|
ДЖОНАТАН СВИФТ
(1667-1745)
ДЖОНАТАН СВИФТ
Английский сатирик, церковный деятель, публицист, поэт и писатель Джонатан Свифт родился ЗО ноября 1667 года в Дублине в английской семье. Отец Свифта не дожил до рождения сына, мать через некоторое время навсегда уезжает в Англию и Джонатана воспитывает его дядя, Годвин Свифт, известный дублинский адвокат. Свифт получил хорошее образование - сначала в школе графства Кілкені (1673-1681), затем в дублинском Тринити-колледже (1682-1688), где ему присудили степень бакалавра искусств в 1686 году.
Взрыв насилия, который произошел в Ирландии в 1689 году, заставил Свифта искать убежище в Англии. К концу того же года Свифт стал секретарем сэра Уильяма Темпла, дипломата в отставке и литератора, который жил в поместье Мур-Парк, в графстве Суррей. Свифт оставался на этой должности до гибели сэра Уильяма в январе 1699 года. Это были не лучшие времена в жизни Свифта: он имел возможность вволю работать в огромной библиотеке Темпла; именно здесь, в Мур-Парке, начинается самостоятельная поэтическая деятельность Свифта; в 1692 году ему присуждают степень магистра искусств в Оксфорде; наконец, поместье Темпла становится основой, семейного счастья Свифта (начинающий писатель знакомится с Эстер Джонсон, падчерицей управляющего Мур-Парке, которая сначала была его ученицей, а впоследствии стала женой).
В 1695 году Свифт был рукоположен в сан священника англиканской церкви и в течение следующего года служил в Кілруті, на севере Ирландии. Оказавшись в центре религиозных распрей, Свифт начинает писать один из известных сатирических произведений - памфлет «Сказка бочки», работа над которым продолжалась несколько лет. «Сказка бочки» вышла в свет в 1704 году без указания имени автора, подняв шумиху вокруг себя. Свифт снискал славу острослова, после того как его авторство было раскрыто. В образах трех братьев - Петра, Мартина и Джека - автор подвергает сокрушительной критике три ветви христианства - католическую, англиканскую и пуританское.
В Ь696 году писатель возвращается в Мур-Парке, где пишет сатиру «Битва книг». Произведение было посвящено дискуссии между сторонниками «древних и новых книг», в которой на стороне «древних» принимал участие и Темпл. Свифт в сатире выступает против канонизации античного наследия, но за его творческое использование (прежде всего для дальнейшего развития современной английской литературы).
После смерти Темпла 1699 года Свифт переезжает в Ирландию, где получает церковный приход в Ларакорі. В 1702 году в дублинском Тринити-колледже он получил степень доктора богословия.
Его литературная известность стала еще большей после выхода серии очерков «Бумаги Бікерстафа» (1708 - 1709), в которых он высмеивал некоего Джона Патріджа, что составлял ежегодный астрологический альманах. Образ экстравагантного джентльмена Исаака Бікерстафа настолько пришелся по душе читателям, что близок к вигов эссеист Ричард Стол начал издавать от имени Бікерстафа поучительно-сатирический журнал «Бовтун» (1709). Свифт сотрудничал в этом журнале, выступал и как прозаик, и как поэт.
Через некоторое время Свифт, уже известный политический писатель, отходит от вигов и сближается с членами торійського кабинета, даже несколько месяцев (1710 - 1711) выдает торийской журнал «Экзаминер». С сентября 1710 по июнь 1713 года Свифт находится в Лондоне. В это время и развернулась его деятельность как торійського публициста. В области литературных связей наибольшее значение имел небольшой кружок «Клуб Мартина Скліблеруса (Писаки)». Подробные сведения о политических и литературных событиях Лондона того времени дошли до нас в письмах Свифта, которые после его гибели получили название «Дневник для Стеллы» и были адресованы вторую всей его жизни - Эстер Джонсон.
