ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

СТЕНДАЛЬ (AHPI-MAPI БЕЙЛЬ)

(1783-1842)

СТЕНДАЛЬ (AHPI-MAPI БЕЙЛЬ)

Один из выдающихся французских писателей XIX века, Анри Бейль творил под псевдонимом Фредерика Стендаля (Stendhal - название немецкого города, в котором родился известный немецкий искусствовед XVIII века Винкельман).

Стендаль родился 23 января 1783 года в Гренобле, в семье богатого адвоката. Его дед, врач и общественный деятель, увлекался идеями Просвещения и был поклонником Вольтера. Но с началом революции в семье взгляды очень изменились, отец Стендаля вынужден был даже скрываться. Мать мальчика рано умерла, и семья надолго облачилась в траур. Отец не занимался воспитанием сына, доверив его католическому аббату Ральяну. Это привело к тому, что Стендаль возненавидел и церковь, и религию. Тайно от своего воспитателя он начал знакомиться с трудами философов-просветителей (Кабаніса, Дидро, Гольбаха). Чтения, а также наиболее сильные впечатления и переживания детских лет, связанные с Первой французской революцией, стали определяющими моментами в формировании мировоззрения будущего писателя. Приверженность к революционным идеалам он сохранил на всю жизнь. Ни один из французских писателей XIX века не отстаивал эти идеалы с такой страстью и смелостью.

В 1797 году Стендаль поступил в Гренобле к Центральной школы, целью которой было введение в республике государственного и светского обучения вместо религиоВНОго, и вооружение молодого поколения знаниями и идеологией буржуаВНОго государства, рождалась Здесь парень увлекался математикой. После окончания курса его отправили в Париж для поступления в Политехническую школу, куда он так и не вступил. Стендаль прибыл в Париж через несколько дней после переворота 18 брюмера, когда молодой генерал Бонапарт захватил власть и объявил себя первым консулом. Тогда же начались приготовления к походу в Италию. В 1800 году семнадцатилетний Стендаль вступил в армию Наполеона. Он прослужил в ней более двух лет, а затем подал в отставку и в 1802 году вернулся в Париж со скрытым намерением стать писателем.

Стендаль был сторонником, идеализации Наполеона, что отразилось и в его творчестве. Но его отношение к Наполеону, особенно после захвата последним престола Франции и преобразования на императора, было, однако, довольно критическим. Некоторые замечания Стендаля свидетельствуют о том, как хорошо он понимал деспотические и узурпаторські стремление Наполеона и какую угрозу он видел в нем для настоящего духа революции.

Стендаль принимал участие в походе Наполеона в Россию в 1812 году. был в Москве, Смоленске, Могилеве, испытал ужасы зимнего отступления французской армии из России? Впечатления о россии были чрезвычайно сильны. Он видел героизм русского народа, который защищал свою родину, видел также и жестокую произвол самодержавия.

После падения Наполеона и возвращения Бурбонов во Францию Стендаль уезжает в Италию, лишь наездами бывая на родине. Стендаль полюбил Италию, эта страна сыграла немалую роль в формировании взглядов писателя. Его привлекало интенсивная общественная жизнь Италии. В 1821 году вибуваються восстания карбонариев в ряде городов (Неаполь, Турин). СоболеВНОвания Стендаля этому движению дало основание правительству обвинить его в принадлежности к восставшим и предложить срочно покинуть австрийские владения в северной Италии.

Пребывание в Италии оставило глубокий след в творчестве Стендаля. Он с увлечением изучал итальянское искусство, живопись, музыку. Эта страна вдохновила его на целый ряд произведений. Это работа по истории искусства «История живописи в Италии», «Прогулки по Риму», новеллы «Итальянские хроники». Наконец, Италия дала ему сюжет одного из крупнейших его романов «Пармская обитель».

Пребывание во Франции, где правили ненавистные Стендалю Бурбоны, становится для него невыносимым. Это отношение писателя к реакции и режима Реставрации нашло свое выражение в его лучших романах. В 1830 году Стендаль получил от короля Луи Филиппа назначение консулом в Триест, но его не утвердили, как «неблагонадежного», в Триесте. Стендаль становится консулом в папских владениях в Чивита Веккія. Его смелая, независимая мысль, сочувствие революции и якобинцам, атеизм, его полны боевого протеста произведения делали одинаково тяжелым его пребывания как в Италии, так и у себя на родине.

