ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

«Торгует тот мелкими чувствами, кто сердце всем на показ открывается» (В. Шекспир)

Человеческие чувства... Мелкие они или высокие, но они управляют человеком и его поступками. Сами чувства дают духовную пищу человеку, обогащают ее унижают. Ведь и величие человека измеряется не ростом и телосложением, а силой ее чувств. И даже чувство собственной значимости и человеческого достоинства присущи, к сожалению, не всем людям.

Но стоит отдать должное эпохе Возрождения, которая обогатила человека такими шедеврами, которые высветили истинную силу человеческих чувств.

Рассматривая произведения Уильяма Шекспира, понимаешь, какой глубиной мысли руководствовался драматург, изображая человеческие чувства. Кажется, что сам он мог проникнуться чувствами своих героев. И герои они не за названием, а за необычайную силу, которую им дано автором. Но каждый персонаж Шекспира воспринимается в неразрывном единстве со своей эпохой. Кажется, что для трагедии «Ромео и Джульетта» было достаточно одних только чувств, но автор изобразил и город-государство Верону, и противоборство семей, и уличные бои, и баллы, и молодежные вечеринки.

Но герои Шекспира, независимо от места и времени,- это его современники. Даже образы античных персонажей несут отпечаток эпохи Возрождения. И этот отпечаток проявляется именно в чувствах. Хотя корни конфликтов, в которых находятся герои, являются социальными, однако трагедии этих героев чисто человеческие. Человеческое величие - в вечном противоречии с человеческими пороками и недостатками. Разве что Макбета можно причислить к ворам, а все остальные - просто люди. Но важно, что груз, который лежит на душе у каждого персонажа, он несет по-своему.

И нередко семейная драма становится драмой целого государства. Это мы наблюдаем и в «Гамлете», и в «Короле Лире». И человеческие страсти, которые возникают во дворце короля Лира, захватывают всех действующих лиц, не щадят ни отца, ни брата, ни сестры, ни мужа. Война не на жизнь, а на смерть стирает и старческую седину, и цветущую молодость.

Сущность человека, его место в жизни и ее вес в обществе - вот в чем эта трагедия.

Дело в том, что герои произведения нарушили законы, по которым происходят все общественные связи, по которым дети подчиняются родителям, а родители беспокоятся о них, за которыми подданные подчиняются королю, а король беспокоится о них. В трагедии «Король Лир» отец выгоняет из дома дочь, две другие выгоняют из дома отца, одна сестра травит другую, младшая дочь идет войной на собственную родину. То же самое происходит и с подданными, где Глостер выгоняет сына, а незаконный сын пытает отца. Но есть в произведении и другие чувства. Корделия не унижает своего достоинства подхалимством к отцу, публично признаваясь ему в своих чувствах, которые считает полностью интимными. И поэтому она остается вигнанницею. Корделия, Эдгар, Кент, королевский шут - люди, полные понимания, внутреннего благородства и человеческих прав.

Два полярных мира, один - изгнанников, другой - богатства и власти, добытых льстивой торговлей чувствами Гонерильї, Регани, Корнуола и Эдмонда.

Мир сильных и богатых не прощает тем, кто восстает против него. А человек только ценой собственного горя и собственных испытаний приходит к выводу, что нет ничего ценнее жизни.

Другими чувствами проникается Галилей из одноименной трагедии. Его чувства кровной мести сливаются с глубокими размышлениями о жизни и смерти, добро и зло, силу и слабость человека, борьбу разума и справедливости против зла, царящего в мире. Но трагедия раскрывает не только судьбу принца Дании, но и судьбы других персонажей, с которыми он взаимодействует. Это опять же представители двух враждебных лагерей. Причем, и Гамлет, и второстепенные персонажи проявляют себя в действии.

Каждое слово Гамлета бьет в точку и срывает маски. Это произведение Шекспира считается одним из лучших философских произведений во всей мировой литературе, а философия эта выражается в борьбе и переживании героев.

Так, как и в трагедии «Король Лир», власть в «Гамлете» принадлежит жалкой человеку - королю Клавдию, который совершил преступление - убил родного брата, но он распоряжается судьбами подданных. Рядом с ним его первый министр Полоний. Вот кто торгует своими чувствами, угідливо служа сперва одному королю, потом другому. Характерными чертами Полония есть рабская угідливість и похабщину. Характерной чертой трагедии Шекспира является то, что автор обрекает на гибель не только отрицательных персонажей, а полных самых прекрасных гуманистических черт. Но в этом трагизм жизни, который только усиливает веру автора в жизнь и в человека.