ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

ТУРГЕНЕВ, Иван Сергеевич

(1818 - 1883)

ТУРГЕНЕВ, Иван Сергеевич - творчество писателя

ТУРГЕНЕВ, Иван Сергеевич (Тургенев, Иван Сергеевич - 09.11.1818, Орел - 03.09.1883, Бужіваль, поблете. Парижа) - русский писатель.

Тургенев родился в семье Сергея Николаевича и Варвары Петровны Тургенєвих. Его отец, отставной кавалерийский офицер, принадлежал к древнему дворянскому роду, мать - к богатой помещичьей семьи Лутовинових. Детство Тургенева прошло в родительском имении, Спасском-Лутинові, что вблизи г. Мценска Орловской губернии, а первым его учителем был крепостной секретарь его мамы Федор Лобанов. У1827 г. Тургенев переехал с семьей в Москву, где продолжил свое образование сначала в частных пансионах, а затем под руководством московских учителей. К четырнадцати годам Тургенев свободно говорил на трех иностранных языках и успел ознакомиться с лучшими произведениями европейской и русской литературы. В 1833 г. он поступил в Московский университет, а в следующем году перевелся в Петербургский, в котором окончил в 1837 г. словесный отдел философского факультета.

В студенческие годы Тургенев начал писать. Его первыми поэтическими попытками были переводы, небольшие поэмы, лирические стихотворения и драма «Стено» (1834). Однако интерес Тургенева еще не были сосредоточены на литературном творчестве. Весной 1838 г. он уехал за границу, его манил Берлинский университет, который был в то время центром изучения философии Г. В. Ф. Гегеля. В Берлине Тургенев слушал лекции по классической филологии, философии и истории, а в 1841 г. вернулся в Россию.

Первые два года на родине посвящены поискам сферы деятельности. Сначала Тургенев мечтал о преподавании философии и сдал магистерские экзамены, дававшие право на защиту диссертации и получение кафедры. Однако путь к преподавательской деятельности оказался закрытым, поскольку надежд на восстановление кафедры философии в Московском университете, где Тургенев собирался работать, не было. В 1843 г. его зачислили в канцелярию министра внутренних дел, но Тургенев вскоре разочаровался в своих ожиданиях и через два года ушел в отставку.

Того же года Тургенев опубликовал поэму «Параша», а чуть позже появился сочувственный отзыв о ней В. Белинского. Эти события решили судьбу Тургенева: отныне литература стала для него главным делом жизни. Он пробовал себя в самых разных жанрах: лирические стихи перемежались критическими статьями, вслед за «Парашей» появились стихотворные поэмы «Разговор» (1844), «Андрей»(№5), «Помещик»(1845); в то же время были написаны прозаические повести и рассказы - «Андрей Колосов»(1844), «Три портрета» (1845), «Бретер» (1846), «Петушков» (1847). Кроме того, Тургенев писал еще и пьесы - драматический очерк «Неосторожность» (1843) и комедию «Безденежье»(1846). Используя лирические мотивы и типичные характеры, введенные в литературу первыми русскими реалистами, Тургенев пытался переосмыслить их в духе трезво-аналитического, социального реализма 40-х pp. И все же все его поиски свелись к эстетических канонов «натуральной школы». Воспринятое им в это время круг идей Т. позже охарактеризовал понятием «западничестве», имея в виду при этом прежде всего оппозиционность крепостническом строя и признание плодотворности европейского пути развития.

Тем временем в жизни Тургенева произошел глубокий перелом. Еще в 1843 г. он познакомился со знаменитой французской певицей Полиной Виардо, которая гастролировала в Петербурге. В 1845 г. он на некоторое время уехал с ней во Францию, а в начале 1847 г. покинул Россию уже надолго. Почти три года прожил он сначала в Германии, затем в Париже и Куртавнелі, поместье семьи Виардо. Отъезд лишил Тургенева привычного литературного и светского среды, новые условия жизни побудили его самозаглибитися и многое в себе переоценить. Он достиг подлинного профессионализма в творчестве, а его взгляды на искусство стали проще и более строгими. В заграничном уединении оживали давние впечатления, сохранившиеся с детства, от времени поездок на охоту в Спасское (летом и осенью 1846 г. Тургенев исходил с ружьем Орловскую, Курскую и Тульскую губернии). Так зарождались «Записки охотника» («Записки охотника»), которые сделали Тургенева известным.

