|
СТЕНДАЛЬ, Фредерик
(1783 - 1968)
СТЕНДАЛЬ, Фредерик - творчество писателя
СТЕНДАЛЬ, Фредерик (Stendhal, Frederic, автонім: Бейль Анри Мари - 23.01. 1783, Гренобль - 23.03.1842, Париж) - французский писатель.
Слова Стендаля: «Если ум не отважный, то зачем же разум», - могут быть эпиграфом не только к его собственной жизни, но и ко всему его творчеству. В автобиографической книге «Жизнь Анри Брюлара» («Vie d'Henri Brulard», 1835) он писал: «Мне необходимо время от времени вечерами разговаривать с умными людьми; когда этого нет, мне кажется, что я задыхаюсь». Он был создателем психологического, реалистического романа, в этом его заслуга, которую по-настоящему не оценили современники; социально-психологический роман Стендаля стал вехой, которую не мог обойти мировой литературный движение. Его жизни не было богатым на внешние события: родился в провинциальном городке в семье адвоката. Мать, которую он горячо любил, умерла, когда мальчику не было еще и семи лет. Отца, «чрезвычайно неприятного, вечно озабоченного мыслями о продаже и покупке земель, невероятно хитрого», как писал Стендаль в «Жизни Анри Брюлара», он не любил; отец относился к сыну так же. Близкими парню были младше на три года сестра Полина и дед, доктор медицины, демократ и вольтер'янець, который, собственно, и воспитал будущего писателя.
По собственной классификации Стендаля, его жизнь делится на такие периоды: «детство, первое воспитания» он начал с трехлетнего возраста (1786 - 1800); военная служба (1800-1803); второе воспитания и любви к Адель и актрисы Мелани Ґільбер (1800-1805); завершение воспитания, Париж - 1806 г., служба при Наполеоне - 1806-1814 гг. (за эти годы он как интендант «великой армии» увидел все ужасы войны в Германии и России и понял ее аморальную сущность).
Годы 1814-1830 писатель называет время «путешествий, великого и ужасного любви». Известны имена двух женщин, которые нанесли ему больше страданий, чем радости, и получили воплощение в его героинях, - Метільди Дембовської и Анжелы П'єтрагруа. Исследователи этот отрезок его жизни разделяют на два периода: 1814-1821 гг. - миланский и 1821 - 1830 гг. - парижский. Это разделение является весьма условным, тем более, что в это время Стендаль начал писать свои первые произведения: музыку, живопись, архитектуру: «Жизнь Гайдна, Моцарта и Метастазов « («Vies de Haydn, de Mozart et de Metastase»), «История живописи Италии» («Histoire de la peinture en Italie»), а книгу «Рим, Неаполь, Флоренция «(«Romes, Naples et Florence», 1817) впервые подписал псевдонимом Стендаль. В 1822 г. вышло его психологическое эссе «О любви» («De l'amour»), это чувство писатель считал одним из важнейших в жизни человека. Его взгляды на литературу изложены в работах «Расин и Шекспир» («Racine et Shakespeare», 1823) и «Вальтер Скотт и «Принцесса Клевская» («Walter Scott et «La Princesse de Cleves», 1830). В 1827 г. появился его первый роман «Арманс» («Arman-се»), в 1829 г. - очерки «Прогулки по Риму» («Promenades dans Rome») и новелла «Ванина Ванини» («VaninaVanini»). Наиболее значительными романами Стендаля были «Красное и черное» («Le rouge et le noir, 1830), «Люсьен Уверен» («Lucien Leuwen», 1834), «Пармский монастырь» (La Chartreuse deParme», 1839).
В 1830 г. начался последний период в жизни писателя - он стал консулом в итальянском городке Чивитавеккья, время от времени наведываясь в Париж. Это внешние события, а о жизни души он писал в «Луи Ломбері»: «Обычным состоянием моей жизни было состояние безнадежно влюбленного, что любит в музыке и живописи, иначе говоря - любя наслаждаться этими искусствами, но самому не заниматься ими. Я с утонченной чувствительностью искал красивые пейзажи; исключительно ради этого я путешествовал. Пейзажи были смычком, что играл на моей душе». Сохранились воспоминания о Стендаля как о остроумного и блестящего собеседника, светскую человека, но он видел в светских обязанностях скуку, необходимость приспосабливаться к тривиальному способу мышления бомонда. Ему больше нравилось мечтать. Не найдя понимания в салонах, он не был по-настоящему оценен и как писатель. Поэтому-то в 1840 p. Стендаль, уже будучи автором всех трех своих знаменитых романов, писал самому популярному романисту Франции О. де Бальзаку, который обратил на него внимание: «Лично я считаю, что меня не будут читать ранее 1880 г.».