Стендаль чувствовал себя больным, однако довольно часто ездил-из Чивита-Веккії до Рима. В 1841 году с ним случился первый апоплексический удар. Ему дали отпуск, и осенью он снова приехал в Париж, намереваясь пробыть там всего несколько дней. И неожиданно его свалил второй удар.

После смерти писателя вокруг его имени критики создали «заговор молчания». Первым, кто заговорил о него и заставил обратить внимание на Стендаля, был Бальзак. Называя Стендаля замечательным художником, Бальзак утверждал, что понять его могут только наиболее возвышенные умы общества.

Творчество Стендаля принадлежит к первому этапу в развитии французского критического реализма. Стендаль вносит в литературу боевой дух и героические традиции недавней революции. Связь его с просветителями можно наблюдать как в творчестве, так и в его философии и эстетике.

В своем понимании искусства и роли художника Стендаль идет дальше от просветителей и утверждает, что искусство по своей природе социальное, оно служит общественным целям. Это положение Стендаль превращает в боевое оружие против искусства своего времени, прежде всего против классицизма. Его искусствоведческие работы были остро публицистические. Одной из главных его работ по литературе является «Расин и Шекспир» (1825).

Стендаль подчеркивает, что художник только тогда выполняет свое назначение, когда он ведет за собой общество. Если художники действуют в одиночку, не связанные с массой, они тогда - ничто.

Эстетические положения просветителей Стендаль развивает в новых исторических условиях - после Французской революции 1789 - 1794 годов, в период революции, снова назревала, 1830 года. Через все произведения проходит мысль о важности исторических сдвигов, которые неизбежно отражаются в искусстве. Все его статьи по искусству проникнуты чувством нового. С каждой новой исторической эпохой меняется понятие красоты, говорит Стендаль. То, что казалось хорошим людям XVII века, уже не может казаться хорошим тем, кто пережил революцию 1789 года. Меняется также и историческая роль писателя. Ценность писателя, убежден Стендаль, определяется не тем, как хорошо он изучил классиков, искусство прошлого, а тем, в какой степени он принимал участие в революционных событиях, в общественной жизни своего времени. Главную ошибку класицистів Стендаль видит в том, что они хотят сохранить то искусство, которое сложилось еще задолго до революции. Новым направлением он считает романтизм - как новое искусство, что ведет борьбу со всем отсталым, отживающим.

Еще одно важное положение: искусство должно быть правдивым. В романе «Красное и черное» он характеризует роман как «зеркало, которое проносят по большой дороге». Если дорога грязная, если на ней есть лужа, это неизбежно отразится в этом зеркале, и напрасно было бы обвинять зеркало в том, что оно подводит точно; надо обвинять дорогу, или, вернее, смотрителя дороги, в том, что он плохо хозяйничает на ней».

Наконец, последний тезис - это необходимость учиться у Шекспира. Стендаль пишет, что романтики никогда не советуют прямо подражать драмы Шекспира. Этому великому человеку необходимо подражать в манере изучать мир, среди которого мы живем, потому что он дает своим современникам именно тот жанр трагедии, что им нужен.

Таким образом, в своих эстетических взглядах Стендаль является учеником и продолжателем просвітителів. их учение он развивает в новых исторических условиях, что накладывает резкий отпечаток на его взгляды и образы, придавая им нового качества. Все требования к искусству он ставит в зависимость от задач, которые выдвигает революция.

Связь Стендаля с просветителями можно проследить и в области философии - он был учеником просветителей-материалистов Дидро, Гельвеция, Кабаніса. Особое место в философских взглядах Стендаля занимает вопрос о человеке. Подобно просветителям, Стендаль утверждает, что человек должен гармонично развивать все заложенные в нем способности и силы и направлять их на благо родины, родного края, общества. Способность к большому чувству, к героизму - вот качества, которые определяют полноценную личность. Исключительное место в его философии и творчества занимает проблема страсти. В понимании Стендаля страсть никогда не противоречит разуму, а находится под его контролем. Герои романов Стендаля нередко выступают такими же раціоналістами в своей любви: Жюльен Сорель, Фабрицио, Сансеверіна, даже охваченные сильной страстью, всегда способны оценить свое чувство, свои поступки, подчиняя их разуму.

