ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

РОБЕРТ ЛЬЮИС СТИВЕНСОН

(1850-1894)

РОБЕРТ ЛЬЮИС СТИВЕНСОН

Английский писатель, основатель и теоретик неоромантизма, литературный критик, поэт, шотландец по происхождению, Роберт Льюис Стивенсон родился 13 ноября 1850 года в столице Шотландии, «городе ветров» Эдинбурге. По материнской линии он происходил из древнего шотландского рода Белфурів. Дед и отец его были известными морскими инженерами, строителями маяков, другой дед был пастором. Его мать, Маргарет, с юности страдала туберкулезом и вынуждена была почти полностью перепоручить слабого здоровьем сына заботам няньки, Алисон Каннингем. Каммі, так няню называли в семье, была женщиной незаурядной. Она имела прекрасное чувство юмора, была одарена воображением и немалым талантом рассказчика. Именно ее манеру декламировать Стихи невольно перенял будущий писатель. Каммі имела тами п авторитет в доме, что извинения за проступки маленький Льюис просил у нее, а не у родителей. Однако жизнерадостность в ней сочеталась с набожностью, любовь к стихам Роберта Бернса - с ежедневным обращением к Библии. Ряд стихотворений, таких как «Я был хорошим целый день» или «Такой порядок», что их Стивенсон включил в сборник, проникнуты теми понятиями, что Каммі внушала ему, когда он был ребенком. Могла благочестивая Каммі предполагать, что странную нервоВНОсть мальчика вызывают ее рассказы О грешниках, которые горят в вечном пламени? «Религиозные страшилки и ужасы», как назвал их в своих воспоминаниях сам Стивенсон, приводили к тому, что он боялся заснуть, потому что ему казалось, что во сне Бог может отправить его в ад. В те долгие ночи, когда Льюиса донимал кашель, Каммі несла его к окну, чтобы показать ночь, звездное небо и свет в окнах тех, кто «тоже болеет». Няньке, ли его собственному признанию, Стивенсон был обязан тем, что стал писателем. Она помогла ему развить свою природную способность к творчеству, стала тем товарищем, которого слабая и болезненная ребенок был лишен. На третьем году жизни он переболел бронхитом. Эта болезнь потом сказывалась на протяжении всей его жизни и привела к ранней смерти. Единственная, крайне болезненная ребенок, он подолгу был прикован к постели за больные бронхи, у него развился туберкулез, и он никогда не чувствовал себя полностью здоровым.

До тринадцатилетнего возраста здоровье мальчика окрепло, и его отдали в закрытую школу. Поездки Шотландией во время летних каникул оставили глубокий след в душе мальчика: истории о кораблекрушения, рассказы о бурунов, горные вершины питали воображение будущего писателя. Стивенсон страстно полюбил родной край, его природу и историю. Позже он напишет о Шотландии рассказы и очерки, стихи и романы, обрабатывать народные поверья. В семнадцать лет Льюис поступил на юридический факультет Эдинбургского университета, а в 1875 году окончил его. Он много путешествовал, и во время путешествия на юг Франции пишет путевые записки, с которых начинается список его публикаций. В 1866 вышла первая книга Стивенсона - «Пентландське восстания». Мировая слава пришла после выхода романа Стивенсона «Остров сокровищ» (1883). С 1876 года в его жизнь вошла Фенни Осборн. Когда они встретились, ей было тридцать шесть лет, она жила с детьми отдельно от мужа. Стівенсону было двадцать шесть лет, когда он предложил Фэнни развестись с мужем и выйти за него замуж. Фенни была американкой, женщиной волевой, разумной и практичной. Благодаря ее стараниям произошло полное примирение отца с сыном (отец отрицательно относился к богемной поведения сына в студенческие годы). Семья сначала была против их женитьбы, но пылкие чувства Льюиса к Фенни победили. Он сам приехал к ней в Америку, где они поженились. После смерти отца Стивенсон с семьей переезжает в Америку, путешествует южными морями. Это путешествие возвращает его к жизни, он хорошо чувствует себя, много работает физически и сидит за письменным столом. В 1889 году, во время путешествия по южным морям на борту яхты «Каско», Стивенсон написал роман «Владелец Баллантре». В том же 1889 году семья Стівенсонів приобрела участок земли на острове Уполу (архипелаг Самоа), где писатель, страдавший тяжелой формой туберкулеза, жил до конца своих дней. Третьего декабря 1894 года Стивенсон умер от кровоизлияния в мозг.

Не только загадочные голоса моря и трагические шотландские легенды, с ними вместе очень рано вошли в душу Стивенсона и высокие моральные принципы. Под плащом свободного бунтаря пряталась требовательная совесть моралиста. Детство этого искателя приключений было омрачено тяжелой болезнью легких, что преследовала его всю жизнь. Рядом с ним всегда были открыты «двери смерти», как всегда он сам об этом говорил. Пленник «ковдрової страны» отправлялся в путешествия на волнах своей необузданной фантазии. Но романтика судьбы повела этого хрупкого и бесстрашного мечтателя, прозванного друзьями «эльфом», в дальние путешествия в экзотические края, это ему было легче дышать. «Школу Стивенсона» проходят с детства. Первой встречей с поэзией для маленьких англичан давно стал его «Детский цветник стихов», а любимой книгой всех поколений во всем мире - «Остров сокровищ». Возможно, это одна из причин его необычайно высокой популярности. Имя Стивенсона упоминается на страницах самых разных изданий - в том или ином контексте - постоянно, а не только в связи с юбилейными торжествами. «Остров сокровищ», что родился с нарисованной вместе с пасынком карты, и «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда», которая появилась во сне и породила множество кинематографических версий,- наиболее известные произведения Стивенсона. Чистота юности и соблазнительная привлекательность зла - эти психологические и нравственные контрасты открыл Стівенсону Достоевский, который произвел на него очень глубокое впечатление еще в юности. Непревзойденный стилист и мастер литературной игры, Стивенсон творил под девизом «я Живу, словом!». Честертон, который считал его великим писателем, отмечал: «Скрупулезная точность, с которой он подбирает слова, напоминает выверенность математической формулы».

