ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

ТАГОР (Тхакур), Рабиндранат

(1861 - 1941)

ТАГОР (Тхакур), Рабиндранат - творчество писателя

ТАГОР (Тхакур), Рабиндранат (07.05.1861, Калькутта - 07.08.1941, там же) - индийский писатель, лауреат Нобелевской премии 1913 г.

Тагор родился в известной аристократической семье, которая дала Индии немало выдающихся деятелей культуры и атмосфера в которой способствовала раннему развитию таланта ребенка, его способностей к литературе, формированию эстетических вкусов. Особенно это касается брата Тагора - писателя и музыканта Джотіріндронатха Тагора и его жены Кадомборі Деби. Писать стихи мальчик начал в восемь лет. Тагор учился в престижных учебных заведениях: сначала в Восточной семинарии в Калькутте, затем в Бенгальской академии, где он изучал искусство, историю и культуру Индии.

В 1878 г. отец отправил Тагора на обучение в Англию, где он занимался литературой и музыкой в Лондонском университете. Однако уже через полтора года Тагор бросил учебу и вернулся домой.

В Индии Тагор создал музыкальную драму «Гений Вальлмікі» ( 1881), в которой объединил индийские национальные мелодии и услышаны в Англии ирландские народные песни; издал первые оригинальные поэтические сборники «Вечерние песни» («Шонддхар шонгіт», 1882), пронизаны пантеїстичними настроениями, навеянными лирикой Б.Б. Шелли и образами древней їндійської литературы, «Утренние песни» («Пробхат шонгіт», 1883), «Картины и песни» («Чхобі о ган», 1884), «Диезы и бемоли» («Коре в комол», 1886), исполненные жизнеутверждающих настроений. Со стихами созвучна стихотворная драма «Возмездие природы» («Пракрітір протішодх», 1884), которая отражает извечный конфликт между духом и жизнью, правдой и красотой, умом и любовью. Герой драмы, затворник, воцарившись в пещере над своим внутренним «я» и преодолев все соблазны мира, приходит в город и встречает маленькую девочку из касты неприкасаемых, которая потеряла родителей и от которой все шарахаются. Отшельник боится, что не сможет не пожалеть девочки, и убегает от нее. Когда же он возвращается, не в силах оставаться в стороне, то видит ее мертвой. Смерть подтверждает его слова, что «большое следует искать в малом, безграничное в пределах формы и вечную свободу души - в любви». В эти же годы Тагор, следуя в значительной степени Бы. Чоттопаддхая, создал исторические романы «Берег Бібхі» («Боутхакуранір домов», 1883) и «Раджа-мудрец» («Раджорші», 1885).

В 1883 p. Тагор женился. Вернее, исполняя волю отца и следуя кастовых обычаев, женщины семьи Тагорів подыскали ему невесту - ничем не примечательную и почти неграмотную крестьянскую девушку Бхаватаріні (после замужества - Мріноліні), отец которой, как оказалось, работал в одном из имений Тагора. В 1884-1911 гг. Тагор - секретарь религиоВНО-реформаторского общества «Ади Брахма Самадж». В 1886 г. в 25-летнего писателя родился первый ребенок, девушка Мадхурілота, которую все звали Беллой, а через два года - сын Ротхі. В начале 1889 p. Тагор перевез свою семью в Шолапур (город на юго-западе Индии), где был судьей его брат.

В 90-х pp. Тагор создал большинство своих лучших рассказов, поэтические циклы «Маноші» (1890), «Золотая ладья» (1893), «Пестрое» (1896), «Сбор урожая» (1896), «Крошки» (1899), «Мгновение» (1900; значительная часть стихов вошла также в англоязычную зб. «Садовник»), «Дары» (1901); цикл философских драм «Раджа и рани» (1889), «Офірування» (1890), «Чітрангода» (1892), «хема Малини» (1895); комедию «Клуб холостяков» (1901). Тагор был редактором журнала «Шадхона» («Постижение жизни»), где опубликовал большинство своих художественных произведений, статьи на актуальные общественно-политические и литературные темы.

В рассказах этого периода Тагор вывел образ бенгальского села, его герои - обычные люди. Он ненавидит все, что унижает личность, - влечение к обогащению, жестокость, слепая привязанность к традициям. Тагор воспевает любовь, преданность, человечность («Расчеты», 1891; «Золотой мираж», 1892; «Избавление», 1894). Его волновала судьба женщины, которая больше всего страдала от кастовых и сословных ограничений. Писатель создал галерею женских образов, обычно трагических («Кара», 1893; «Умиротворение ревности», 1895 и др.).

Поэтические сборники 90-х гг. показывают эволюцию идейно-эстетических взглядов Тагора, сформировались на основе индийской философии и культурных традиций (упанишады, ранний буддизм, творчество Калидасы, Кабира, Г. Рая, Бы. Чоттопаддхая), а также европейских художественных направлений (английские романтики, И.В. Гете). Сформулирована Тагором концепция «джібон-дебота» («божество жизни») берет свое начало в учении упанишад о единстве человека и природы, в идеалах средневековых поэтов-вишнуитов, которые утверждали, что «человек превыше всего». Тагор говорил, что свое вдохновение он берет из «внутреннего я», которое существует в единстве с разлитым повсюду «высшим первнем», безграничностью. «Я считаю, что с меня достаточно, - писал Тагор в частном письме, датированном октябрем 1891 p., - жить и умереть как подобает человеку, с любовью и доверием к этому миру, и не смотреть на него ни как на бред Творца, ни как на улыбку дьявола». Следует добавить, что писатель, кроме того, еще так и творил.

