ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

ТІКАМАЦУ МОНДЗАЕМОН

(1653 - 1724)

ТІКАМАЦУ МОНДЗАЕМОН - творчество писателя

ТІКАМАЦУ МОНДЗАЕМОН (автонім: Сугіморі Нобуморі - 1653-1724) - японский драматург.

Тікамацу Мондзаемон родился в самурайской семье, но его отец покинул вассальную службу у феодала, когда будущему драматургу было около шестнадцати лет. Семья переселилась в Киото. С тех пор он, по его собственным словам, «носился по волнам городской жизни». Побывал пажом в аристократическом доме, в монастыре, невдачливо учился торговли. Он рано приобщился к литературе и начал писать стихи в модном тогда жанре хайку, одно из которых сохранилось в поэтическом сборнике 1671 г. Тікамацу Мондзаемон, был хорошо знаком с литературой своей страны: классической поэзией древности и модными віршувальниками своего времени, феодальным эпосом и театром Но. Безусловно, он был знаком также и с театром Китая.

Есть сведения, что хозяин, у которого Тікамацу Мондзаемон служил некоторое время, был любителем театра кукол и сам иногда писал пьесы для кукольного театра. Юному прислужникові не раз приходилось выполнять поручения, с которыми хозяин посылал его к Удзи Каґанодзьо (1635-1711), известного тогдашнего исполнителя дзьорурі в Киото, владельца театра кукол. Тікамацу Мондзаемон заохотився к театру, и сам начал писать пьесы. В 70-х pp. XVII в. началось его сотрудничество с кукольным театром Мандзюдза, основанным в Киото в 1675 г. Удзи Каґанодзьо.

В кукольном театре дзьорурі певец-рассказчик декламировал текст, куклы мімікували в сопровождении триструнного сямисэна. Певцы-рассказчики и кукловоды - представители древних профессий - объединились в конце XVI ст. Дзьорурі - имя героини чрезвычайно популярных рассказов о романтической любви прославленного воина Минамото Йосіцуне и красивой Дзьорурі, зафиксированных еще в XV в. ее имя стало названием целого жанра театрализованных сказаний. Выполнялись эти рассказы странствующими певцами под звуки лютни (бива) на протяжении нескольких веков.

Синтез повествовательного и зрелищного кукольного искусства осуществился в общем процессе зарождения новых театров. У театра дзьорурі было важное преимущество для драматурга: в отличие от театра кабуки, в котором царила актерская импровизация и текст пьесы постоянно переделывался, здесь авторский текст сохранялся как обычно, без изменений.

Известно немало пьес, шедших на сцене театра дзьорурі Узде Каґанодзьо, но фамилии авторов на них не указаны, через то трудно определить, какие из них принадлежат Тікамацу Мондзаемону. Сначала (до 1685 г.) драматические элементы в спектакле были слабо развиты. Это была словно едва драматизована прозаическое повествование, а куклы служили статистическими иллюстрациями действия. Тікамацу Мондзаемон перенес в театр дзьорурі немало сюжетных и конструктивных элементов драмы театра кабуки, но он никогда не забывал о специфике кукольного театра. «Поскольку дзьорурі выполняется в театрах, которые соперничают с кабуки, - замечает он, - иначе говоря, с театром живого актера, то автор пьес дзьорурі должен наделить своих кукол раВНОобразными чувствами и тем завоевать внимание читателей».

В дзьорурі обязательно входило т. наз. «мітіюкі» - странствия героев, заимствовано из театра Но. Это большой поэтический эпизод, когда идея тормозится, но перед зрителями словно разворачивается подвижная панорама дороги. Топонимика позволяет богатую игру слов (прием театра Но). Часто в пьесах Тікамацу Мондзаемона мітіюкі эмоционально насыщенное крайне, это последний путь героев к гибели. В пьесах дзьорурі у каждого акта был поэтический зачин, который создавал особый эмоциональный настрой.