Итак, в литературу XIX века Стендаль вносит боевой дух века и революции, веру в разум, в гармоничную личность, культ сильных страстей. Но отстаивая идеалы революции, он вынужден делать вид, что эти священные для него идеалы далеки от современности, в которой торжествует проза буржуаВНОго образа жизни. Героическое становится ненужным в практике буржуазных отношений, там, где царит безнадежная тупость, погоня за наживой, карьеризм. В этих условиях человеку сильных страстей, которая жаждет героического, нет места, она неизбежно вступает в противоречие с буржуаВНОй действительностью, в этом и заключается трагедия главных героев Стендаля. В 20-х ро-ах Стендаль пишет замечательную новеллу «Ванина Ванини», вошедшая позднее в «Итальянские хроники». В ней раскрывается эпизод из истории революционно-демократического движения карбонариев в Италии.

«Красное и черное»

Этот первый большой роман Стендаля вышел в 1830 pouj4 в год Июльской революции. О глубокий социальный смысл романа свидетельствует уже его название. Под «красным», «черным» Стендаль имел в виду столкновение двух сил - революции (красное) и реакции (черное). Эпиграфом к своему роману Стендаль взял слова Дантона: «Правда, суровая правда!».

События романа Стендаля происходят во Франции во времена эпохи Реставрации («Хроника XIX века» - таков подзаголовок романа) с ее острыми социальными противоречиями и классовым расслоением. И хотя ведущую роль в сюжетном плане играет биография Жульена Сореля, главного героя романа, историю жизни которого автору подсказала хроника уголовного дела, это произведение выходит далеко за биографические рамки только одного действующего лица, становится романом широкого социально-психологического образца, в нем представлена почти вся Франция, столичная и провинциальная, не только аристократия и буржуазия, но и ремесленники и мелкие предприниматели.

Французская революция освободила энергичных людей, которые стремятся к свободе и счастью. Новая буржуазия и старая аристократия, развращенный мир и политика, борьба религиозных направлений стали основной темой романа; Автор знакомит читателя с бытом, привычками, социально-нравственной борьбой во французском обществе того времени. Действие романа переносит нас из убогой хижины деревенского плотника, где герой своей тендітністю и болезненностью вызывает ненависть братьев и отца, да и сам презирает их. Поэтому не игры на городской площади привлекали его, а поглощение книг и бесконечные разговоры с врачом наполеоновской армии приносили утешение юноше. И Жульен, лишенный корыстолюбия, наполняется честолюбивых мечтаний, желание подняться вверх, действовать, занять высокое место в обществе. Знания на латыни Святого писания, воспитанность, приятный вид приводят Сореля в дом мэра Вер'єра господина де Реналя на должность гувернера, а дальше к семинарии в Безанеоні. Воспитание детей господина де Реналя меняется на честолюбивые иллюзии стать первым викарием, епископом и благодаря этому попасть в высший свет.

Через жизнь Жюльену проходит желанный образ Наполеона, человека из низов, которая благодаря своему уму, смелости стала императором. Именно Наполеон поставил себе целью освободить страну от развращенных праздных аристократов и открыл дорогу талантливым, отважным, энергичным людям, которые вместе с ним создали новую Францию.

Но автор не соглашается с бездумным восторгом Жульена Наполеоном, ибо император допускал сногсшибательных ошибок (поражение под Ватерлоо). Таким образом, и главный герой романа, и его кумир, которые бросили вызов государственному строю, потерпели поражение. И виновата в этом политическая реакция, что противоречит демократическому развитию, революции, которую подавила Реставрация. Прослеживая путь главного героя, писатель рассказывает о падении нравов, о своекорыстие буржуазии, о ничтожности и слабости дворянства, о пробуждении в обществе новых сил В основе романа - конфликт личности с обществом.

ЖУЛЬЕН Сорель - представитель поколения 20-х годов XIX века. Ему присущи черты романтического героя: стремление к независимости, яркая индивидуальность, желание изменить свою судьбу. Одаренный умственными способностями, он еще мальчиком почувствовал необходимость вырваться из этой среды. Однако во время Реставрации сделать это не так просто: собственных достоинств для этого недостаточно. Прошли времена Империи, когда храбрость и определенные знания могли сделать из солдата генерала. Во времена Реставрации необходимо благородное происхождение, чтобы иметь офицерский чин. И если невозможна военная карьера, то возможна церковная. Церковь играет ведущую роль, и епископ, даже если он плебейского происхождения, весит больше чем любой аристократический лентяй. Так возникает у Жульена мысль стать священником, сделать церковную карьеру и таким образом завоевать себе положение в высшем свете. Жизнь ставит его перед выбором: жить по законам родителей или «пробить» себе дорогу к высшей власти, но обречь свою душу на гибель. И он делает свой выбор.