Еще перед отъездом писатель передал в журнал «Современник» очерк «Хорь и Калинин» («Хорь и Калиныч»). Неожиданный успех очерка, опубликованного в начале 1847 г., натолкнул Т. на мысль написать целый ряд схожих. На протяжении пяти лет они появлялись один за другим на страницах «Современника», а в 1852 г. автор издал их отдельной книгой. Первые рассказы «Записок охотника» композиционно и стилистически очень близки к «фізіологій» «натуральной школы» - безсюжетних описательных характеристик общественных нравов, что воспроизводили ту или иную жизненную сферу со всеми присущими ей бытовыми, языковыми и этнографическими особенностями. Но чем дальше, тем чаще описательный рассказ Тургенева включает в себя элементы психологической новеллы, лирические этюды, пейзажи, философские размышления. Рассеяны по разным частям цикла зарисовки, сценки, ситуации связываются перегуками и повторами. Этнографические картины на глазах превращаются в своеобразную эпопею о народной жизни.

«Записки охотника» сыграли предельную роль в творчестве Тургенева. Обратившись к народной жизни, он нашел, наконец, ту тему, которая дала ему возможность быть одновременно наблюдателем фактов и универсальным мыслителем, аналитиком и лириком, беспощадным критиком действительности и творцом ее поэтической «апофеоз». Выдающейся была роль книги Тургенева и в развитии всей русской литературы. Она проложила пути «Войне и миру» Л. Толстого, романам Ф. Достоевского, поэмам М. Некрасова, сатирическом эпоса М. Салтыкова-Щедрина.

В 1850 г. Тургенев вернулся в Россию, где сблизился с М. Некрасовым и кругом «Современника». Однако в 1852 г. его неожиданно арестовали за опубликование (в обход цензуры) статьи, посвященной памяти М. Гоголя. После месячного ареста, Тургенев по распоряжению Николая i был выслан в свое имение без права выезда за пределы Орловской губернии. В 1853 г. наказание было несколько смягчено разрешением приезжать в Петербург, но право выезда за границу было возвращено только в 1856 г. Время ареста и пребывания в Спасском, владельцем которого Тургенев стал еще в 1850 г. после смерти матери, дал новый толчок творческим поискам писателя.

Поискам новых форм способствовал опыт драматургии, которой Т. отдал немало сил в предыдущие годы. Параллельно с народными рассказами он написал целый ряд пьес: «Где тонко - там и рвется»(1847), «Дармоед» (1848), «Холостяк» (1849) и т.д., хотя драматургия оказалась для него только творческой лабораторией. В период ареста и ссылки Тургенев попытался перейти к новым формам изображения народного быта: написал повести «Муму» (1852) и «Заезд» («Постоялый двор», 1852), где «простые, ясные линии» объективной манеры изменили предыдущую тургеневскую стилистику. Это касается и следующих произведений писателя: «Дневник лишнего человека» («Дневник лишнего человека», 1850), «Два приятеля» («Два приятеля», 1853), «Затишье» («Затишье», 1854), «Переписка» («Переписка», 1854), «Яков Пасинков» («Яков Пасынков», 1856). В каждой из названных повестей появляется герой, который терпит неудачу в своих попытках заняться полеВНОй деятельностью или найти личное счастье. Такого героя отличают высокие идеалы, отчужденность от официальной жизни общества, от мещанского быта. И одновременно - практическая беспомощность, постоянный разлад между словом и делом. Причиной драмы «лишнего человека» (тургеневская формула впоследствии стала общепринятой) Т. считал столкновения ее духовных интересов и устремлений с российским общественным строем, диким, закостенелым, отсталым.

В своем первом романе «Рудин» (« Рудин», 1855), написанном в разгар проигранной Крымской войны, на пороге больших исторических перемен, Тургенев пытается осмыслить эту эпоху, выделив в нем самое важное, и важнейшей общественной проблемой недавнего прошлого стала для него именно проблема «лишнего человека». В жизни других действующих лиц романа Рудин входит как пророк. Однако вскоре оказывается, что он не лишен тщеславия и кокетства. Потом будет откровенно сказано о его суетность, мелочность, деспотизм, а рядом зазвучит тема человеческой надщербленості героя, который не способен любить, осчастливить другого человека, не способен к настойчивых усилий, к повседневной работе, в творческих радостей и свершений. Однако в эпилоге романа способ и масштаб изображения героя резко меняются. Все мелкое, тривиальное, эгоистическое в Рудіні отходит на второй план, как нечто несущественное. Открывается глубинная - подвижническая - сущность его жизненной позиции: перед читателем - трагический герой, который пытается служить истине и добру, но именно в этом стремлении он сталкивается со всем общественным строем современной ему России.