На защиту тори и большую поддержку правительства в своих статьях и памфлетах в 1713 году Свифт занял пост декана в дублинском соборе св. Патрика. Он покидает Лондон и возвращается в Ирландию.
Третий период творчества Свифта открывается памфлетом «Предложение о всеобщем использования ирландской мануфактуры» (1720), сразу после которого вышел ряд других памфлетов о Ирландию. В начале XVIII века население Ирландии было неоднородным. Свифт выступил в защиту англо-ирландцев, но этим самым он поставил вопрос о тяжелом состоянии всей Ирландии. Центральное место в ирландской публицистике Свифта принадлежит «Письмам Суконщика» (1724).
Произведение был направлен против патента, который был выдан британским правительством английскому купцу Буду на право чеканить мелкую (и неполноценного) монету в Ирландии. К патенту Вуда в Ирландии отнеслись негативно, руководствуясь мотивами политического и экономического характера. Ирландский парламент и его исполнительные органы предприняли против монеты Вуда ряд мероприятий, которые требовали поддержку бойкотом ирландцев. «Письма Суконщика» помогали этому бойкотові и заставили лондонское правительство отменить патент Вуда. Свифт стал национальным героем.
Главной книгой жизни Дж. Свифта становятся «Путешествия в разные страны света Лемюэля Гулливера» (1721 - 1725), которые были изданы в Лондоне в 1726 году.
Последнее десятилетие творческой деятельности великого сатирика, было после выхода «Путешествий в разные страны света Лемюэля Гулливера» (1726-1737) отмечен большой активностью. Свифт пишет много разных публицистических и сатирических произведений, среди которых не последнее место принадлежит памфлетам на ирландскую тему. Выступления Свифта в защиту Ирландии, как и ранее, находят отклик в сердцах людей и их поддержку. Его избирают почетным гражданином Дублина (1729). В этот период Свифт пишет много стихов. Его стихи отмечены тематическим раВНОобразием. Ведущим жанром стихов есть политическая сатира, как правило, связана с Ирландией («Клуб Легион», 1736). Итог своей творческой деятельности Свифт подводит в одном из наиболее значимых своих поэтических произведений - «Стихах на смерть доктора Свифта» (1731, выданные 1738).
Свифт умер 19 октября 1745 года в Дублине. На его могиле высечена составленная им эпитафия: «Здесь покоится тело Джонатана Свифта, доктора богословия, декана этого кафедрального собора, жестокое негодование не может больше терзать его сердце. Проходи, путник, и подражай, если сможешь, смелому защитнику свободы».
«Путешествия Гулливера» (1721 -1725)
По жанру «Путешествия Гулливера» - это сатирический философско-политический роман, который занимает весомое место в развитии искусства эпохи Просвещения. Своеобразие жанровой природы произведения заключается в сочетании романной и памфлетної форм, что подчеркивает специфическую особенность свіфтовського романа - отчетливо ощутимы публицистические принципы.
Главной темой «Путешествий» является изменчивость внешнего облика мира природы и человека, изображена в виде фантастического и сказочного среды, к которому попадает Гулливер во время своих странствий. Роман состоит из четырех частей, в каждой из которых рассказывается о пребывании героя в той или иной стране (в лилипутов, великанов, в Лапуті, в стране гуінгмів). Произведение имеет ярко выраженные черты романа-путешествия приключенческо-фантастического характера. Это привлекает прежде всего детей. Вводя сказочные и фантастические мотивы в их особой художественной функции, Свифт не ограничивается ею, расширяет ее значимость с помощью пародии, на основе которой строится сатирический гротеск. Текст «Путешествий» пронизан аллюзиями, реминисценциями, намеками, скрытыми и явными цитатами.
Изображая Ліліпутію, Свифт высмеивает все то, что его не удовлетворяет в современной Англии. Законы, обычаи, уклад Ліліпуті) - это гигантская карикатура на монархическую Великобританию. Страна великанов Бробдингнег изображается автором как идеальная монархия, которая противостоит несовершенной Англии, а ее король - как мудрый правитель, который осуждает войны и в своих действиях пользуется принципами высокой морали.