Весной 1842 г., не приходя в сознание после очередного апоплексического удара, Стендаль умер. В акте о его смерти записано: «23 марта 1842 года в два часа полночь скончался Анри Мари Бейль, консул Франции в Чивитавеккья, пятидесяти девяти лет, кавалер ордена Почетного легиона, холост, уроженец Гренобля». Похоронен писатель на Монмартрському кладбище. На надмогильной плите, согласно завещанию, выбита надпись: «Арриго Бейль Миланец Жил, Писал, Любил».
Мировоззрение Стендаля формировался главным образом под влиянием философов-материалистов. К.А. Гельвеций, Т. Гоббс, Ж.Ж. Руссо и даже Вольтер, которого Стендаль не любил, научили его доискиваться причин явлений в окружающей действительности, сделали его демократом. Произведения философов развили у Стендаля интерес к человеческому разуму, его связи с чувствами, привили интерес к логике, убедили в том, что все поступки человека определяются эгоистичным - личным - интересом, но они же показали ему, что этот эгоистический интерес должен подчиняться нравственному чувству. Произведения Д. де Трасси убедили молодого писателя в том, что одной из главных особенностей личности является воля. Труда П. Ж. Кабаніса заставили его признать зависимость между физиологией и психологией. События современности показали, что настоящим человеком является тот, кто в революционном 1793 г. сумел подготовить и принять конституцию, в которой впервые в мире было написано: «Цель общества - всеобщее счастье». Он считал, что Франция находится в состоянии революции, которая началась в 1787 г. Тирания - то ли государственная, то ли церковная - всегда возмущала Стендаля до глубины души. Он считал, что государством должен управлять правительство, которое опирается на народ. Эту идею Стендаль позаимствовал у якобинцев, горячим сторонником которых он был в 1804 - 1805 гг. Впрочем, «простой народ» писатель знал плохо, хотя его политическую позицию в эпоху Реставрации и Июльской монархии можно назвать демократичной.
Эстетические взгляды Стендаля логически вытекают из его политических, философских и этических убеждений. Он создал свою теорию искусства, основанную на материалистическом понимании развития общества и человека. В центре эстетики Стендаля находится человек, человеческий характер. Специфическим является его рассуждения о характере, поданное в письме к Бальзаку: «Я беру кого-то; людей, которых я знал, и говорю себе: этот человек вступило в определенных привычек, каждое утро отправляясь на охоту за счастьем, а потом добавляю ей чуть больше ума». Краеугольным камнем его творчества есть опыт: «Я беру кого-то из людей, которых я знал». Стендаль убежден, что нет «ни полное хороших, ни абсолютно плохих людей». Человек определяется тем, что она понимает пи; «счастьем», и тем, как она пытается поймать это «счастье». Уточнив мнению писателя, можно сказать, что человек для Стендаля определяется целью и средствами достижения этой цели. Наблюдение и изучение человека он всегда считал главнейшей задачей. Пытаясь объяснить, что он подразумевает под наблюдением, Стендаль описывает свой принцип отображения действительности, используя образ зеркала. В нем отражается все многообразие мира со всеми его хорошими и плохими чертами. В своих дневниках автор осуждал современников-литераторов, которые, лицемерно понимая чувства нравственности, «не решались назвать спальню спальней», «мало говорили о том, что их окружает». В памфлете «Расин и Шекспир» Стендаль очень четко выражает свое отношение к двум типам современного искусства, присоединяясь к полемически: споры, вспыхнувшей между «классиками» и «романтиками». Первая его тезис - «отныне надо писать трагедии для нас, здравомыслящих, серьезных и немного завистливых людей... 1823 г.», эти современные люди «не похожи на... маркизов в вышитых камзолах 1670 г.» Стендаля дает такое определение классицизма: «Классицизм... предлагает нам литературу, которая давала наибольшее наслаждение... прадедам». «Романтизм, - за Стендалем, - это искусство давать народам такие литературные произведения, которые при современном состоянии их обычаев и верований предоставляли им наибольшее наслаждение». Стендаль считал, что Софокл и Еврипид были романтиками своего времени, так же, как Расин и Шекспир - своему, ибо они писали для своего времени. Но подражания больших не может создать романтического, за Стендалем - современного, - искусства. Чтобы создать искусство, суголосне требованиям времени, надо идти не по Расіном, который, несмотря на весь свой талант, все-таки утверждал необходимость подражания, а по Шекспиру. И не подражать ему, а принять «способ изучения мира, в котором мы живем, и искусство давать современникам именно тот жанр трагедии, в которой они нуждаются».
