|
ТОЛСТОЙ, Лев Николаевич
(1828 - 1910)
ТОЛСТОЙ, Лев Николаевич - творчество писателя
ТОЛСТОЙ, Лев Николаевич (Толстой, Лев Николаевич - 28.08.1828, имение Ясная Поляна Тульской обл. - 07.11.1910, станция Астапово Рязанско-уральской желеВНОй дороги) - русский писатель.
«Великий писатель русской земли», как в последнем письме Толстого (от 24 июня 1883 г.) назвал его И. Тургенев, по рождению и воспитанию принадлежал к знатного дворянского рода. Среди предков писателя по линии отца - соратник Петра i, П. Толстой, который одним из первых в России получил титул графа. Участником Отечественной войны 1812 г. был отец писателя, граф М. Толстой. По материнской линии Толстой принадлежал к древнему роду князей Волконских, породненных с князьями Трубецкими, Голіциними, Одоєвськими и др. князьями семьями. По матери Толстой был родственником А. Пушкина. Их общий предок - известный соратник Петра И боярин И. Головин. Одна из его дочерей - прабабка поэта, а другая - прабабка матери Толстого.
Живя в древнем родовом имении, Толстой еще в детстве услышал семейные легенды и предания о войне 1812 г. и не такое далекое восстания декабристов. Уже в детские и подростковые годы у Толстого зародилась глубокая заинтересованность отечественной историей. «Без своей Ясной Поляны, - признавался он впоследствии, - я с трудом могу себе представить Россию и свое отношение к ней». В Ясной Поляне Толстой вблизи видел, как живет обычный народ, что стал его «самой ранней любовью». Здесь еще к тому времени, как он познакомился со стихами Пушкина, Толстой услышал немало народных сказок, песен, былин. Когда Толстому было девять лет, отец впервые повез его в Москву, впечатления от встречи с которой были незабываемыми. Первый период московской жизни юного Толстого продолжался менее четырех лет. Он рано осиротел, потеряв сначала мать, а потом и отца. Вместе с сестрой и тремя братьями Толстой переехал в Казань. Там жила одна из отцовских сестер, которая и озаботилась детьми.
Живя в Казани, Толстой два с половиной года готовился к поступлению в университет, где учился с 1844 г. сначала на «восточном», а затем на юридическом факультетах. Известный тюрколог профессор Казембек, который готовил его к экзаменам, был удивлен лингвистическими способностями юного Толстого. В зрелом возрасте Толстой свободно общался на английском, французском и сербском; знал греческий, латинский, украинский, татарский, церковнославянский; изучал древнеегипетскую, турецкий, голландский, болгарский и др. языки. Не считая себя полиглотом, Толстой, несмотря на то, имел возможность знакомиться с произведениями многих зарубежных писателей в оригинале.
Толстому шел девятнадцатый год, когда он начал вести дневник, который продолжал до смерти (в Полном собрании сочинений дневник занимает 13 томов).
Занятия по государственным программам и учебникам обременяли Толстого-студента. Он увлекся самостоятельной работой с исторической темы и, бросив университет, уехал из Казани в Ясную Поляну, которую получил после раздела наследства отца. Затем он отправился в Москву, где в конце 1850 г. началась его писательская деятельность: незаконченная повесть из цыганского быта (рукопись не сохранилась) и описание одного прожитого дня («История вчерашнего дня»). Тогда же он начал повесть «Детство» («Детство»). Вскоре Толстой решил поехать на Кавказ, где его старший брат Николай, офицер-артиллерист, служил в действующей армии. Молодому Толстому баглося увидеть войну своими глазами и проверить собственную отвагу. Вступив в армию юнкером, он затем сдал экзамен на младший офицерский чин. Эпизоды Кавказской войны Толстой изобразил в рассказах «Набег» (1853), «Рубка леса» (1855), «Разжалованный» (1856), в повести «Казаки» (1852-1863). На Кавказе писатель закончил повесть «Детство», в 1852 г. опубликовано в журнале «Современник» («Современник»).
С началом Крымской войны Толстой перевелся с Кавказа в Дунайскую армию, которая воевала против турок, а затем в Севастополь, осажденный объединенными силами Англии, Франции и Турции. Командуя батареей на бастионе, Толстой проявил незаурядную отвагу и был награжден орденом Анны и медалями. Осенью 1856 г. Толстой вышел в отставку и вскоре отправился в полугодичное заграничное путешествие, посетив Францию, Швейцарию, Италию и Германию. В 1859 г. Толстой открыл в Ясной Поляне школу для крестьянских детей, а затем помог открыть более 20 школ в окрестных деревнях. Писатель издавал педагогический журнал «Ясная Поляна» (1862).