Путешествие Гулливера к Лапуты с посещением Большого Академии - это едкая сатира писателя на псевдонауку его времен с ее оторванностью от реальной жизни. Заключительная часть романа знакомит читателя с последним путешествием Гулливера - в страны с разумными лошадьми и одичавшими представителями человечества - йеху. Все это результат глубокого разочарования автора в возможностях положительного развития человеческого общества.
Двойная художественная функция фантастики - наглядность и гротескная пародия - разрабатывается Свифтом в русле античной и гуманистической традиции. В соотношении с этой традицией мотивы группируются вокруг схемы вымышленного путешествия. По Гулливера, то предоставленная схема опирается на английскую прозу XVII века, в которой широко показаны рассказы путешественников эпохи великих географических открытий. Из описаний морских путешествий XVII века Свифт заимствует странствующий колорит, который дает фантастике иллюзию зримой реальности. Эта иллюзия увеличивается еще и благодаря тому, что во внешнем виде между лилипутами и великанами, с одной стороны, и самим Гулливером и его миром - с другой, существует соотношение величин. Количественные соотношения поддерживаются качественными раВНОстями, которые устанавливает Свифт между умственным и нравственным уровнем Гулливера, его сознанием и соответственно сознанием лилипутов, бробдингнежців, йеху, гуігнгнмів. Угол зрения, под которым Гулливер видит очередную страну своих странствий, заранее точно установлен: он определяется тем, насколько ее жители больше или меньше Гулливера в умственном и нравственном отношении. Иллюзия правдоподобия, которая охватывает гротескный мир «Путешествий», с одной стороны, приближает его к читателю, с другой - маскирует памфлетную основу произведения. Сказочная фабула вместе с правдоподобным приключенческим колоритом морского путешествия составляет конструктивную основу «Путешествий». Сюда можно включить и автобиографический элемент - семейные рассказы и личные впечатления Свифта о необычном приключении его раннего детства.
Предметом сатирического изображения в «Путешествии» есть история. Свифт приобщает к ней читателя на примере современной для него Англии. Первая и третья части полны намеков, и сатира в них носит более конкретный характер, чем в двух других частях. В «Путешествии в Лилипутии» намеки органично вплетены в развертывания событий. Историческая аллюзия у Свифта не склоняется хронологической последовательностью, она может принадлежать к отдельной личности и указывать на малые биографические подробности. Так, например, во второй части описание прошлых смут в Бробдингнезі подразумевает социальное потрясения XVII века; в третьей части, которая распадается на отдельные эпизоды, целью сатиры есть не только недостатки английской политической жизни, но и безмерные претензии экспериментально-математического естествознания. К канвы фантастического рассказа этой части входят и намеки на злобу дня, и многоплановая аллегория о остров, что летает.
В гротескно-сатирическом описании всех трех стран, которые посещает Гулливер перед своим последним путешествием, является контрастный момент - мотив утопии, идеального общественного строя. Мотив утопии выражено как идеализация предков. Он придает рассказам Гулливера особого ракурса, при котором история предстает перед читателем как смена поколений, что деградируют, а время возвращен обратно.
Протест против отсутствия свободы относится к главных тем «Странствий». Тем более значимым является то, что очарован интеллектом гуігнгнмів Гулливер чувствует только сразу до существ, подобных себе, которых он видит «привязанными за шею к бревну». Так Свифт испытывает смехом рационализм просветителей и там, где они искали безграничную перспективу для развития личности, видит возможности ее вырождения.
ОСНОВНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ: «Сказка о бочке» (1704), «Битва книг» (1704), «Путешествия в разные страны света Лемюэля Гулливера» (1721 -1725).
ЛИТЕРАТУРА:
1. Муравьев В. С Джонатан Свифт.- М., 1968.;
2. Урнов Д. М. Робинзон и Гулливер: Судьба двух литературных героев.- М., 1973.
|
|
|