Шекспир является для Стендаля образцом еще и потому, что он, избежав искусственности, сумел обрисовать «кровавые события гражданских войн», а наряду с этим «мнозтво тонких картин сердечных волнений и нежнейших оттенков страсти». Иначе говоря, Стендаль приписывает Шекспиру то, за что его современники ценили В. Скотта, - сочетание политических и исторических ситуаций с интимной историей персонажей, но считает нужным придерживаться именно линии Шекспира, потому что он сумел не только воссоздать конфликты эпохи, но и проникнуть в души своих персонажей, чего, по мнению С, нет в В. Скотта. Стендаль подчеркивал умение великого драматурга правдиво изображать картины жизни современного ему общества. Называя новое искусство романтичным, С, по сути, предлагает программу реалистического искусства. Причисляя себя к романтикам, он отзывается как реалист. Не менее важной для понимания метода Стендаля есть статья «Вальтер Скотт и «Принцесса Клевская». Здесь автор решает вопрос о связи историзма и изображения страстей, о соотношении правды и вымысла в художественном произведении. В. Скотт для Стендаля лишь исторический романист; автор романа «Принцесса Клевская» мадам де Лафайет - его антипод: в ее творчестве Стендаль видит естественность в изображении героев, зато у английского романиста - лишь «приблизительную точность манерних описаний». Признавая необходимость подражание природе, он всегда помнит о роли воображения, о том, что искусство является «прекрасным обманом», что оно не имеет права стенографировать, но вместе с тем при изображении страстей должно допускать больше природных черт». Суть статьи, таким образом, сводится к утверждению правдивости в передаче чувств как главной задачи искусства.
Вопрос правдивости в искусстве тесно связано с проблемой прекрасного, с пониманием красоты. Стендаль убежден, что идеал красоты исторически обусловленный, он развивается вместе с развитием общества. Он утверждал, подавая материалистическое и диалектическое толкование идеала: «Красота - обещание счастья». И раскрывал свою позицию в отношении искусства: «Красота в искусстве - это выражение добродетелей определенного общества». Прекрасное и полеВНОе в нем сочетаются, красота не существует вне нравственностью. А если одной из добродетелей современности Стендаль считал «отважный ум», то и красоты вне разума, вне образованием для него не существует; с учетом морального долга, присущего настоящий личности, красота не существует для Стендаля и без духовности. В понятие духовной красоты Стендаль включает также энергию, честолюбие, долг, свободу и, конечно, способность испытывать страсти. Считая, что страсти управляют человеком, Стендаль особенно тщательно изучил одну из самых главных, по его мнению, - любовь.
Книга «О любви» посвящена анализу возникновения и развития этой страсти. Стендаль также предлагает здесь и классификацию раВНОвидностей этой страсти. Он называет «страсть-любовь», «страсть-честолюбие», «страсть-влечение» и «физическую страсть». Первые две особо значимые. Первая - истинная, а вторая порождена лицемерным XIX ст. На принципе соотношения страстей и ума, их борьбы строится психологизм Стендаля. В его герою, как и в нем самом, как будто соединились две личности: одна действует, а другая наблюдает за ней. Наблюдая, он делает важное открытие, которое сам не сумел реализовать полностью: «В душе есть только состояния, у нее нет устойчивых свойств». Внутренние монологи Жульена Сореля, Люсьена Левена, герцогини Сансеверіні, Фабрицио свидетельствуют об их напряженное душевное жизнь. Но Стендаля - ученика просветителей - в душевной жизни человека больше интересует движение мысли. Страсти его героев также пронизаны мыслью. Правда, иногда Стендаль воспроизводит действия героев в состоянии аффекта, например, попытку Жульена убить госпожу де Реналь, но тогда автор отходит от исследования состояний. Изредка он передает также и подсознательные действия персонажей, мысли и решения, которые неожиданно у них возникли. Их Стендаль также не исследует, указывая лишь на их существование. Психологизм Стендаля - это новый этап в развитии литературного исследования личности. Его материалистическая основа приводит к тому, что писатель, знакомый с опытом Бы. Констана, автора романа «Адольф», не только изображает раздвоенность личности, неожиданность поступков персонажа, но и пытается как самому их описывать, так и предоставить читателю возможность самостоятельно оценить ситуацию или черту характера. Поэтому-то Стендаль изображает поступки, изображающий различные реакции на них персонажа или ряда персонажей, показывая, какие разные люди, какие неожиданные и крайне индивидуальные их реакции, как ими докапываются собственный путь познания мира и себя. О том, каковы его цель и средства, Стендаль писал Бальзакові: «Я стараюсь рассказывать: 1 - правдиво, 2 - доходчиво о том, что происходит в сердце человека». Одним из достоинств романа «Красное и белое» Стендаль считал то, что он «написан на языке Гражданского кодекса», т.е. коротко и ясно.
