ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

ТАНИДЗАКИ ДЗЮНЪИТИРО

(1886 - 1965)

ТАНИДЗАКИ ДЗЮНЪИТИРО - творчество писателя

ТАНИДЗАКИ ДЗЮНЪИТИРО (24.07.1886, Токио - 30.07. 1965, Ягавара) - японский писатель.

Танидзаки Дзюнъитиро, будучи, вероятно, более известным за пределами Японии, на родине приобрел сомнительную репутацию, которая чем-то похожа на репутацию Дж.Н.Ґ. Байрона в Англии, к которой добавились подозрения в отсутствии в его произведениях интеллектуального содержания. Однако можно согласиться с оценкой Д. Кина, которую он высказал в обзоре современной японской литературы: «Если кто-то из писателей этого периода и пройдет испытание временем и будет признан литератором мирового значения, то им станет Танидзаки». Мало кто из писателей решался погрузиться в потаенные уголки человеческой страсти и желаний настолько глубоко, и ни один писатель-японец не перенял так много противоречивого притяжения западных и японских традиций в поиске синтеза, преисполненного глубочайшего содержания. В своих произведениях, пронизанных заботой о возможности собственных извращенных удовольствий, Танидзаки Дзюнъитиро смакует то, чего избегают или игнорируют другие писатели и читатели. В своих лучших произведениях он отражал не просто размышления, а что-то значительно больше, независимо от того, нравится кому-то его откровенность или нет.

Танидзаки Дзюнъитиро родился в Токио и воспитывался в семье, измученной финансовыми неурядицами в основном из-за отца, неудачливого дельца, который в каждом новом начинании терпел крах. Иметь Танидзаки Дзюнъитиро была удивительной красавицей, для сына она стала идеалом японской женственности, и преклонение перед ней постоянно чувствуется в его прозе. Самого Танидзаки Дзюнъитиро, вдумчивого и одаренного ученика, учитель познакомил с образцами классики Востока и Запада. У1901 p., когда будущий писатель окончил начальную школу, отец решил, что ему пора работать, чтобы обеспечивать семью, однако учитель уговорил его позволить Танидзаки Дзюнъитиро продолжить обучение в средней школе. Версия этого случая воплощена в первом рассказе Танидзаки Дзюнъитиро, опубликованном в 1903 г. Оно называлось «Рассказ о весенний бриз и осенний дождь».

Танидзаки Дзюнъитиро сам зарабатывал деньги на оплату обучения, работая «сосей», мальчиком-служкой и репетитором в семье владельца ресторана, - этот период оставил у него горькие воспоминания. В 1908 г. он поступил в императорский университет Токио, но пренебрегал учебой и не обращал внимания на финансовые проблемы семьи, предпочитая целиком отдаться литературному труду и осуществлять шокирующие сексуальные эксперименты, которым посвящены его ранние произведения. Он начал публиковать их в 1909 г., отвергая господствующую в то время моду на натурализм ради личных желаний, необычных персонажей и событий.

Рассказ «Мастер татуировки» («Сисей», 1910), страшная история художника, порабощенного девушкой, которой он помог перевоплотиться, витатуювавши на ее спине паука, создала Танидзаки Дзюнъитиро репутацию писателя, который имеет странную страсть к испорченному и зловещего. Этот рассказ дал название первому сборнику рассказов Танидзаки Дзюнъитиро, вышедшая в 1911 г. Прозванный сатаністом, Танидзаки Дзюнъитиро шокировал читателей своей сексуальной энергией, терпимостью к извращениям и защитой мазохизма и других патологий. Повзрослев, Танидзаки Дзюнъитиро сам стеснялся произведений этого «плохого периода», многие из них не вошли ни в одну сборку и не переиздавались. В 1916 г. он сказал о тогдашнем связь между своей жизнью и искусством такие слова: «Для меня искусство стоит на первом месте, а жизнь - на втором. Сначала я стремился согласовать свою жизнь, насколько это возможно, с моим искусством или, иначе говоря, подчинить жизнь искусству. В то время я писал «Мастера татуировки», «Заброшенный» и «Дзетаро», и это представлялось возможным. Я умудрялся вести свое патологическое жизнь чувств в строжайшем секрете. Когда же я в конце концов понял, что между моей жизнью и искусством существует пропасть, которой нельзя пренебречь, я придумал, как можно по крайней мере воспользоваться преимуществами своей жизни. Я захотел посвятить большую часть своей жизни тому, чтобы сделать свое искусство совершенным».

