|
ТОРО, Генри Дэвид
(1817 - 1862)
ТОРО, Генри Дэвид - творчество писателя
ТОРО, Генри Дэвид (Thoreau, Henry David - 12.07.1817, Конкорд, Массачусетс - 06.05.1862, там же) - американский писатель.
«Моя жизнь, - писал он в одном из стихотворений, - это поэма, которую я должен был написать...». Его жизни находилось в единстве с его творчеством: Торо творил жизнь согласно своих философских идеалов. Торо происходил из небогатой семьи, которая всего за несколько десятков лет до его рождения прибыла в Новый Свет. В новоанглійському городке Конкорде отец Торо имел репутацию неудачника. В 1812 г. он обанкротился и, продав лавку, занялся производством карандашей. Одно за одним в семье появилось четверо детей. Чтобы справиться с лишениями, иметь Торо открыла скромный домашний пансион. Однако семья нашла возможность дать Генри хорошее образование. Парня сначала отдали на обучение в частную школу, а впоследствии он поступил в Гарвардский университет.
В Гарварде Торо достиг успехов в изучении древних языков. С ранней юности он отличался пытливым умом и страстью к чтению. Выбирая кйигй, будущий писатель не ограничивался университетской программой, проводя свой досуг в библиотеке. Здесь он изучал древних авторов, читая их на языке оригинала и глубоко проникая в мир далекого прошлого. Еще до университета Торо начал читать антологию «Английские поэты» Чалмерса, состоявшая из 21 тома. Его любимыми поэтами были єлизаветинці и метафизики XVII в. - Дж. Донн, Дж. Герберт, Е. Марвелл. Настоящим открытием для Торо стали английские романтики. С.Т. Колридж открыл для него мир немецкой романтической философии, а В. Вордсворт в оде «Откровение бессмертия из воспоминаний раннего детства» поразил Торо своими соображениями, удивительно похожими на его собственные. Но главным впечатлением от современной английской литературы были труды историка и философа Т. Карлайла. Его влияние чувствуется в ранней прозе Торо. Прочитав все самое существенное в английской литературе от Дж. Чосера до Карлайла, Торо обратился к истории городов Новой Англии, книг первых колонистов о странствиях по стране. Его поразила доходчивая и сильный язык этих книг. В университете Торо увлекся ботаникой. Сначала он прочитал «Растения Бостона и окрестностей» Бигелоу. Следовательно, что бы не делал Торо впоследствии, изучение растительного и животного мира родного Массачусетса было постоянным и очень важным для него занятием.
В 1836 г. Г.В. Эмерсон в своем трактате «Природа» открыл перед Торо новые горизонты. Торо нашел в этой книге наставления, которые очень точно соответствовали запросам его мятежной души, что не признавала никаких компромиссов: «Жизнь в гармонии с природой, любовь к истине и добродетели уволят зрение от полуды, чтобы стал доступным созданный природой текст». Знакомство и дружба с Эмерсоном укрепили в Торо желание «жить по велению мудрости».
После университета в течение нескольких лет Торо работал учителем в школе вместе со своим братом Джоном. Брать Торо поражали жителей Конкорда необычными методами обучения. Во время летних каникул они путешествовали реками Конкорд и Мерримак, впечатления от этих поездок легли в основу книги Торо «Неделя на Конкорде и Меррімаку» («The Week on the Concord and Merrimack Rivers», 1849).
После смерти Джона в 1841 p. Генри навсегда оставил преподавание. На то время он окончательно решил, что работать ради жалованья нет смысла. В течение многих лет Торо будет жить случайными заработками: был садовником, каменщиком, плотником, маляром, землемером, но не отказался от свободы, зарабатывая лишь на существование.