В первом романе «Арманс» Стендаль старался изобразить характер своего современника, погруженного в бесплодный и постоянный самоанализ. Мыслящий и образованный человек в Стендаля оказывается одинокой в «высшем свете» Парижа, где человеческие чувства ничего не стоят. Впрочем, этот роман, написанный под влиянием «Принцессы Клевської», не принес автору славу.
Италия, которую Стендаль полюбил еще в юности, воспринималась им как страна сильных страстей и прекрасного искусства. Характеры итальянцев всегда особенно интересовали Стендаля «Итальянские хроники» («Chroniques italiennes») воспроизводят различные формы страстей. «Ванина Ванини», что вошла в этот цикл, изображающий судьбу двух разных, но сильных натур. Писатель соединил то, что стало главной приметой его романов: политическое событие (вента карбонариев) и человеческий характер (Ванина Ванини). Эта новелла стала, так сказать, прототипом романов Стендаля. В ней намечены конфликты страсти-любви, страсти-честолюбності (в душе Ваніни). Любовь к свободе здесь борется с любовью к женщине (в душе Пьетро). Стендаль изобразил настоящую достоинство, которое не может быть отмечена ни одним орденом, который можно купить за деньги, - это смертный приговор борцу за свободу отечества. Все это получит развитие в «Красном и черном»: в образе Матильды де Ла-Моль, Жюльена Сореля, графа Альтамиры, а также в «Пармському монастыре»: в образах Сансеверіни, Фабрицио дель Донго, Клелії Конти, Ферранте Палла. Создавая почти романтический ореол вокруг главного героя Пьетро, Стендаль как реалист строго детерминирует черты его личности: страстность обусловлена тем, что он итальянец, национальности героя объясняет автор и то, что после поражения он становится религиозным и считает свою любовь к Ваніни грехом, за который он наказан этим поражением. Социальная детерминированность характера и убеждений героя заставляют его - любимого и любящего - пренебречь ради любимой отчизны. Дочь патриция, Ванина Ванини превыше всего ценит любовь. Она умная, за своими духовными запросами она выше своей среды. «Несвітськість» создает оригинальность ее характера. Однако ее неординарности хватает только на то, чтобы во имя своей любви послать насмерть 19 карбонариев. Каждый из героев новеллы Стендаля на свой лад понимает счастье по-своему «отправляется на его поимку». Реалистично детерминируя яркие, как у романтиков, характеры, Стендаль выстраивает сложный, как у романтиков, сюжет, используя неожиданные, исключительные события: побег из крепости, появление таинственной «незнакомки» и т.д. Однако «зерно» сюжета - борьба венты карбонариев и ее гибель - подсказано писателю реальной ситуацией в Италии начала XIX вв. Так в новелле переплетаются тенденции реализма и романтизма, но ведущим оказывается реалистичный принцип социально-временной детерминированности. В этом произведении Стендаль показал себя мастером новеллы: он лаконичен в создании портретов (о красоте Ванини мы можем догадываться из того, что она привлекла всеобщее внимание на балу, где были самые красивые женщины, а южную яркость ее красок передает указание на сияющие глаза и волосы, черные, как воронье крыло); он убедительно создает новелістичну интригу, полную неожиданных поворотов, а неожиданный новеллистический финал, когда карбонарий хочет убить Ваніну за измену, которой она гордится, и ее замужество умещаются в несколько строк и становятся той обязательной для жанра неожиданностью, которую в психологической новелле готовит внутренняя логика характеров.