Чужим чувствует себя юноша в семье мэра Вер'єра господина де Реналя, ненавидя неискренность людей из окружения мэра, достаток которых попадает им в руки из-за хищения средств, которые выделила казна несчастным підкидькам. Он наблюдает духовное убожество провинциальной аристократии, которая руководствуется лишь корыстными замыслами и постоянно боится революции и подвохов буржуазии, которая тоже изображается темными красками: полное нравственное разложение, вызванное самими принципами накопления, мещанский образ мыслей (победа Вально над Реналем). Совесть Жульена начала нашептывать ему: «Вот оно - это гряВНОе богатство, которого и ты можешь достигнуть и наслаждаться им, но только в этой компании». Для Жульена пробить свой путь означало прежде всего вырваться из Вер'єра, потому что он не любил свою родину. Ему ненавистна даже мысль, что придется всю жизнь жить в этом гряВНОм группе людей, которые не остановятся ни перед какими преступлениями. Он чувствовал себя очень одиноким.

Желая показать свою начитанность, знания, умение мыслить, Жульен приходит к Безансонської семинарии. Но и здесь его ожидает разочарование: духовные круги Безансона далеки от сугубо религиозных интересов и проблем. В романе действуют священнослужители всех рангов, начиная от скромного сельского кюре и заканчивая епископом. В церковной среде царит идеологическое расслоение. Как ранее герой не видел единства среди мирян, так не видит ее теперь и среди духовенства, и приходит к выводу: «Вот теперь я попал в жизнь, и таким оно будет для меня до конца».

Не ценят талант, ум, честность, порядочность простолюдина в доме маркиза де Ла-Моля, не даст маркиз согласия на брак своей дочери с плебеем, хотя совсем недавно считал его своим сыном. В сознании же Матильды де Ла-Моль ярче, чем в сознании других аристократов, господствует мнение о революции и возможность ее повторения. Она не склонна пассивно наблюдать события и сложить голову без опору. ее раздражает беспомощность молодых людей, которые ее окружают, поэтому она увлекается секретарем своего отца, видя в нем возможного деятеля революции, будущего Мирабо или Дантона. Вступая с ним в связь, она считает, что он спасет ее и ее семью в случае революции от гильотины, хотя духовные черты Жульена соответствуют и ее духовному состоянию. Это единственный человек в доме де Ла-Моля, которая разглядела богатый внутренний мир и глубокую силу духа этого юноши.

За выстрел в церкви в любимую госпожу де Реналь Жюльен попадает в тюрьму. И только здесь, дожидаясь казни, юноша понимает, что его попытка разрушить социальные и моральные границы между аристократами и плебеями не осуществилась. Не пришлось Жульєнові доказать «сильным мира сего», что такие, как он, заслуживают на лучшую судьбу.

Задача романа заключается не только в том, чтобы изобразить лицемерие как единственный возможный путь для достижения цели. Жульен не достигает своей цели. И, главное, в конце жизни он уже не руководствуется ни честолюбием, ни лицемерием. Когда он ближе узнал людей, увидел низість окружающей среды, он усомнился в ценностях того, к чему так стремился с самой ранней юности и что долгое время было его бредом, это перестало привлекать Жульена. История этого «прозрения» и составляет основную тему романа, и в этом заключается огромная разоблачительная сила произведения. Но расставшись со своими юношескими иллюзиями, поняв убожество своих прежних идеалов, Жюльен Сорель потерял всяческий интерес для дальнейшего существования. Окончательно он прозревает от своего честолюбивого головокружение уже после того, как сделал свой роковый выстрел. Только теперь он понимает тщетность и бессмысленность своих прежних стремлений, понимает, что ему не нужно то, чего он так долго добивался. Счастье с госпожею де Реналь оказывается невозможным. Его речь в суде является итогом его жизненного развития. Превратив свою проповедь на обвинительный акт тому обществу, которое посылает его на гильотину, он заранее отказался от возможности смягчения приговора, от возможности спасения, потому что жизнь стало для него ненужным.

Однако физическое поражение является одновременно моральной победой Сореля над отсталым, консервативным существованием общества. Акт правосудия не взял гору, месть касты аристократов не состоялась ;- Жульен умер мужественно и достойно.

ОСНОВНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ:

«История живописи в Италии», «Прогулки по Риму», «Итальянские хроники», «Пармская обитель», «Расин и Шекспир»,«Ванина Ванини», «Красное и черное».

ЛИТЕРАТУРА:

1. Реизов Б. Г. Стендаль. Философия истории. Политика. Эстетика.- Л.,1974.;

2. Реизов Б. Г. Стендаль: Годы ученья.- Л., 1988.