одежды и т. д. Робинзон понял, что бегать голышом намного приятнее, чем переодеваться к обеду; что не надо делать рисовых плантаций, если вокруг хватает другой пищи нет смысла вставать на рассвете, если можно целый день дремать в гамаке. И совсем не обязательно пытаться разговаривать, поскольку молчание исполненное мудрости, а выразить необходимое можно и с помощью жестов. Оказывается, Робинзону «самому давно уже надоел скучный и однообразный порядок, но не хватало смелости избавиться от него».

В результате Робинзон и Пятница поменялись ролями. Теперь Пятница учит важных навыков - пускать в небо стрелы, упражняться с воздушным змеем, мастерить арфу из козьего черепа, устраивать из пороха фейерверки. Если в первой части романа нас учили трезво рассуждать и работать, то во второй - учат «счастливом и приятном жизни, полной здоровых и бурных игр и удивительных выдумок». Когда к острову причаливает корабль, Робинзон, с отвращением наблюдая суету матросов на палубе, решает окончательно остаться на острове. Зато Пятница тайком убегает ночью на корабль.

В своей версии Турнье стремится восстановить целостность существования человека, возвращая ее к первоистокам - к естественной жизни. По его мнению, в жизни цивилизованного человека не хватает спонтанности, игры, естественной радости от общения с окружающим миром. Но и, в свою очередь, «дикой» человеку, если он стремится к новому опыту и способна удивляться и учиться, цивилизация с ее достижениями может дать многое, в любом случае может быть интересной и полеВНОй. После выхода в свет, в том самом 1967 p., книга была уважаемой премией Французской Академии за лучший роман, а Турнье сразу же прославился. В 1975 г. писатель переработал роман для детского чтения - «Пятница, или Дикая жизнь».

Роман Турнье «Лесной царь» («Le Rui des aulnes», 1970) называют лучшим романом 70-х pp., что заложил фундамент того, что в 80-х гг. обозначили «постмодернизмом». Сюжет основан на мрачных древнегерманских легендах о Лесном царе - похитителя и убийцы детей, по мотивам которых был написан «Лесной царь» И. В. Гете. События разворачиваются в период становления нацизма. Главный герой - автомеханик Абель Тиффож, который по воле судьбы становится Людоедом из Кальтенброна, древнего тевтонского замка, где собраны дети со всей округи. Это история человека, который читает знаки и повинуется судьбе, которая роковым образом повторяет судьбу других воплощений мифических гигантов - людоедов: Ольшанного короля, св. Христофора, а также Герінґа и Гитлера - людоедов из Ромінтена и Растенбурґа. Личная история героя является своеобраВНОй прелюдией к путешествию в страну чистых символов, какой предстает в сознании Тіффожа Пруссия, страна, где судьба главного героя в конце концов растворяется, словно какая-то вспышка.

Роман имеет сложную идеологическую композицию, в нем переплетаются ряд культурных слоев, страсти и ужас, смешанные с любострастям и архетипами коллективного бессознательного. В то же время проблематика произведения выходит далеко за пределы інтертекстуальних игр и мультикультурных поисков. Используя «мифологический» ракурс, Турнье исследует феномен и магическую природу фашизма. В 1970 г. писателю за роман «Лесной царь «присудили Гонкуровскую премию, а в 1972 г. он стал членом Академии Гонкуров. В 1996 г. по мотивам романа был снят фильм «Огр» (Германия, реж. Ф. Шлендорф, в главной роли - Дж. Малкович). По версии фильма, Аббель Тиффож собирает мальчиков для воспитание в школе юных нацистов.

Произведения Турнье інтертекстуальні, но писатель стремится к сочетание образа и сути. Для него роман - художественное исследование современного мира с помощью неоміфу, когда произведение может быть міфоцентричним или міфопоетичним. Он использует много приемов постмодернистской эстетики, однако до постмодернистов Турнье отнести нельзя, поскольку его цель - не эстетические забав-лянки с текстом, а познание и проповедь утраченной истины, соединение мира, который распадается.

Турнье много работает в жанре новеллы - сборники «Тетерев» («Le God de bruyere», 1978), «Полуночный влюбленный» («Le Medianoche amoreux», 1989), пишет сказки, аллегорические притчи и повести («Бабушка Метелица», «Побег мальчика-мізинчика», «Жиль и Жанна»), прозу для детей. Из этого ряда наиболее известной является повесть «Жиль и Жанна» («Gilles et Jeanne», 1983) - о роковой встрече маршала Франции Жиля де Рэ с Жанной д'арк, что впоследствии привело его, озабоченного поисками философского камня, на костер инквизиции.

Турнье является также автором эссе и других романов - «Метеоры» («Les Meteores», 1975), «Золотая капля» («La Goutte d'or», 1986), «Ґаспар, Мельхиор и Бальтасар» («Gaspaid, Melchior et Balthazar», 1980). Книги «Ґаспар, Мельхиор, Бальтасар» (история трех царей, которые принесли дары младенцу Иисусу) и «Золотая капля» (путешествие под-летка-бербера из Африки во Францию в поисках своей фотографии, сделанной французским туристом, является, по сути, мозаикой, набором связанных между собой рассказов, историй, притч. В романе «Елеазар, или Источник и Куст» («Eieazar, ou la Source et le buisson», 1996) возвращение к первоисточникам жизни происходит через переосмысление библейских сорокалетних блужданий по Синайской пустыне. Новое прочтение Библии указывает человеку путь, который она должна пройти, открывая для себя «землю обетованную». Турнье сочетает отдаленные хронологические потоки - библейские времена, XIX и конец XX в., мифы, легенды, литературные тексты, открывая новые пути познания в литературе.

Турнье - страстный фотолюбитель и философ фотографии. Он пишет тексты-размышления до собственных фотографий и комментарии к работам известных фотографов. Турнье издал несколько фотоальбомов. В известном, «Зарисовки со спины» («Vues des dos», 1981) собраны изображения со спины неизвестных людей - оказывается, спина может многое рассказать о человеке.

В основе произведений Турнье заложен принцип дихотомии, то есть сочетание противоположных первнів для создания целостной картины. По мнению автора, современная цивилизация тяготеет к раздробленности и потери единства, за то расплывчатость мира требует особого способа его воспроизведения. Отсюда обращение к мифу, желание работать с ним, приобщиться к нему, пусть и членуючи и перекраивая по собственному усмотрению. Романы Турнье знаменуют время возникновения очень распространенной в последней четверти XX в. литературной формы романа-мифа, для которого характерны обыгрывание известных сюжетов и символов, использования архетипов коллективного бессознательного, переплетение культурных и хронологических слоев.



И. Ермакова