ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

Аллегорический смысл и гуманистическое направление Божественной комедии» Данте

«Божественная комедия» - самое выдающееся творение итальянского поэта Данте Алигьери - вошла в историю культуры как высочайшее достижение искусства Средневековья и одновременно произведение, отразил кризис мировоззрения этой эпохи и неизбежность нового гуманистического мировосприятия Возрождения.

В творчестве одного из художников Средневековья не отразились особенности этой эпохи в истории человечества так полно и ярко, как у Данте. Именно его жизни стало символом жизни средневекового человека-мыслителя, человека-художника, который стремится к справедливости. Через политические страсти пылали в родной поэту Флоренции, Данте стал изгоем. Почти двадцать лет он стремился вернуться на родину, где был обречен на казнь. За несколько лет до смерти Данте правительство Флоренции объявил амнистию политическим изгнанникам, если они отрекутся от своих взглядов. Данте не согласился, и его второй раз обрекли на смерть, при жизни поэта этот приговор не отменили. Годы изгнания были наиболее плодотворными в творчестве Данте, десять из них он отдал созданию «Божественной комедии».

Автор «Божественной комедии», Данте Алигьери, прожил сложную жизнь, полную больших страстей, страданий, гениальных творческих взлетов.

Жанр «комедии» был популярен в Средневековье, так называли произведение с печальным началом и счастливым концом, написанное на народном языке. Потомки дали ей название «божественная», имея в виду ее художественное совершенство и красоту. Цель, которую ставил перед собой автор,- отвлечь человека от греха. Это и есть настоящий сюжет «Комедии»: открытие человеком всемирной гармонии через преодоление греховности, общественного и политического хаоса земного, материального мира. Этой цели подчиняется композиция произведения. Он состоит из трех частей: «Ад», «Чистилище», «Рай». Каждая часть имеет 33 песни, и с первой вступительной вся поэма состоит из 100 песен. В композиции поэмы Данте использует христианскую символику чисел. Число 3 наиболее характерное в христианской символике, именно оно воплощает гармонию. Эту идею он раскрывает не только в количестве частей, а и в строении стиха: «Комедия» написана трехстишиями (терцинами).

Произведение имеет аллегорический смысл: абстрактные понятия, мысли автор выражает через конкретные образы и события. Сам образ поэта имеет аллегорический характер, он символизирует душу человека, ищущего истины. Его странствия по аду и чистилищу надо понимать как путь к подлинной веры, несмотря на искушения и испытания.

Уже начало «Комедии» раскрывает неоднозначность содержания произведения. Блуждая в «темном лесу» и потеряв надежду найти «простую дорогу», Данте пытается подняться на гору, которой «кончалась та долина». Темный лес - это и аллегория обстоятельств жизни самого Данте, и политическая ситуация в Италии того времени и т.д. Холм - царство гармонии и справедливости. Сначала Данте кажется, что подняться в гору будет очень легко, но ему встречаются различные препятствия: пантера, что является аллегорией предательства, лев - гордость и тирания, волчица - жадность и эгоизм. В ад поэта сопровождает Верґілій. Этот римский поэт-язычник есть аллегория ума. Когда Данте спускается в ад, задыхается от серного дыма, не в состоянии вынести тех страданий, что увидел, его поддерживает Верґілій (аллегория понятна: в тяжких испытаниях и страданиях душу должен поддерживать ум). Образ Беатриче символизирует любовь, которая возвышает человека, раскрывает безграничную любовь Бога к людям.

Гуманистический пафос поэмы заключается в том, что Данте впервые в средневековой литературе оценивает человека в соответствии с его земной жизни. 9 кругов ада, которые проходит поэт, отражающие его отношение к человеческим страстям. В первом круге он встречает некрещеных младенцев и славных язычников, они не страдают, а только тоскуют, потому что в христианском мире им нет места в раю. Во втором круге он видит Паоло и Франческу, влюбленных, которые и в аду не хотят расставаться. Поэт сочувствует им, и в этом тоже проявился гуманистический пафос: средневековая литература не знала сострадания к грешникам. В последнем, девятом круге, поэт видит графа Уголіно, это политический деятель, который предал своих единомышленников, за это, по мнению Данте, он имеет наказания аж на самом дне ада. Но даже такой грешник вызывает сочувствие поэта. За измену Уголіно и его детей заточили в Пизанскую башню, где они умерли страшной голодной смертью. Данте осуждает Уголіно-предателя, но сочувствует Уголіно-отцу.

Поэма «Божественная комедия» глубоко национальная, а Данте выступает как патриот Италии, но ее значение еще в Средневековье вышло за пределы национального, она отразила моральные достижения своего времени и подготовила появление мировоззрения Возрождения.