Поэтическая ткань языка в Тікамацу Мондзаемона - великого поэта - очень богатая. Стихи в силабічному размере 7-5 слогов окрыленные повторами, созвучиями, рифмами. Мелодика динамичная и раВНОобразная. Он использует японские омонимы (прием театра Но) так, что от одного слова ответвляются различные смысловые значения. В комедийных местах он рассыпает каламбуры, звучат народные песни, эпическое повествование, скорбная элегия или веселый танец. Каждый персонаж в Тікамацу Мондзаемона говорит особым языком, будь то профессиональный жаргон или местный говор. Авторская речь (стихотворная) объясняет, что и как говорить, прокреслюючи рисунок движения и жестов. Это своеобразная режиссерская экспозиция для кукол. Куклы в театре дзьорурі были в две трети человеческого роста, каждую вел кукловод в черном капюшоне, управляя ею с помощью скрытых в спине куклы особых поводов. Куклы в XVII в. еще были довольно статичными, но постоянно усложнялись до такой степени, что впоследствии для главного героя понадобились еще три кукловоды. Иллюзия жизни куклы была настолько полной, что люди, которые открыто работали с ней на сцене, делались словно невидимцями, о них забывали.

Сначала Тікамацу Мондзаемон писал для театра дзьорурі дзідаймоно (букв, «о событиях былых времен») театрализованные легенды, построенные на сцеплении гостродраматичних мотивов. На первых пьесах не указаны фамилии автора. Точно ему принадлежит пьеса «Наследники братьев Сота» («Йо-цугі Соґа»), написанная для Удзи Каґанодзьо в 1683 г. Уже в этой пьесе Тікамацу Мондзаемон показал себя новатором. Вдохновившись сюжетом повести XV вв. «Соґа моногатари», откуда брали сюжеты и его неизвестные предшественники - создатели пьес для театра дзьорурі, Тікамацу Мондзаемон не пошел проторенной дорогой. Он начал рассказ после гибели отважных братьев Соґа, которые жили в XII в. За оскорбление их памяти решают отомстить преданные вассалы. Тікамацу Мондзаемон вводит в пьесу и образы куртизанок - бывших любовниц братьев Соґа. Драматург изображает своих героев в современной зрителям бытовой обстановке. Чрезвычайно удачно использовал Тікамацу Мондзаемон и традиционное мітіюкі (описание пути).

В этой поэтической повествования любимые братьев Соґа, которые идут к их матери, чтобы сообщить ей о гибели сыновей, с неподдельным чувством рассказывают о горькой судьбе девушек, которые стали куртизанками, и о своей любви к братьям Соґа. В пьесе счастливый финал. Вассалов, которые відімстили за своих господ, правитель помиловал, а куртизанки, верные своей любви, прославляются в поэтическом эпилоге.

В 1685 г. певец-рассказчик Такемото Гідаю (1650-1714) - соперник Удзи Каґанодзьо - открыл свой театр в Осака. У него был сильный голос необычайной красоты. Его фамилия стала нарицательным для певцов-рассказчиков в кукольном театре, их начали называть «гідаю».

В 1685 г. Тікамацу Мондзаемон написал для театра Такемото Гідаю драму «Победный Кагекійо» («Сюссе Каґекійо»), по жанру также историческую. Действие пьесы соотнесена с XII в. Знаменитый воин Каґекійо влюбился в простую женщину Акоя, однако женился на девушке знатного рода Оно. Узнав об этом, Акоя в гневе и отчаянии решается на измену: она выражает врагам Каґекійо место, где он скрывается, но ему удается отбиться. Враги пытают его юную жену, требуя выдать Каґекійо. Тогда, чтобы освободить ее, он добровольно сдается. Акоя с сыновьями приходит к Каґекійо в тюрьму, чтобы виблагати прощение. Каґекійо невмолимий. Он отрекается ей и двух своих детей. В отчаянии женщина клянется любимому: если он не простит ей, то она убьет детей. Каґекійо непреклонен, и тогда Акоя убивает детей и себя. Каґекійо рвет цепи и убивает своего врага, но опасаясь за жизнь жены, снова добровольно возвращается в тюрьму. Вскоре Каґекійо казнят. Но богиня милосердия Каннон заменила настромлену на кол голову Каґекійо своей и оживила его. Это было вполне в духе пьес кукольного театра, где человека, попавшего в беду, обычно спасала сверхъестественная сила - божество или волшебный талисман.

С середины 80-х pp. Тікамацу Мондзаемон писал пьесы для всех кукольных театров Киото и Осака. И примечательно, что с 1687 г. в театральных программах впервые начинает указываться имя и фамилия автора пьесы - Тікамацу Мондзаемон. Это свидетельствовало о возросшей роли писателя-драматурга в тогдашнем театре.

