ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

ТИРСО ДЕ МОЛИНА

(1571 или ок. 1583 - 1648)

ТИРСО ДЕ МОЛИНА - творчество писателя

ТИРСО ДЕ МОЛИНА (Tirso de Molina; автонім: Тельєс, Габриэль - 1571 или ок. 1583, Мадрид - 12.03. 1648, Сория) - испанский драматург.

Место рождения Тирсо де Молина ничего не известно. Длительное время предметом дискуссии была личность писателя, поскольку ныне известным является только его монашеское имя, а также то, что он был членом ордена мерседаріїв (орден Милости), который занимался выкупом испанцев из алжирского плена, был миссионером в Америке, затем членом правления ордена мерседаріїв и его историографом. В 1616 - 1618 гг. проповедовал в Санто-Доминго на Гаити, впоследствии - командор мерседаріїв в Трухильо. В 1625 г. предстал перед судом «хунты где реформасьйон» за написание светских пьес и был сослан в провинцию с запретом писать. Но приговор не был выполнен. С 1626 г. Тирсо де Молина вновь поселился в столице, где и продолжил свою литературную деятельность. Дружил с К. Л. Ф. де Веґою и его учениками. Имел несколько псевдонимов - Тирсо де Молина, Параквельйос где Каваньянс и Хиль Берруґо где Тексарес.

Тирсо де Молина принадлежат произведения различных жанров: историческая драма, комедия интриги, комедия «плаща и шпаги», «божественная комедия» («comedias divinas»), ауто, философско-религиозная драма. Самыми известными являются такие пьесы, как «Любовь-целительница» («El amor medico»), «Крестьянка с Вальєкаса» («La villana de Vallecas»), «Дон Хиль Зеленые Штаны» («Don Gil de las calzas verdas»), «Застенчивый во дворце» («El vergonzoso en palacio»), «Благочестивая Марта» («Marta la piadosa»), «Мудрость женщины» («La prudencia en la mujer»), «Севильский смутьян, или Каменный гость» («El burlador de Sevilla у Comidado de Piedra»). В лучших традициях ренессансной литературы написаны «Толедские виллы» («Los cigarrales de Toledo»), опубликованные в 1621 г. По форме и содержанию это произведение близко к «Декамерону» Дж. Боккаччо (вилла - день). В «Толедських виллах» Тирсо де Молина излагает свои взгляды на литературу и драматургию, імплікуючи в текст стихотворные комедии, защищает творчество де Веги. Так, молодой автор активно выступает против канонов классицизма, поддерживает требование где Веґи «писать с натуры». В произведении излагаются основные художественные принципы Тирсо де Молина: подражание искусству и жизни, смешивания в комедии трагического и комического, «смешение противоположных элементов», то есть показ в комедии королей и аристократов рядом с простолюдинами. Главной структурной особенностью пьес Тирсо де Молина станет контраст. Он определит и содержание «Толедських вилл», которые являются смесью нескольких жанровых форм: любовно-авантюрного повествования, пасторали, бытовой сатирической новеллы, стихотворной комедии. Тирсо де Молина выступает против высокопарного стиля гонгоризму, отвергает чрезмерную метафоричность литературы барокко. И все же писатель постепенно отходил от ренессансных принципов в направлении барокко, войдя в мировой литературы прежде всего как барочный писатель.

В 1627-1636 гг. были опубликованы пять частей «маэстро Комедий Тирсо де Молины». В ранних произведениях еще заметно влияние ренессансной литературы, в частности творчества де Беги. К примеру, и до сих пор идут споры по поводу авторства исторической драмы «Король дон Педро в Мадриде, или Інфансон где Ільєскас»(1623). ее приписывают и где Везі, и Тирсо де Молина. Однако по стилю и характеру построения действия пьеса скорее принадлежит Тирсо де Молина. Примечательным в драме образ короля, который является носителем черт ренессансной личности, хотя дон Педро отнюдь не идеализируется автором. Наоборот, из многих побочных характеристик мы узнаем о его отрицательные качества, за которые он заслужил в народе прозвище Педро Жестокий. В судьбе главного героя весомую роль играет мистическое пророчество, которое - и это красной нитью проходит сквозь всю пьесу - обязательно упадет на голову короля. Но дон Педро во многих критических ситуациях все-таки действует как мужественный и сильный человек. Контраст в восприятии человека, присущий литературе барокко, в полной мере проявляется в трактовке этого образа. Пророчество исполнится, несмотря на многочисленные заслуги короля перед страной. На мистическое решения конфликта указывает и тень клирика, убитого доном Педро. Человек как эгоистичное существо будет появляться и в комедийных образах Тирсо де Молина, и в его более поздних философско-религиозных драмах. Это особенно заметно в трактовке драматургом женских характеров, в котором сочетаются два взгляда на женщину - как на полноправного члена общества и как на «исчадие ада», коварное существо.

Женские образы наиболее ярко раскрываются в комедии интриги, которую развивал Тирсо де Молина. В ней все основывается на сочетании реального и иллюзорного. Действие разворачивается стремительно, как в карнавальном ритме, с многочисленными сюжетными поворотами. На переднем плане находится интрига, что предоставляет пьесы Тирсо де Молина «плутовского» характера. В центре интриги, как правило, оказывается женщина, свободная от ренессансного идеализма. В ней органично сочетаются женственность, мягкость и хитрость, обман, способность прибегнуть к рискованной авантюры ради достижения личного счастья. Писатель создает многогранные психологические женские типы. Например, в комедиях Тирсо де Молина часто используется мотив переодевания, который позволяет выявить сущность поступка той или иной героини. Так, в комедии «Любовь-целительница» Хероніма переодевается юношей и отправляется следом за любимым, чтобы добиться его любви. В процессе развития действия она еще не раз перевдягатиметься и будет появляться то в образе врача Барбоса, то его сестры. В конце концов, Хероніма хитростью и происками добивается желаемого.

