ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

ТРАКЛЬ, Георг

(1887 - 1914)

ТРАКЛЬ, Георг - творчество писателя

ТРАКЛЬ, Георг (Trakl, Georg - 03.02.1887, Зальцбург - 03.11.1914, Краков) - австрийский поэт.

Историю своей души Тракль написал лично - она вся в его стихах. Короткое (27 лет!) земная жизнь поэта изучено биографами от первого до последнего дня. Он родился в Зальцбурге 3 февраля 1887 г., в два часа пополудни - в родительском доме, на Ваагплатц («Площадь весов»). Отец - Теобальд Тракль (1837-1910) - торговал скобяными товарами. Мать - в девичестве Мария Катарина Халик (1852-1925) - коллекционер и реставратор картин и антиквариата, воспитанием детей (а их было шестеро, Георг - четвертый) себя особо не утруждала, передовіривши их гувернантке Мари Борінґ, француженке. В старших - сына Густава, дочерей Марии и Сроки, после Ґеорга добавился еще младший сын Фридрих, а в 1891 г. - младшая дочь Маргарета, будущая муза брата-поэта. По воспоминаниям Фридриха, «Георг был таким же, как и все мы: жизнерадостный, дикий, здоровый». С пяти лет Георг посещал подготовительную школу при католическом педагогическом училище. В 1897 г. его отдали в гимназию; учился он плохо, в четвертом классе остался на повторный курс, на выпускных экзаменах за седьмой класс не составил греческого, латыни и математике. В 1905 p. T. устроился помощником в зальцбургскую аптеку и именно тогда заохотився к наркотикам - морфия и вероналу.

Сочинять Тракль начал еще в гимназии. Впоследствии он создал несколько пьес-одноактівок, две из которых - «день Поминовения» и «Фата Моргана» - в 1906 г. даже были поставлены в зальцбургском театре, и прозаические произведения - «Страна грез» и «Мария Магдалина». В 1908 г. состоялся поэтический дебют Тракля - в «зальцбурзькій народной газете» опубликовано стихотворение «Утренняя песня». Того же года начинающий поэт поступил на фармацевтическое отделение Венского университета, после окончания которого вернулся домой, в Зальцбург, магистром фармацевтики. В 1910 г. поэт был зачислен на годовалую добровольную службу в армии. «Что за адский хаос ритмов и образов во мне!» - писал он своему другу Е. Бушбеку, жалуясь, что любой внешний толчок бросает его «в лихорадочное духовное смятение и бред».

После службы в армии Тракль устроился рецептаріусом в ту самую аптеку «У белого ангела». Биограф поэта Ф. Фишер заметил: «Когда он на службе, он чужд мира, далек от людей, далек от их проблем. Он сидит, его голова в руках, погруженная в собственные мысли; он полностью потерян для мира». В 1912 г. Тракль сблизился с Зальцбурзьким литературно-музыкальным обществом «Пан» и одновременно устроился военным провизором при аптеке гарнизонного госпиталя в Инсбруке. В авторитетном журнале «Бреннер» появилась его первая публикация - стихотворение «Теплый ветер в пригороде», а через некоторое время - «Псалом» - и он стал известным в узких литературных кругах. В Тракля появились первые подражатели, но в их стихах, как отмечал сам поэт, не было «жадной лихорадки жизни».

Тракль попеременно жил в Инсбруке, Зальцбурге и Вене, три недели провел в Венеции. Он тщательно работал над стихами, по много раз переделывая почти каждую поэзию. Поэзия, провинциальный богемную жизнь, женщины, вино, наркотики - всему этому Тракль отдавался страстно, увлеченно. В плане творчества следует заметить, что поэзию Тракля невозможно представить без Маргареты - без преувеличения, музы брата-поета. ее в своих стихах он называет «сестрой», «любимой», «девушкой», «монахиней», «пломенистим демоном». Современники удивлялись, насколько брат и сестра похожи - не только внешне, но и по внутренним составом.

В 1913 г. в Лейпциге вышел первый поэтический сборник Тракля - «Стихи» («Gedichte») в серии «Судный день» в издательстве «Курт Вольф». В следующем году поэт подготовил к печати вторую книгу стихов - «Себастьян во сне» («Sebastian im Traum») и получил основанную австрийским меценатом Л. Вітгенштейном стипендию для бедных писателей - 20 тыс. крон, однако ни издать книгу, ни воспользоваться стипендией уже не успел, так как началась Первая мировая война. Как резервиста Тракля сразу же призвали в армию и в прежнем чине лейтенанта направили на фронт, в полевой госпиталь, рецентаріусом, а уже 3 ноября 1914 г. он умер в госпитале от остановки сердца. «Суицид вследствие интоксикации кокаином», - было записано в его истории болезни. Время смерти - девятый час вечера. Его похоронили на Роковицькому кладбище в Кракове, а 7 октября 1925 г. прах Тракля перенесли на кладбище в Мюлау, вблизи Инсбрука. 21 ноября 1917 г. свела счеты с жизнью обожаемая сестра-муза Маргарета.

