|
ТОРРЕС-И-ВІЛЬЯРРОЕЛЬ, Диего де
(1693 - 1770)
ТОРРЕС-И-ВІЛЬЯРРОЕЛЬ, Диего де - творчество писателя
ТОРРЕС-И-ВІЛЬЯРРОЕЛЬ, Диего де (Torres в Villarroel, Diego de - 1693, Саламанка - 1770, там же) - испанский писатель.
Торрес-и-Вільярроель получил образование в Саламанкському университете. С 1726 г. возглавлял кафедру математики того же университета, позже сменил много профессий, а с 1745 г. стал священником. В яркой, необычной даже для своего времени лице Торрес-и-Вільярроелі сочетались словно два человека. Первая из них - неутомимый искатель приключений, смелый и рискованный человек, которая, помимо всего, увлекается мистикой, астрологией, пишет трактаты по магии и оккультизму, сонники и календари и прославилась своими астрологическими прогнозами, которые регулярно публикует под именем «Великого оракула из Саламанки». Вторая - это любознательный ученый, знаток медицины, математики, астрономии, философии, автор многих научных трудов, образованный и эрудированный человек. Кроме того, Торрес-и-Вільярроель был не лишен и художественного таланта, принадлежал к кругу самых заметных писателей своего времени, тех, кто готовил почву для испанского литературного Просвещения.
В литературу Торрес-и-Вільярроель вошел как один из самых последовательных продолжателей традиций выдающегося испанского сатирика Ф. де Кеведо. Уже в своих ранних стихотворениях, помещенных в сборнике «Политическое досуга...» («Ocios politicos...», 1726) Т.-и-И. язвительно критикует современное ему испанское общество. Основу творческого наследия зрелого Торрес-и-Вільярроеля составляют его художественная автобиография «Жизнь, происхождение, рождение, воспитание и приключения доктора Действием де Торреса-и-Вільярроеля, описанные им самим» («Vida, ascendencia, nacimiento, crianza в aventuras del Dr. Diego de Torres в Villarroel, escrita por el mismo», 4 ч. - 1743, 5 ч. - 1752, 6 ч. - 1758) и сборник повестей «Поучительные сновидения» (\152).
Автобиография Торрес-и-Вільярроеля написана в духе плутовского романа, реальным обстоятельствам и фактам собственной жизни автор пытается предоставить интересной, поучительной формы. Одновременно мировоззренческие установки автора повествования существенно подчинены требованиям и задачам просветительской эстетики. Сборник «Поучительные сновидения» - это своеобразная галерея сатирических типов тогдашнего испанского общества. Центральное место в сборнике занимает повесть «Видение и прогулки с Франсиско де Кеведо столицей» («Visiones в visitas con Francisco de Quevedo рог la corte»), в которой ее автор вместе с восставшим из могилы призраком Кеведо осуществляет прогулки по Мадриду, во время которых они вместе наблюдают картины морального упадка и духовной деградации в среде различных социальных слоев испанского общества. Аналогичная тематика характеризует и другие произведения этого сборника - «Переправа через Ахерон», «Письма в потусторонний мир «и др. По стилевым признакам манера письма Торрес-и-Вільярроеля тяготеет к барочной поэтики с ее подчеркнуто метафоричними и затруднено синтаксическими формами высказывания. Типично барочными есть и основные символы и мотивы его поэзии. Творческое наследие Торрес-и-Вільярроеля представлен также многочисленными сатирическими сонетами и стихами, стилизованными под народную песню (сегідилью), обработанную в духе тематики барокко (суета и недолговечность человеческого бытия, символика смерти, мотивы загробной жизни и т.п.). В общем творчество Торрес-и-Вільярроеля является ярким образцом поэзии позднего испанского барокко.
В. Назарец
|
|
|