Его главным делом стала поэзия. Писать дома, где располагался пансион, было невозможно, и Торо поселился в Емерсонів. Эмерсон видел в своем молодом друге будущего Поэта Америки и всячески способствовал развитию его таланта. Он познакомил Генри с членами кружка трансценденталістів, среди которых Торо нашел новых друзей и единомышленников. Его стихи публиковались в журнале «Дайєл», который редактировал М. Фуллер, а впоследствии и сам Эмерсон. Торо начал сотрудничать в Конкордському лицее и редактировать журнал за отсутствия Эмерсона.
В 1843 г. Эмерсон, пытаясь помочь своему протеже, отправил Торо. в Нью-Йорк с рекомендательными письмами к издателям. Несколько очерков Торо были опубликованы во влиятельных нью-йоркских журналах. Но сам Торо быстро пришел к выводу, что его место в Конкорде. Конкорд и его окрестности, по мнению Торо, вмещали в себе весь мир, «Вселенная жилище». Глупо было бы отправляться в дальние странствия, когда еще не исследованы «отдаленные Индии, к которым ведут другие пути и другие способы путешествовать». Свое «путешествие внутрь» Торо совершил в 1845-1847 гг., когда поселился в хижине на берегу Уолденского пруда. Дом он построил собственными руками и сам выращивал для себя пищу. Здесь его нередко посещали друзья. Они долго ходили вместе лесами и полями, філософуючи и просто разговаривая. Особенно часто бывал в Торо молодой поэт В. Е. Чаннінґ. В своей книге «Торо, поэт-натуралист» он описывает совместные прогулки, во время которых Торо был всегда вооружен полевым биноклем и специальным блокнотом для записи наблюдений за природой. Торо измерял температуру и уровень воды в Волдені, глубину снега на зимних полях, наблюдал за жизнью животных и растений, мечтая со временем заключить хронику естественной жизни в окрестностях Конкорда. Эти исследования имели для него особое значение: погружаясь в жизнь природы, он изучал глубины собственной души:
Можно быть ближе к небесам,
Если мой Уолден - это я сам?
День, когда Торо окончательно поселился в лесу, совпадает с Днем независимости США - 4 июля 1845 г. Друг Торо, философ Б. Олкотт назвал писателя «независимым среди независимых, единственным, кто на самом деле подписал Декларацию независимости». От пуританской духовной культуры Торо унаследовал нонконформизм и мужество не покидали его даже при самых затруднительных обстоятельствах. С началом войны США против Мексики Торо прибег к акту гражданского неповиновения властям. Он отказался платить налоги безпринципному правительству, за что попал в тюрьму. Его конкордські друзья поддерживали аболіціонізм, но только Торо прятал у себя негров-беглецов. В 1848 г. он произнес речь «О гражданском неповиновении», которая впоследствии была опубликована как эссе («Essay on Civil Disobedience», 1849). По мнению Торо, «революция одного человека», нравственный переворот, который происходит у каждого в душе, должен оказаться в ненасильственном сопротивлении всему, что нарушает естественные права личности. Свою точку зрения на общественные проблемы он также выразил в речах «Рабство в Массачусетсе!» («Slavery in Massachusetts», 1854) и «В защиту капитана Джона Брауна» («A Plea for Captain John Brown», 1859).
Еще во времена сотрудничества с журналом «Дайєл» Торо начал писать эссе, в которых рассказывал о своих «экскурсии» по окрестностям Конкорда. По сути, усложненным вариантом «экскурсии» есть и первая книга Торо «Неделя на Конкорде и Меррімаку». Она состоит из семи разделов - по количеству дней в неделе. Рассказ о путешествии рекой сочетается с рассуждениями на самые раВНОобразные темы, автор приводит около трехсот ссылок и цитат. Книга перегружена материалом, Торо не всегда удается органично обработать прочитанное. Но, несмотря на все недостатки первого крупного произведения Торо, в нем чувствуется незаурядный талант автора. Повествование тянется неспешно, неторопливо, словно течение реки. В течение семи августовских дней перед нами предстает целостная философия человеческой жизни. Отдельного внимания заслуживают фрагменты, посвященные взглядам Торо на поэтическое творчество, науку, общество и одиночество, любовь и дружбу.