В комедии «Дон Хиль Зеленые Штаны» Хуана также прибегает к переодеванию, но ее поступками руководит уже не страсть, а необходимость спасти свою честь. Вся интрига выстроена на расчете: Хуана борется не только за любовь дона Мартина, но и против невесты, приданое которой и определил выбор юнакового отца. Деньги все чаще начинают определять сущность конфликтов и между влюбленными, и между их сторонниками. В борьбе женщины за свое счастье автор постоянно подчеркивает ее хищничество, стремление стать победительницей. При этом в натуре Хуани, к примеру, причудливо сплетаются набожность и суеверие, осторожность, некоторая сухость в соблюдении законов чести, сильная воля и природная кротость. Тирсо де Молина глубоко исследует психологию женского характера, выстраивая его как столкновение индивидуальной воли и расчета.

Несколько иной тип женщины драматург создал в комедии «Благочестивая Марта». В центре произведения образ девушки, вынужденной прибегнуть к обману ради сохранения своего возлюбленного, с одной стороны, и семейной чести - с другой. Конфликт осложняется тем, что дон Фелипе убил брата Марты. К тому же, в него влюблена еще и Мартина сестра Лусия. Именно таким раВНОобразием взаимоотношений персонажей усложняется общая интрига пьесы. При этом мы видим, как все герои под маской благочестия удачно скрывают свои истинные намерения. Марта объявляет, что хочет принять обет безбрачия, и приводит в свой дом любимого, который притворяется студентом-паралитиком. Интрига, выстроенная девушкой, продуманная до мелочей. Неожиданные преграды, стоящие на пути его намерений, лишь раскрывают ум и находчивость Марты, за которые ее действительно можно назвать святой. В конце концов, она одерживает победу. Тирсо де Молина показывает, что именно жизнь делает определенные коррективы в женских характерах, диктуя им свои законы бытия.

Разрушение ренессансного идеала женщины отчетливо заметно и в исторической драме «Мудрость женщины». В центральной героини пьесы, Марии де Молине, правящая от имени своего малолетнего сына, сочетаются материнская нежность и «нежіночий» ум, строгая невблаганність. ей приходится прибегать к различным проискам, чтобы унять мятежных феодалов. В конце концов, вокруг нее объединяются прогрессивные силы и решительно выступают против язв современного общества. Одним из самых позорных ґанджів испанской монархии XVII в. был фаворитизм. О нем Тирсо де Молина говорить и в философско-религиоВНОй драме «Севильский смутьян, или Каменный гость».

Дон Гуан, сын придворного любимца, чувствует себя безнаказанным и откровенно говорит об этом своему слуге Каталіону, который пытался немного обуздать нрав своего господина. Кроме того, дон Гуан считает, что человек имеет достаточно времени для того, чтобы успеть покаяться, замолить свои грехи. Тирсо де Молина показывает, как трижды прогневляет Бога своими поступками молодой «баламут». И появление каминной статуи воспринимается как высшая божественная кара за разврат. Тирсо де Молина сочетает в драме два образы-символы, известные из легенд: образ молодого смутьяна-развратника и образ приглашенной на пир каминной статуи, которая мстит своему живому обидчику. Каменная статуя в целом олицетворяет два плана пьесы: социально-политический (критика фаворитизма) и философско-религиозный (осанка человека перед Богом). С одной стороны, развратного смутьяна судит небо, с другой - общество. Уже после дона Гуана к королю приходят знеславлені родственники и требуют публично осудить «смутьяна». Король вынужден осудить дона Гуана, выступив таким образом против других дворцовых любимцев. Обличительный пафос пьесы требовал от драматурга незаурядной отваги, ведь такая трактовка драматического конфликта грозило незыблемым законам, по которым жили древние аристократические слои.

Тирсо де Молина первым подал в литературе образ дона Гуана. Впоследствии к этой колоритной фигуры обратятся Джильберта, Мольер, К. Гольдони, Е.Т.А. Гофман, Дж. Н. Г. Байрон, П. Мериме, О. Пушкин, Леся Украинка, композиторы В. А. Моцарт, В. Даргомыжский, И. Штраус, однако именно образ дона Гуана, созданный Тирсо де Молина, был ближайшим к религиоВНОй идеи многочисленных легенд о развратнике, в характере которого сочетались мистический эротизм, пренебрежение к людям и, наконец, отчаяние.

Другая философско-религиозная драма «Осужденный за недостаток веры» («El condenado por desconfiado») ставит вопрос об истинной и ложной вере. В пьесе контрастно показаны отшельник Пауло и разбойник Энрико. У первого появились сомнения в благодіяннях Бога, а второй смог покаяться. Тирсо де Молина показывает, что Пауло, который усомнился в правомерности своей жертвы, видит только себя и свою преданность Богу. Энрико просто верит в Бога, поэтому и будет прощен. Сами характеры психологически невнятные, но краеугольным камнем поведения каждого из героев есть определенная философская идея, которой они покоряются. Барочные настроения доминируют и в других пьесах Тирсо де Молина, в которых окончательно сформировалось его отношение к человека как существа эгоистичной, хитрой, даже злой.

Вне тем, читателя всегда привлекали прежде всего увлекательные комедии испанского драматурга с их острыми коллизиями, головокружительной интригой и сложными женскими характерами. Такие комедии, как «Дон Хиль Зеленые Штаны «и «Благочестивая Марта», и до сих пор ставятся на многих театральных сценах мира.



H. Ерофеева