Пока Танидзаки Дзюнъитиро пытался стереть различия между жизнью и искусством, он зажил в обществе крайне негативной, скандальной славы за ранний безпутній образ жизни, шокирующий гедонизм и потакание своим слабостям, в том числе общеизвестную тиранию в отношении жены. Однако несмотря на эти крайности и художественные недостатки многих произведений Танидзаки Дзюнъитиро того времени, его ранние попытки остаются важным показателем его исследования скрытых побудительных мотивов человеческих поступков, которые он обнаружил в себе и описал в более поздних шедеврах.

До таких же крайностей Танидзаки Дзюнъитиро доходил в своем игнорировании политики и злободневных вопросов культуры, не скрывая своих пристрастий ко всему западному. Он переехал в Йокогаму, чтобы наблюдать за созданной там большой общиной иностранцев, одевался в коричневые костюмы, играл на гитаре, ел печеную индейку и пироги с почками и, казалось, напрочь лишился каких-либо следов японских привычек и прошлого. Как признавался сам писатель, «будучи современным японцем, я обнаружил в себе страстные желания, которые было невозможно удовлетворить, пока я находился в традиционном японском среде. К моему сожалению, в нынешней Японии, моей родине, я не мог найти ничего, что соответствовало бы моей жажде красоты».

Пограничным пунктом в его судьбе стал чудовищное землетрясение 1923 p., что опустошил Токио. Танидзаки Дзюнъитиро, который в это время находился за городом, воспринял эту весть с какой-то дикой, извращенной радостью. Позже он вспоминал, как он тогда подумал: «Теперь Токио наконец станет приличным местом!» Писатель надеялся, что город будет перестроено в более современном, западном стиле, который соответствовал его вкусам, что западные обычаи наконец вытеснят японские. Временно начав жить в провинции Кансай близ Киото, в сердце традиционной Японии, Танидзаки Дзюнъитиро неожиданно начал переоценивать свою тягу к Западу и возражения японского устройства. В этой местности он прожил последующие двадцать лет, и впечатления от нового открытия японской старины и обычаев отразились в его зрелых произведениях через более сложное сочетание взаимовлияния и взаимопроникновения прошлого и современных идей и тревог.

Выдающиеся произведения Танидзаки Дзюнъитиро создавались в стремлении впитать и выразить восхищение японской культурой и собственным прошлым. В рассказе «Кое-кто отдает предпочтение крапиве» (1929), которое многие критики считают его лучшим произведением, изображен герой, похожий на самого автора, захват которого Западом понемногу уступает место вечным ценностям, которые он усвоил еще в детстве. Погружение Танидзаки Дзюнъитиро в этот мир, вероятно, наиболее полно отражено в романе «Сестры Макіока» (1948). Этот роман, написанный во время Второй мировой войны, сначала был запрещен, поскольку отнюдь не способствовал росту патриотических настроений в обществе. Вместо того, чтобы прославлять японскую армию и героические традиции самураев, Танидзаки Дзюнъитиро предложил подробное и точное описание самого обычного довоенной жизни и попыток традиционной японской семьи женить хотя бы одну из трех дочерей. Эти люди придерживаются привычных ценностей, несмотря на лавину перемен, надвигающихся с Запада, и это придает роману оттенок ностальгической тоски по потерянным миром. Танидзаки Дзюнъитиро находил этот мир в ряде исторических романов, основанных на событиях прошлого Японии, в раздумьях о своем детстве и в двух отдельных перелицюваннях классического произведения Мурасаки Сикибу «Легенда о Ґендзі» («Ґендзі-моноґатарі»).

Танидзаки Дзюнъитиро продолжал писать вплоть до смерти, переосмысливая свое увлечение сексуальными темами и подсознанием в таких романах, как «Ключ» (1957), «Мост снов» (1959) и «Дневник одного шаленця» (1962). Эти романы свидетельствуют о том, что Танидзаки Дзюнъитиро продолжал погружаться в глубины туманных человеческих желаний и наслань в поисках идеала красоты и его подтверждений. Считая, что наибольшее влияние на него оказали Мурасаки Сикибу, Е.А. По и В. Вайлд, Танидзаки Дзюнъитиро предложил миру удивительный сплав особенностей творчества всех трех писателей, сочетая изысканность японских традиций с мрачными гротесками По и манерним естетством Уайльда. Как и Уайльд, Т.Д. постоянно утверждал власть своего творческого воображения как альтернативу миру, равнодушному к красоты и истины, мира, что пытается уничтожить их.



Д. Берт