В «Рудіні» сложилась своеобразная форма тургенєвського романа, где развитие сюжета концентрируется вокруг одной напряженной коллизии, ограничиваются пространственно-временная сфера и круг действующих лиц, развернутый психологический анализ заменяется лаконичным отбором характерных деталей, различными формами объективного самораскрытия героев.

Между тем, правительство России в конце 1857 г. объявил о своем намерении освободить крестьян от крепостного права, а в следующем году началась подготовка реформы. Волнения и надежды сторонников перемен захватили Тургенева: после почти двухлетней поездки по Западной Европе он летом 1858 г. вернулся в Россию и сразу окунулся в атмосферу общественного оживления. Все круг назревших проблем отраженных в лирико-философских повестях Тургенева: «Фауст» (1856), «Поездка в Полесье» («Поездка в Полесье», 1853-1857), «Ася», «Первая любовь» («Первая любовь», 1860). Возникла своеобразная форма элегии в прозе, что помогла Тургеневу постичь некоторые важные особенности общественно-исторической ситуации середины XIX в. Одной из главных примет времени для Тургенева стал процесс внутреннего освобождения личности. В то же время в этих повестях вызревает мысль о рятівничість «цепей долга», мысль о самоотречении как самую надежную моральную позицию перед лицом неподвластных человеку законов бытия. Эта мысль наиболее полно обоснована в романе «Дворянское гнездо» («Дворянское гнездо», 1858).

В «Дворянском гнезде» изображены не просто судьбы отдельных людей, речь идет об исторической судьбе всего дворянства. Воссоздавая родословную семьи Лаврецьких, Тургенев показывает, как после указа о «вольности дворянства» от поколения к поколению усиливались культурный разрыв и социальные противоречия между дворянством и народом. Писатель пытается найти в дворянской среде обнадеживающие признаки нравственного обновления, и с этой целью вводит в роман героев нового типа - открытых, честных, свободных от эгоизма, амбиций, рефлексии и других исторических пороков «лишних людей». В споре с поверхностным, самодовольным бюрократом-западником Паншиним герой романа Федор Лаврецкий формулирует скромную, но благородную программу: «Пахать землю... и стараться как можно лучше ее пахать». Пафос дела впервые сочетался у Тургенева с высокой поэзией любви. Любовь Лаврецького к Лизе Калитиної меняет его душу, делает гармоничный идеал, что объединяет «честный труд», счастье «на всю жизнь», непоколебимые моральные принципы и веру в высокий смысл человеческого существования.

Через пять месяцев после появления «Дворянского гнезда» Тургенев начал работу над романом «Накануне» («Накануне»). В 1860 г. роман был опубликован и, в отличие от «Дворянского гнезда», вызвал бурную, противоречивую реакцию. Героиню своего романа Тургенев поставил перед выбором. Елена Стахова олицетворяла молодую Россию, которая охвачена жаждой перемен. На место ее избранника претендуют ученый, художник, честный чиновник и революционер. И когда Елена предпочла «бродязі, ріВНОчинцю» революционеру Інсарову, это воспринималось как ответ на логичный читательское вопрос: какой тип деятеля привлекательный для современной российской молодежи?

Трагический характер новейших конфликтов Тургенев попытался показать в новом произведении - романе «Отцы и дети» «Отцы и дети», 1862). Читатель видит хозяйственные неурядицы, закостенелость и бессилие администрации, обнищание народа, расписание традиционного быта, разрушение исконных связей крестьянина с землей, общиной, семьей. На этом фоне развертывается спор о путях спасения России, который ведут герои, которые представляют две основные партии российской интеллигенции. Программа либералов, главным защитником которой выступает Павел Петрович Кирсанов, сочетает идеи достоинства и прав личности, самоуважения, чести, свободы и мысль о большом значении земледельческой общины и патриархальной семьи.

Либералам противопоставлен «нигилист» Базаров, в котором читатель легко узнавал выразителей идей и настроений революционной молодежи. Базаров провозглашает идею «полного и беспощадного отрицания», не признавая никаких границ при ее воплощении. Существующий мир должен быть разрушен до основания - иначе Россия никогда не выйдет из замкнутого круга механических изменений. Герой не менее категорично отрицает любовь и поэзию, музыку и красоту, философское мышление и семейные отношения, такие нравственные категории, как долг, право, зобов'язаність. Выступая сознательным и беспощадным противником традиционного гуманизма, Базаров противопоставляет ему истины естествознания, утверждающие жестокую логику жизни-борьбы.