В пронизанных тонким лиризмом, исполненных высокого мастерства стихах Тагора философские размышления чередуются с воспеванием природы, любовной лирикой, что граничит с общественными мотивами. Поэтический сборник «Мгновения» пронизана духом бунтарства против мещанской ограниченности, а в стихах сборника «Подарки», написанных в форме сонетов и молитв, переплетаются гражданские и религиоВНО-философские мотивы.

Напряженная творческая деятельность Тагор сочеталась с непосредственным участием в общественной жизни. В Шантінікетоні, что вблизи Калькутты, Тагор открыл школу, где лично преподавал. В первых социально-бытовых романах Тагора «Песчинка» (1902) и «Крах» (1905), в повести «Разрушенное гнездо» (1903) с большой психологической убедительностью изображен конфликт между отжившими нормами морали и новыми веяниями, распад старых форм семейной жизни. Идеал Тагора - брак по любви.

В 1902 г. умерла жена Тагора, впоследствии - дочь, отец и 13-летний сын. Поэтические сборники «Память» (1903), а также «Паром» (1906), «Дитя» (1903) является своеобразным дневником тех лет.

Кроме того, писатель попробовал свои силы и как романист. Особую славу снискал его роман «Гора» (1907-1910), в котором речь идет о поколении бенгальской интеллигенции конца XIX ст., которая стремилась преодолеть кастовые предписания страны, страх перед иностранцами и неприятие всего чужого. Главный герой романа Гора (в пер. с бенг. «белый человек»), член касты брахманов, узнает, что он сын ирландца, спасенный во время восстания сипаев, и что по законам своей религии он хуже, чем нетронутый. Осознание этого приводит его к пониманию истинного значения любви и терпимости. «Сегодня я настоящий индиец. Во мне больше нет противостояния с индусами, мусульманами и христианами. Сегодня каждая каста в Индии - это моя каста...»

Понимание подлинной судьбе своей страны, к которому приходит герой романа, выражает и замечательный гимн, обращенный к Индии, созданный Тагором в то же время:

Глянь, о душе моя, - вот вожделенная земля,

Вот земля изначальная паломников.

Посмотри на Индию, на тот берег святой,

Где вселюдства шумит океан.

Здесь благочестиво " остановись, руки воздев ввысь,

И человеку, как Богу, вклонись, -

Лучшим словом песен, высшим взлетом

вдохновений, Слав человека ты всегда и везде.

(«Святая земля Индии», пер. М. Желательна)

В 1912-1913 гг. Тагор посетил Англию и США, выступал с лекциями об индийской культуре и философии. За книгу стихов «Жертвенные песни» (или «Гитанджали»), переведенную с бенгальского на английском языке самим писателем и отредактированную В.Б. Єйтсом, он получил Нобелевскую премию в 1913 г. С тех пор творчество Тагора - самого известного на Западе представителя индийской литературы - стала своеобразным мостом между западной и восточной культурами. В последующие годы своей жизни Тагор много путешествовал по Европе, Северной и Южной Америками. В стихотворном цикле «Полет журавлей» (1914-1916) поэт выразил свои раздумья о судьбах человечества, навеянные поездкой на Запад. Одновременно вышли в свет повесть «Четыре жизни» (1916), главный герой которой - юный пламенный мечтатель Шочіш - ищет правду и внутреннюю гармонию, и роман «Дом и мир» (1915-1916), написанный в форме дневника, где три основные персонажи рассуждают о бурные годы освободительного движения в Индии в начале XX в.

В 20-х pp. Тагор создал одну из лучших своих лирических сборников «Восточный напев» (1925), аллегорические драмы «Освобожденный поток» (1922) и «Красные олеандры» (1924). Впоследствии вышли в свет романы «Поэма о конец» (1929), посвященный молодежи - «потерянному поколению» Индии, «В тенетах жизни» - хроника индусской семьи, повести «Две сестры» (1933) и «Цветник» (1934). Как утверждают ведущие бенгальские критики, в последнее десятилетие были написаны лучшие стихи Тагора. Поэтические сборники «Снова» (1932), «Голос леса» (1931), «Завершение» (1932), «Пестрое» (1933), «Последняя октава» (1935), «Листья» (1936), «На краю» (1938), «Рожденный во второй раз» (1940), «Флейта» (1940) и др. поражают раВНОобразием тем и настроений. Здесь встречаются стихи веселые и философские, фривольные и грустные, оповідні и лирические, иронические и сентиментальные. В этих сборниках доминирует дух воспоминания, потребность оглянуться на пройденный путь.

Творчество Тагора сыграло решающую роль в становлении современного бенгальского языка, он обогатил бенгальскую поэзию новыми формами и стихотворными размерами, заложил основы жанра рассказа и развил романный жанр. Он оказал влияние на все литературы Индии. Тагору принадлежит несколько тысяч песен в народном стиле; его стихотворение «Душа народа» (1911) стал национальным гимном Индии, а песня «Моя золотая Бенгалия» - национальный гимн Республики Бангладеш. Значительный вклад Тагора и в живопись, которым он начал заниматься в 1928 г. Две тысячи рисунков и картин, выполненных в основном в условной манере, значительно расширяют представление о духовном мире поэта.

Тагор умер 7 августа 1941 г. после тяжелой почечной болезни и операции.

На украинском языке произведения Тагора перевели М. Бажан, В. Мисик, Д. Паламарчук.



А. Гнатюк-Данильчук