Стивенсон является основателем и теоретиком такого известного направления в литературе, как неоромантизм. Остро ощущая противоречия между реальностью и мечтой, он искал в обычном необычное, героя в простом человеке. Путешествия, приключения, опасности нужны для того, чтобы придать жизни яркость и полноту, прорвав монотонность будней, увидеть тайну и красоту мира. Писатель утверждал мужественный оптимизм и веру в ценность добра, имел юношескую романтическую устремленность к прекрасному. Рассматривая литературную профессию с моральной стороны, Стивенсон подчеркивал, что писателям необходимо стремиться к правде жизни, чтобы человек «не считала себя ангелом или чудовищем; не воспринимала окружающий мир за ад; не позволяла себе представлять, будто все права принадлежат ее касте или ее родине».

Этот человек-легенда, проживший всего сорок четыре года, даже из своей биографии сумела создать захватывающий роман двинувшись на парусном «Серебряном корабле» южные моря, он навеки нашел свой «остров сокровищ» на Самоа в Тихом океане. Благодаря Стівенсону этот далекий остров стал духовным центром и местом литературного паломничества. Он умер слишком молодым и слишком любимым. Туситала - рассказчик историй (так нарекли его преданные самоанці) похоронен местными жителями на вершине горы Веа, как он предсказал в своем поэтическом «Реквиеме». Строки «Реквиема» высечены на надгробной плите.

Среди произведений Стивенсона есть его замечательная поэтическая книжка: «Детский цветник стихов». Стихи, вошедшие в нее, были созданы им во время обострения болезни, на грани жизни и смерти. Стивенсон лежал в темной комнате, и ему было запрещено двигаться и говорить. Из жуткой тьмы безмолвия душа его устремляется в райский сад детства, где человек еще невинная, прекрасная и свободная. Детские фантазии и сны с візіонерською выразительностью оживают в этих музыкальных стихах. Этот сборник сугубо личных стихов смог пережить не только все причудливые перипетии литературной моды, но и глобальные военные и политические потрясения. Стивенсон одним из первых обратился в своей лирической поэзии к миру детства и провозгласил его самой большой ценностью. Эта небольшая книжка, наполненная внутренним светом, повлияла на все пространство англоязычной литературы. Любовь и смерть, дух и плоть, взлеты и падения души, разговор с Богом на краю бытия - основные темы его лирики. Жизнь для него - встреча и прощание с любовью, радость и труд. Стихи сборника Стивенсона «Подлесок» знакомы украинскому читателю еще меньше, чем его так называемые стихи для детей. Начало ему было положено сразу после окончания работы над сборником «Свистульки». «Я сделался поэтом, работаю и работаю над стихами, так что к сорока годам наверняка видам поэтический сборник»,- пишет он товарищу в мае 1883 года. И через четыре года сборник действительно получается. Название для него Стивенсон позаимствовал у современника Шекспира, поэта Бена Джонсона, который писал стихи по любому поводу. «Мои стихи не лес, а подлесок,- говорил сам писатель, оценивая свою работу,- но в них есть смысл и их можно читать». Поэзию Стивенсона читают у нас меньше, чем его прозу, его стихи переводили Брюсов и Ходасевич, Балтрушайтіс, Бальмонт и Мандельштам. Наибольшее признание получила его баллада «Вересковый мед» в блестящем переводе Маршака. Позже переводили его А. Сергеев, И. Ивановский А. Кузнецов и другие.

«Вересковый напиток»

«Вересковый напиток» написан по галлоуейською легенде о временах, когда король шотландский громил в боях пиктов и завоевал их земли. Этот край был знаменитый своим великолепным медвяным напитком, изготовленным из визга, что цвел по всем склонам. На фоне великолепного описания цветения визга разворачиваются страшные события: уничтожено почти все население этой славной страны. Но завоевателям ничего не жалко, им не хватает только прекрасного медвяного напитка среди буйства цвета визга. Вот наконец найдены живыми последних двух жителей,- отец с десятилетним сыном. Завоеватели требуют у них рецепт. В своей дерзости они даже и помыслить не могут, что эти люди способны заплатить жизнью за тайну своего народа, которую он сохранял на протяжении веков. Глубоко поражает страшный поступок отца, который почти собственными руками губит своего ребенка (он приказал сбросить юношу со скалы, чтобы тот случайно не разоблачил тайны). Но мы понимаем, что вряд ли мальчик остался бы жив после того, как враги узнали бы от него эту тайну. Поэтому поступок отца - это приговор дерзкому вторжению завоевателей, которые истребили все население, но не покорили души этого народа.

ОСНОВНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ:

романы «Владелец Баллантре», «Остров сокровищ», «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда», сборник стихов «Детский цветник стихов», баллада «Вересковый мед».

ЛИТЕРАТУРА:

1. Дьяконова Н. Я. Стивенсон и английская литература XIX пека. - Л., 1984;

2. Олдингтон R Стивенсон: Портрет бунтаря.- М., 1985.