Тікамацу Мондзаемон сотрудничал не только с театром кукол, но и с театром кабуки в Киото. Драматург дружил с ведущим актером этого жанра, Саката Тодзюро. С 1695 г. Тікамацу Мондзаемон вообще почти на десять лет отошел от кукольного театра. Он писал для Саката Тодзюро пьесы, учитывая его индивидуальный актерский талант. Следует учесть, что между театром кабуки и дзьорурі существовала одновременно как конкуренция, так и творческая взаимопомощь.

Пьесы Тікамацу Мондзаемона, созданные для театра кабуки, сохранились в основном лишь в кратком изложении (например, написанная им для Саката Тодзюро «Кейсей Миба дайнембуцу»; название не подлежит точному переводу). Это типичная для Тікамацу Мондзаемона авантюрная драма с фантастическими фольклорными мотивами, однако сцены семейных ссор уже достоверно изображают тогдашнюю жизнь. Совместная работа драматурга с выдающимся актером Соката Тодзюро повлекло рождение бытовой драмы.

В 1703 г. было впервые выполнено дзьорурі Тікамацу Мондзаемона «Самоубийство влюбленных в Сонедзакі» («Сонедзакі синдзю»). Это была настоящая народно-гуманистическая драма. Двойное самоубийство влюбленных (они назывались «синдзю» - «верность сердца») случалось в Японии достаточное часто. В пьесе Тікамацу Мондзаемона все предельно просто и жизненно. Герой пьесы - маленький человек, приказчик, несправедливо обвинен. Он сводит счеты с жизнью вместе с любимой, девушкой из «веселого квартала».

Шедевр Тікамацу Мондзаемона - пьеса «Самоубийство на Острове небесных сетей» («Синдзю Тэнно Амідзі-ма») написана и поставлена на сцене Такемото-дза в 1720 г., через два месяца после реальной трагедии. Прототипы героев - реальные лица, но пьеса не является фактографічною. Герой пьесы, небогатый купец Дзіхей, любит Кохару, девушку из «веселого квартала». Но у купца есть жена и дети. Жена в письме умоляет Кохару оттолкнуть от себя Дзіхея, чтобы спасти его и семью.

Кохару пытается это сделать, жена О-сан рассказывает мужу правду, узнав, что девушку продадут другому и она совершит самоубийство.

В пьесах Тікамацу Мондзаемон часто возникают коллизии между естественным человеческим чувством (ніндзьо) и моральным долгом (гири) в его феодальном трактовке. Драматург отметил, что внутренний мир молодого человека той переходной эпохи потерял свою целостность. Герой пьесы разрывается между долгом и чувством, делая одну ошибку за другой. Пьесы Тікамацу Мондзаемона - галерею типичных образов, охватывающих все уровни общества в разных местностях Японии. При этом автор всегда сочувствует презренным и обиженным («Ночная песня погонщика Йосаку из Тамба « - «Тамбано Йосаку мацун комуробусі», 1708; «Гонец в преисподнюю» - «Мейдо-ка хікяку», 1711; «Масляное ад» - «Оннагоросі абурадзіґоку», 1721).

Бытовые драмы Тікамацу Мондзаемона повлияли и на его историческую драматургию. Прежде всего это касается пьесы «Битва коксінґі» («Кокусен'я кассен», 1715), которая имела фантастический успех. ее сюжет связан с событиями китайской истории, причем сравнительно недалекого для эпохи Т.М. времени, с завоеванием Китая манчжурами в 1644 г. В этой «приключенческой» пьесе, полной невероятных событий, удивительных картин, жестоких схваток, изобразили борьбу готового пойти на любой подвиг «корсара» Коксінґа (так называли европейцы китайского военачальника и флотоводца Чжэн Чэнгуна) - напівкитайця, напівяпонця. Однако для Тікамацу Мондзаемона, который использовал некоторые сюжетные ходы китайской драматургии, события китайской истории были лишь поводом для создания полной приключений, захватывающей драмы в народном духе.

Тікамацу Мондзаемон был не только основоположником нового театрального жанра, но и глубоким теоретиком искусства. Его эстетические высказывания сохранились в записях его приятеля Ходзумі Ікана, которые он сделал уже после смерти драматурга в 1738 г. Умер Тікамацу Мондзаемон в зените славы. «Богом среди драматургов» величали его современники. Театр кабуки адаптировал многие его дзьорурі. Они вошли в репертуарный фонд обоих театров как их совместная выдающееся наследие.



В. Маркова, В. Санович