Уже первые произведения Толстого - повести «Детство», «Отрочество» («Отрочество») и «Юность» («Юность»), кавказские и севастопольские военные рассказы, «Утро помещика « - свидетельствовали, что в русскую литературу пришел новый выдающийся художник. По замыслу автора, «Детство», «Отрочество» и «Юность», а также повесть «Молодость» («Молодость»), которая, однако, не была написана, должны были составить роман «Четыре эпохи развития». Описывая становление характера Николая Иртеньева, Толстой придирчиво исследует, как влияло на его героя среда - сначала узкий семейный мир, а потом все шире круг его новых знакомых, сверстников, друзей, соперников. Уже в первом законченном произведении, посвященном ранней и, как утверждал Толстой, любимой, найпоетичнішій поре человеческой жизни - детству, он с глубокой грустью пишет о том, что между людьми сведены жестокие преграды, разъединяющие их на множество групп, разрядов и кругов. Особенно тяжелым для Иртеньева оказалось отрочество. Описывая эту «эпоху» в жизни героя, писатель решил «показать плохое влияние на Иртеньева «суетности воспитателей и столкновения интересов семьи». В сценах университетской жизни с симпатией изображены его новые знакомые и друзья - студенты-раВНОчинцы, подчеркивается их умственное и моральное превосходство над героем-аристократом, который придерживается кодекса comme il faut (светского человека).
В самом начале писательского пути Толстого в его творчество входит тема разъединения людей. В трилогии «Детство», «Отрочество», «Юность» четко проявляется этическая несостоятельность идеалов светского человека, аристократа «по наследству». Кавказские военные рассказы писателя и рассказы о Севастопольской обороне поражали не только суровой правдой о войне, но и правдой про офицеров-аристократов, которые пришли в действующую армию за чинами, рублями и наградами. В «Утре помещика» и «Полікушці» трагедия русского дореформенного села приводила к мысли об аморальности крепостного права.
Повесть «Казаки», которая завершает первое десятилетие литературной деятельности Толстого, привлекла к себе внимание свежестью и яркостью красок, особым вивищеністю и звучностью тона. Картины жизни ее героев, их цельные характеры писатель связал с особенностями истории гребенського казачества, которое не претерпело тягот крепостного строя. В этом произведении писатель попытался совместить романное форму с эпопеей, поместив типового толстовского героя, рефлексуючого, недовольного собой молодого дворянина Оленина, в народную среду.
Осенью 1862 г. 34-летний граф Толстой женился на дочери врача придворного ведомства 18-летней Софьей Андреевной Берет. Первые семейные радости создали у Толстого ощущение найденного мира и большого счастья. Увлекшись хозяйством, он приумножил свои имения, купил землю в Самарской губернии. Зато досуг Толстой отдавал литературе и, прежде всего, романа «Война и мир», который он писал с «болезненным упрямством и волнением протяжении семи лет.
На страницах «Войны и мира» («Война и мир»1863-1869) объединяется огромный и пестрый материал. Здесь соединяются, образуя органическое единство, картины исторического и семейно-бытового, общенародного и частной жизни. Перед глазами читателя проходят, не мешая друг другу, более шестисот персонажей. Действие романа длится более пятнадцати лет. Для успешной работы над произведением, подчеркивал Толстой, необходимо, чтобы художник любил в нем главную мысль. В «Войне и мире», как признавался писатель, он «любил мысль народную». «Мысль народная» положена Толстым в основу характеристики и оценки героев произведения, исторических событий и исторических деятелей. Отрицая трактовку Отечественной войны 1812 г. как войны Наполеона и Александра i, Толстой указывал, что, кроме пораженных гордости двух императоров, были «миллионы миллионов других причин». Среди них были крупные и мелкие, общие и частные, государственные и личные. И только за неизвестным людям закону совпадения причин происходят большие события, связанные со всем ходом истории».
В одном из писем, датированных временем окончания «Войны и мира», Толстой говорит о главных героях романа: «Я бы хотел, чтобы вы полюбили моих этих детей. Там есть хорошие люди. Я их очень люблю». Однако по-отечески любя Андрея Волконского, Пьера Безухова, Наташу Ростову, писатель их не идеализировал. Достаточно напомнить о сословные передсуди князя Андрея, которых он так и не смог преодолеть до конца. Герои толстовского романа привлекательны прежде всего тем, что стремятся к деятельном участии в совместной жизни, отважно идут навстречу тяжелым испытаниям, пытаются ставить и решать вопросы, касающиеся не только их личной жизни, но и всего человечества.