«Мне никогда не было дано таланта говорение», - писал Тракль своему однокласснику К. фон Кальмару. Среди всех способов выражения мысли поэт отдавал предпочтение «писемному слову». Слова, которые он написал, пережили своего автора уже почти на века, повлияв на многое из написанного и ненаписанного в XX в. И дело не только и не столько в новых поэтических формах и «новаторских мелодично-ритмических композиционных фигурах» (В. Ментагль), а скорее в том, что создан Траклем поэтическое пространство имеет некую целостность, автономность и благодаря этому может сколько угодно существовать во времени, зостаючись органической частью культуры.

Из стихотворения в стихотворение в творчестве Тракля путешествуют похожие на галлюцинации образы в обязательном сопровождении звуков и запахов. Элементы стиха двигаются и взаимодействуют по законам, которые интуитивно понятны, однако не поддаются точному формулированию, и поэтому некоторые критики обозначают их «законам музыкальной построения» - все это позволяет считать Тракля поэтом «единого стиха», который постоянно создавал, обживав и одухотворював один и тот же лирический пространство. Воспринимая «все голоса, которыми разговаривает окружающий мир, как безжалостные и болезненные», Тракль угадывает сосуществования в мире «высказанного» и «несказаного» (именно эти понятия через несколько лет получили в трудах другого австрийца, Л. Вітґенштейна, статус важнейших философских категорий и легли в основу философской системы).

«Несказаність птичьего полета» не отпускает поэта, поскольку требует выражения, и на помощь словам приходят паузы, молчания, которые отводят Тракля от традиционного рифмованного стиха к верлибру и во многом формируют своеобраВНОе разделение на строки и строфы в его поздних стихах. «Я в конце концов навсегда останусь бедным Каспаром Саузером», - писал Тракль своему другу Е. Бушбеку. Как и Каспар - юноша, найденный в XIX веке в одном из забытых подвалов Нюрнберга и вынужден учиться человеческой речи по-новому, поэт постоянно сталкивался с невозможностью выразить нуртуючу в нем стихию образов и чувств языковыми средствами, нищими по сравнению с этим богатством. К образу нюрнбергского найди, который вскоре погиб от руки убийцы, поэта манит и предчувствие собственной ранней смерти - мотив, который снова и снова возникает в его стихах. Смерть, опасается он, помешает ему овладеть языком «несказаного», то есть «родиться в вечность». Собственно, его «Песня о Каспара Саузера» и об этом также:

Весна и лето и пригожих осень

Праведника, его мягкая поступь

Вдоль темных покоев мечтателей.

Ночью он оставался наедине с собственной

зарей;

Видел, как падал снег на черные ветви,

Как в сумеречном коридоре мелькнула тень

убийце.

Серебряно наклонилась голова неродженого.

(Здесь и далее пер. Т. Гаврилива)

В поисках спасения от «безжалостных голосов» Тракль переполняет свой лирический мир запахами, шепотами и шорохами, насыщает его цветом. Внимание поэта к «немовленнєвих средств» вполне закономерна, учитывая стремление приблизиться к «несказаного»:

Снопами сальв вспыхивают солнца;

В старом парке, что за карнавалля,

Запале вглубь небесного пропасть.

Вопль фавна еще жаскіший, чем мертвеца.

Между крон рябит желчь его лица.

Среди красоль шмели ведут баталля.

Вот мимо несется всадник в зазеркалье.

Тополя вьют зміїстість манівця...

(«Сказка»)

В ранних стихах Тракля (1907-1910) еще ощутимая эмоциональность надрыва и разрыва, холодная ностальгия по прежней целостностью, которая позже исчезает. Поэт не призывает к созданию новой системы ценностей, поскольку такое «создание» невозможно в принципе. Отсюда частое спогадування холодного металла и камня. То, что обычно понимают под словом «смерть», в Тракля ассоциируется с финалом разложения, тлена; она - тотальное уничтожение, незыблемость:

Щупанья: повсюду терновник одна;

В сне: блевотина, хождение по лезвию;

Ад, пробуждение, зелень из окна;

Страх и качания в шатком ковчеге.

Темнота лестницы, незримые следы,

Тень незнакомки белеет из нее. -

Грешник в синь засмотрелся, туда...

Бренное наследуют крысы и лилии.

(«Суд»)

Украинский читатель открыл для себя в полном объеме творческое наследие самый самобытный австрийского поэта Тракля в 1997 p., когда вышли его «Произведения» в переводе Т. Гаврилива.



По Есть. Соколовой