Возможность опубликовать «Неделя» появилась не сразу. Когда книга наконец увидела свет, Торо уже подготовил к печати рукопись под названием «Уолден, или Жизнь в лесу» («Walden, or Life in the Woods»). Но «Неделя» никак не удавалось продать, поэтому никто из издателей не хотел брать новой книги. В течение пяти лет Т. работал над рукописью, доводя до блеска каждое слово. В начале августа 1854р. «Уолден» было опубликовано. В этой книге Торо описывает свою жизнь на Волдені, ущільнивши время. События двух лет автор сконцентрировал в годовом природном цикле.
Книга написана в жанре философского и автобиографического эссе. Жизнь природы и сопряженное с ним жизнь души - вот на чем полностью сосредотачивается автор. Описание природного мира одновременно поэтические и скрупулезные. Эмерсон говорил, что не знает «другого такого гения, который бы так быстро выводил общий закон из отдельного факта». Но Торо отправился на Уолден не в поисках абсолюта. Философия человеческой жизни и счастье - главный предмет его книги. С этой точки зрения большое значение приобретает влияние на Торо восточных философий жизни. «Образ автора в «Волдені» можно сопоставлять не только с образом христианского отшельника, но и с образом индийского брахмана, для которого уединение в лесу является одним из устоявшихся традиции этапов жизненного пути» (А. Зыкова).
Автор «Волдена» сравнивает себя с петухом, который орет на насесте и будит соседей. Проповеднический элемент определяет структуру книги. Рассказывая о своем опыте, автор призывает читателей «возвыситься благодаря сознательному усилию». Особое значение при этом имеет подлинность рассказа - сказывается давнее недоверие пуритан в любых выдумок. Этим обусловлены и акцентирование на рассказы от первого лица, к которому прибегает автор, и подробный финансовый отчет, весьма заинтересовал соотечественников Торо.
В «Волдені» полностью раскрылся талант Торо-поэта. Музыкальные ритмы книги, ее поэтическая обраВНОсть достойны самой высокой поэзии. Поэзия Т. наряду с его прозой кажется слишком прозаичным, несколько «шероховатой» (Ф. Матіссен). Но его стихи нельзя назвать неудачными. В поэзии Торо был экспериментатором. Пытаясь создать новые жанровые формы, он попытался воплотить емерсонівську идею стиха как вспышки мысли. Мысль в стихах Торо отзывается из созерцания природного мира. Будучи последовательным трансценденталістом Торо в своей поэзии сосредотачивается на внешнем образе природы, что дает знание Бога. Принцип зримости определяет выбор художественной формы фрагмента, организованного как отрывок из дневника. Поэтические фрагменты Торо по-настоящему заинтересовали читателей лишь в XX в., когда появилась поэзия битников.
За свою короткую жизнь (он умер от туберкулеза, имея 45 лет) Торо опубликовал две книги, несколько эссе и стихов в журналах. Настоящая слава пришла к нему через много лет после смерти. Начиная с 1863 г., сестра София Торо и его друзья выдавали новые книги писателя, приобщив к ним статьи из периодики и отрывки из дневников. В 1906 г. вышло в свет полное 20-томное собрание сочинений Торо, в который вошли все его дневники. Но большая часть его поэзии оставалась неопубликованной вплоть до 1943 г., когда К. Боуд собрал все известные стихи Торо под одним переплетом.
В «Волдені» Торо писал: «Сделать прекрасным наш день - вот высшее из искусств!» Этого искусства продолжают обучать читателей его книги. Среди тех, кто особенно ценил проповеди Т., были Р.Л. Стивенсон, Д.Ґ. Лоуренс, В.Б. Йейтс, Р. Фрост, Т. Драйзер, Дж.Б. Шоу, Г. Пруст, Л. Толстой.
О. Половинкина
|
|
|