И полковой командир Андрей Волконский, и капитаны Тушин и Тимохин, и фельдмаршал Кутузов смотрят на войну как на страшную необходимость». Они принимают в ней участие, зная, что от ее исхода зависит «вопрос жизни и смерти отечества». Вивищившись к постановке проблем общечеловеческого значения, главные герои «Войны и мира» остаются людьми своего времени, своей среды, ищут и находят конкретные пути служения действенному добру. В этом их коренное отличие от предыдущих героев русской литературы, т. н. «лишних людей». В отличие от героинь О. Пушкина, И. Тургенева, которые выбрали путь самоотречения (Татьяна Ларина, Лиза Калитина), Наташа Ростова живет деятельной и счастливой жизнью. Т. поставил эту героиню в центр важнейших сюжетно-фабульних «узлов» романа.
На страницах «Войны и мира» живут, вступая между собой в сложные отношения, лица «полностью вымышленные», как их называл сам Толстой, а также лица исторические. И каждую из них автор проверяет эпохой 1812 p., выясняя их отношение к общенародной, общенациональной дела спасения отечества от иностранных захватчиков. Кроме этого - главного - критерия оценки персонажей, здесь проступает сложная шкала моральных ценностей, согласно которой Наполеон вызывает к себе негативное отношение. Только в Кутузовы как «представителю народной войны», «представителю русского народа» Толстой усматривает истинное величие.
Весной 1873 p. Толстой начал и через четыре года закончил работу над большим романом о современности, назвав его по имени главной героини - «Анна Каренина» («Анна Каренина»). В этом произведении, как вспоминала жена писателя, он любил «мысль семейную». Драматическом семейной жизни Анны Карениной противопоставлено в романе супружеское счастье Константина Левина. Однако история счастливой семьи Левина не идиллическая: ощущение тревоги за будущее не покидает героя, которого не раз охватывает отчаяние. Левин несет в себе черты типичного толстовского правдоискателя, счастливого, честного, который не боится ставить самые злободневные вопросы времени. Он мучительно ищет выход из тупика, в который зашло российское пореформене жизни. Толстовский герой мечтает о «бескровную революцию», которая, по его мнению, произойдет сначала у него в имении, затем в его уезде, затем - в губернии и, наконец, во всей России и далеко за ее пределами. Эта революция, убежден Левин, не «обидит» ни мужика, ни господина. Но крестьяне к проектам героя о совместном с ними владения землей, о «артельное» хозяйство относятся с непреодолимым недоверием. Видя, что его интересы помещика «не только чужие и фатально противоположны их самым справедливым интересам», Левин в то же время признает «простоту, чистоту и законность этого жизнь людей труда. Он считает, что найдет утешение для себя и оправдание многовековой вины дворянства перед народом, если будет жить, как старый крестьянин Фоканич, про которого говорят, что он «для души живет, Бога помнит». Такой финал поисков свидетельствовал о глубоком кризисе в сознании не только романному герою, но и самого писателя. Левин - один из самых близких ему героев.
Левин искренне сочувствует Анне Карениной, видя в ней глубоко оскорбленную и страдальческую душу, что решилась пренебречь правилами «светского этикета», которые заменяли в ее среде общечеловеческие нормы морали. Если отношения Левина с его окружением складываются иногда драматично, то для Анны Карениной они - трагические. Брак Анны с Каретным «устроен» ее тетей и был браком по расчету. Анна стала женой мужчины, который «всю жизнь свою... прожил и проработал в сферах служебных, имеющих дело с отражениями жизни». Решающая черта характера Каренина заключалась в том, что «каждый раз, когда он сталкивался с самой жизнью, он отстранялся от него».
Далек от интересов настоящей жизни и Вронский с его искусственным «сводом правил» светского человека. Недаром Левин тревожится за Анну, опасаясь, что «Вронский не вполне понимает ее». И уже первые встречи Анны и Вронского полны предчувствия неминуемой для них беды. Восприимчива к любой фальши Долли называет семью Анны и Вронского «неправильной», поскольку за нее заплачено руинами каренінської семьи. Пострадал не только Каренин, а и сын Сергей, о сиротстве которого не может забыть Анна. Она любит обоих, но совместить их в одну семью не может - это свыше ее сил. И в этом - главная причина ее страданий.