В спорах с Павлом Петровичем Базаров легко побеждает. Однако все это лишь часть истины. Тургенев проводит своего героя кругами жизненных испытаний, которые и обнаруживают с настоящей полнотой и объективностью правоту и неправоту Базарова. Выход романа вызвал громкий литературный скандал. Писатель был потрясен и вопиющей противоречивостью отзывов, и субъективной односторонностью большинства из них. Обиженный и разочарованный, он снова поехал за границу и в течение нескольких лет почти не писал. В первой половине 60-х pp. Тургенев опубликовал лишь небольшую повесть «Призраки» («Призраки», 1964) и лирико-философский этюд «Довольно»(«Довольно», 1865), где прозвучали грустные мысли об эфемерности всех человеческих ценностей.

Однако отказаться от активного участия в литературной и общественной жизни Тургенев не смог. В Баден-Бадене и в Париже, где он провел большую часть последних двадцати лет жизни, его по-прежнему волновали перипетии политической борьбы в России, последствия ликвидации крепостничества. В 1867 г. писатель закончил работу над романом «Дым» («Дым»). В «Дыме» Тургенев резко отошел от привычной для него жанровой структуры, сконцентрированной вокруг главного героя и героини. Сюжет нового романа разветвляется на несколько почти самостоятельных линий, связанных между собой смысловыми перегуками. Роман наполняется сатирическими и публицистическими мотивами, ранее мало свойственными манере Тургенева. Главным объединяющим первнем становится символически-философский образ «дыма», что притягивает в поле своего притяжения все ключевые эпизоды и детали.

В эти годы возобновляется давняя заинтересованность Тургенева народной темой. Продолжением попыток создать русский эпос стала работа Тургенева над повестями «Бригадир» (1866), «Несчастная» («Несчастная», 1869), «Странная история» («Странная история», 1870), «Степной король Лир» («Степной король Лир», 1870), «Стук... стук... стук!..» (1871), «Пунин и Бабурин» («Пунин и Бабурин», 1874) и др. На первый взгляд, Тургенев воскрешает здесь поэтику «натуральной школы», что подчинила изображения людей и событий задачей социальной типизации. Однако плотность и конкретность социально-бытовых характеристик, детальное описание среды, что окружает героев, вступают в новое, плодотворное сочетание с универсально-философским осмыслением характеров и ситуаций. Тургенев рисует типы, воплощающие корневые черты национального характера.

Не меньшей была заинтересованность Тургенева скрытыми ресурсами человеческой природы вообще. Стремление познать их воплотилось в целой группе «таинственных повестей»: «Собака» (1870), «Сон» (1877), «Песнь торжествующего любви» («Песнь торжествующей любви», 1881), «Клара Мілич» («Клара Милич», 1883). Т. изображает явления человеческой психики, которые считались тогда недостижимо загадочными: его привлекают странные совпадения в желаниях и поступках разных людей, тайны наследственности, загадки психологии сна, примеры непонятной власти умерших над чувствами и волей живых, гипноз, галлюцинации, непонятные предчувствия и т. п.

Заинтересованность масштабным, обобщающим осмыслением жизни по-другому выразилась в обращении Тургенева к мемуарного жанра. На протяжении 70-х гг. формировался и неоднократно пополнялся цикл мемуарно-автобиографических очерков «Литературные и житейские воспоминания», где писатель пытался связать свою судьбу с историческими судьбами своего поколения. В начале 1877 p. Тургенев издал роман «Новость» («Новь»), в котором изобразил «хождение в народ» революционной молодежи.

На рубеже 70-80-х pp. независимая и честная позиция Тургенева, неизменное благородство его творческих поисков наконец принесли ему заслуженную славу как в России, так и за рубежом. Для писателей Запада он стал главным представителем российской культуры и одним из корифеев европейского реализма. В 1878 г. он вместе с В. Гюго руководил международным литературным конгрессом в Париже.

Весной 1882 г. проявились первые признаки тяжелой болезни, которая оказалась смертельной. Умер писатель в 1883 г. в Буживалі, неподалеку от Парижа, на вилле П. Виардо. За несколько месяцев до смерти Тургенев издал первую часть «Стихотворений в прозе» - цикл лирических миниатюр, который стал своеобразным прощанием писателя с жизнью, родиной и искусством.



В. Маркович