Не только отступление, но и радикальная критика 70-х гг. не разглядела глубоких связей нового романа Толстого с современностью. Это побудило Ф. Достоевского посвятить «Анне Карениной» цикл статей в «Дневнике писателя». «Анна Каренина», - писал он, - есть совершенство как художественное произведение.., до которого ничто подобное из европейских литератур не может сравниться...» Отрицая домыслы критиков о несвоевременности содержания «Анны Каретної», Достоевский утверждал, что роман Т. отвечает острейшей «злобе дня» и близко подошел к той характеристики типа толстовского романа, которая через много лет прозвучала в предисловии Толстого. Манна к американскому изданию «Анны Карениной»: «Я не колеблясь назвал «Анну Каренину» величайшим социальным романом во всей мировой литературе».
После окончания двух самых значительных произведений в творчестве Толстого наступил определенный кризис, вызванный поисками ответа на «вечные вопросы»: в чем смысл жизни? что есть человек? для чего живет? куда идет в своем незнании? Сомневаясь и веря, Толстой писал в своих дневниках: «От души говорю: помоги, Господи!., ничего не хочу для себя. Готов на страдание и презрение, только бы знать с самим собой, что делаю то, что следует!» Духовный перелом произошел на рубеже 80-х pp. Вистраждавши свое новое мировоззрение, писатель нашел в нем опору для жизни и дальнейшего творчества. На свой лад переосмыслив учение Христа, Толстой сделал неожиданное для себя открытие: «Случилось со мной то, что случается с человеком, вошедшим в деле и неожиданно поняла, что дело это совсем не нужна, и вернулась домой. Я так же, как разбойник, поверил учению Христа и спасся». С тех пор началось духовное перерождение Толстого и, по определению И. Бунина, его «освобождения».
В 80-х гг. появились повести Толстого «Смерть Ивана Ильича»(«Смерть Ивана Ильича») и «Холстомир» («Холстомер. История лошади»). Они поразили читателей сочетанием глубокого психологизма с обличительным пафосом. В «Смерти Ивана Ильича» писатель рассказал о внутренний мир ничем не примечательного чиновника, который считает, что он устроил свою жизнь «приятно и прилично», что оно «схвалюване обществом» и начальством. Неизлечимая болезнь и страх близкой смерти заставляют его прозреть и понять, что «приличное, веселое, приятное жизни», которым он жил, ужасающее своей пустотой, фальшивостью, полной бездуховностью. В «Холстомірі» и «Смерти Ивана Ильича» Толстой использовал художественный прием своеобраВНОй ретроспекции: сначала в них речь идет о финал жизненной судьбы главных героев, а уже потом, в свете конца, обрисовывается вся их предыдущая жизнь. Этот прием писатель использовал и в повести «Крейцерова соната» (1887-1889). В ней, а также в рассказе «Дьявол» (1889-1890) и повести «Отец Сергий»(1890-1898) остро поставлены проблемы любви и брака, чистоты семейных отношений.
На основе социального и психологического контрастов построена повесть Толстого «Хозяин и работник»(«Хозяин и работник», 1895), стилистически связана с циклом его народных рассказов», написанных в 80-х pp. Все гостропроблемні произведения 80-90-х pp., а также статьи и трактаты «позднего» Толстого, посвященные найзлободеннішим вопросом современности, объединенные мыслью о неизбежности «развязке» социальных противоречий. «Какая будет развязка, не знаю, - писал Толстой в 1892 г., - но что идет к ней и что так продолжаться, в таких формах, жизнь не может, - я уверен». Вдохновленный этой идеей роман «позднего» Толстого «Воскресение» («Воскресение», 1889-1899).
Длительное время работая над архитектурой «Воскресение», писатель создал панорамную композицию, которая дала ему возможность показать все «этажи» пореформенного российского общества, ввести своего наблюдательного героя - князя Дмитрия Ивановича Нехлюдова - в разные сферы бюрократического государства. Встречаясь с высокопоставленными чиновниками из чиновничьей, военной, церковной, полицейской каст, Нехлюдов приходит к выводу, что они являются единственной корпорацией «людоедов», полностью глухих «непромокних», равнодушных к бедам и нуждам людей из народа. Таковы все «хозяева жизни», начиная от царских сановников, обер-прокурора Синода, сенаторов, министров, губернаторов и заканчивая тюремными начальниками.
Толстой не идеализирует своего героя. Более десяти лет назад какая-то «страшная полог» спрятала от сознания Нехлюдова и преступность учиненного им обмана Катюши Масловой, и преступность всего его образа жизни. Пройдет немало времени, прежде чем он, все больше убеждаясь в аморальности своего образа жизни, решится на разрыв отношений с людьми, которых считал близкими. Рассказывая историю жизни главной героини романа, писатель говорит, что это была самая обычная история. Судьбу Катюши определили два пережитые ею «духовные перевороты»: один был вызван подлым поступком Нехлюдова, который отбросил ее на самое «дно» жизни, а второй состоится с ней тогда, когда по дороге на каторгу она встретит людей, которым поверит и которые помогут ей духовно возродиться.
В начале 900-х гг. в жизни Толстого произошло событие, о котором писала пресса всего мира: Святейший Синод отлучил его от православной церкви, добавив фамилию писателя в перечень «еретиков», вероотступников, «слуг дьявола». Однако «отлучение» от церкви не произвело на Толстого особого впечатления: когда петербургский митрополит Антоний пытался найти путь для примирения писателя с официальной церковью, Толстой ответил: «О примирении речи быть не может». В последнее десятилетие писатель занимался, как и всегда, напряженным творческим трудом. С исключительным увлечением он работал над повестью «Хаджи-Мурат» («Хаджи-Мурат», 1896-1904), в которой пытался сопоставить «два полюса властного абсолютизма» - европейский, уособлюваний Николаем i, и азиатский, уособлюваний Шамилем. Толстой называет «двумя главными противниками той эпохи» не народы - русских и горцев, а «Шамиля и Николая». От войны страдали и горцы, и простой, миролюбивый солдат Петр Авдеев. В то же время Толстой создал одну из лучших своих пьес - «Живой труп» («Живой труп»).
Считая обременительным помещичий уклад жизни в Ясной Поляне, Толстой несколько раз планировал и долгое время не решался ее покинуть. Однако жить по принципу «вместе-врозь» уже не мог, и в ночь на 28 октября 1910 г. тайно покинул Ясную Поляну. По дороге он заболел воспалением легких и вынужден был остановиться на маленькой станции Астапово (ныне Лев Толстой), где и провел свои последние несколько дней. 10 декабря 1910 г. Толстого похоронили в Ясной Поляне, в лесу, на краю байраку, где в детстве он вместе с братом искал «зеленую палочку», что прятала «тайну», как сделать всех людей счастливыми.
Огромное влияние Толстого на мировой литературный процесс является общепризнанным и неоспоримым.
Толстой сыграл значительную роль в истории украинско-российских культурных связей. Он интересовался жизнью украинского народа, его культурой, не раз бывал в Украине - в городке Летичев (Хмельницкая область), в 1879 г. - в Киеве, где посетил Киево-Печерскую лавру, Софийский и Михайловский соборы, духовную академию, ознакомился с археологическим музеем. Киевские впечатления отражены в труде «Исследование догматического богословия». В 1884 p. Толстой приехал в Чернигов, гостил у художника М. Ге на хуторе Ивановском (теперь с Шевченко). В письмах к Александру III и Николая II и публицистических произведениях с возмущением писал о жестокие репрессии против участников крестьянских волнений в Харьковской и Полтавской губерниях. Толстой знал поэзию Т. Шевченко, особенно высоко ценил его «Наймичку». Ему было близко учение украинского философа Г. Сковороды, которого он называл мудрецом. Писатель был лично знаком и переписывался с Марко Вовчок, Д. Яворницким, встречался с М. Заньковецкой, М. Кропивницким. Образы украинцев выведено в рассказах «Рубка леса», «Севастополь в августе 1855 г.», «Два деда «и др. На основе украинской легенды «Святой черт» написанное его народное рассказа «Старик в церкви».
О Толстом как о великого мастера слова писали Леся Украинка, В. Стефаник, О. Кобылянская. И. Франко был одним из активных популяризаторов и исследователей творчества Толстого, способствовал изданию его произведений в Западной Украине, опубликовал статьи «Л. Толстой», «Толстой и земство» и др.
В XIX в. переводы произведений Толстого на украинском языке выходили преимущественно в Западной Украине. В XX в. все его значительные произведения перевели В. Щурат, Г. Хоткевич, А. Кундзіч, О. Хуторян, Есть. Дробязко и др., а в 1960 г. вышло в свет 12-томное собрание сочинений Толстого на украинском языке. Комедия Толстого «Плоды просвещения», драмы «Власть тьмы», «Живой труп» широко представлены в украинских театрах, а на оперной сцене - опера «Война и мир» С Прокофьева.
К. Ломунов
|
|
|