Роман «Красное и черное» поставь на творчески составленную документальной основе: Стендаля поразила судьба двух молодых людей, приговоренных к смертной казни: один из них - Берт - тщеславный, но крайне ничтожный юнец, стрелял в мать детей, гувернером которых он был. Второй - Лаффарг - скромный и гордый мебельщик-краснодеревщик, который интересовался философией и литературой. Отвергнув притязания барышни, которая влюбилась в него, он был обвинен ею в попытке изнасилования. В обоих случаях Стендаль увидел характерное явление времени: общество убивает молодых людей, выходцев из третьего сословия, если они не хотят подчиняться рутине, стремятся реализовать свои внутренние незаурядные возможности. Конечно, прототипы не имели этих качеств в полной мере, но вспомним, что Стендаль «добавлял» своим героям «немного больше ума».
В романе он создал типичную картину жизни современного общества. В обращении к читателю автор сообщает, что «последующие страницы были написаны в 1827 г.» До этой даты стоит относиться с осторожностью, как и ко многим подписей под эпиграфами: в романе упоминаются события, которые произошли во Франции в 1829 и в начале 1830 p., а немало эпиграфов придумал сам автор, хотя и приписаны они Гоббсу, Макиавелли, И. Канту и др. Не вызывают сомнений только эпиграфы из Шекспира, Байрона и древних авторов. Для чего же нужны С. эти мистификации? Как художественное средство воспроизведения колорита подлинности и для того, чтобы авторская мысль, выраженная в образах, которые не всегда однозначно истолковываются, приобрела большей ясности. Весь роман-исследование направлен против тирании государственной власти, религии, привилегий происхождения, богатства. Творческие задания диктовали Стендалю систему образов. Жители провинции: дворянство - где Реналі, буржуазия - Вально, Фуке, духовенство - аббат Шелан, мещанство - Сорелі, полковой лекарь армии Наполеона и мировой судья. Вторая группа - духовенство Безансона - семинаристы, аббаты Пірар, Фрілер, Милон, епископ; вне Безансоном - епископ Агдський. Высшая аристократия - де Ла-Моль и посетители его салона.
Система образов, которая делает возможным широкое освещение жизни и конфликтов современной Франции, диктовала построение романа, в котором две части, но события разворачиваются в трех городах - Верьер (вымышленный провинциальный городок), Безансон (семинария), Париж (высший мир, политическая жизнь). Напряжение конфликтов возрастает с переносом событий из провинции в Безансона и Парижа, но личные интересы и деньги царят везде. Де Реналь - аристократ, который женился ради приданого и пытался выдержать конкуренцию агрессивных буржуа; как и они, устроил фабрику, но в конце романа ему приходится уступить в борьбе: мэром города становится Вально. О Вально Стендаль в начале романа сказал, что он «собрал самую сволочь от каждого ремесла» и предложил им: «Давайте царствовать вместе». Стендаль знает, что в его время господа, подобные Вальню, становятся социальной и политической силой. Именно поэтому Вально решается прийти к де Ла-Моля, а надменный маркиз принимает этого невежду и провинциального жулика, надеясь на его помощь во время выборов. Стендаль прекрасно видел направление общественного развития и отчаянные попытки удержать старое. Именно поэтому он описывает монархический заговор в Париже. Сущность явления автор раскрывает в ироническом эпиграфе, отнесенной одном из крупнейших мастеров иезуитства в политике - Макиавелли: «Основной закон для всего существующего - уцелеть, выжить. Вы сеете плевелы и надеетесь вырастить колосья хлеба». Первая фраза указывает на цель заговора - аристократия и духовенство, опасаясь за свое положение в новой общественной ситуации, лихорадочно ищут выхода. Вторая фраза указывает на очевидную бессмысленность их действий. Об этом свидетельствуют хотя бы характеристики, которые Жульен дает главарям заговора: один из них «по-настоящему волнует только своим пищеварением», второй полон «ярости дикого кабана», третий похож на механическую куклу» и т.п. Все они - «простые» фигуры, которые, по мнению наивного в вопросах политики Жульена, «опасаются, чтобы он не поднял их на смех». На самом же деле над ними, как над политической силой, издевается сам автор, но он видит и то, что в заговоре здитинілих ничтожеств - всех этих «Монморанси» - опять возникает обычное сочетание тирании и религии, которое подавляет свободу личности.
Вопросы политики органично вплетаются в роман, сочетаясь с резкой критикой религии и клерикалов. В чем смысл деятельности духовного лица, думает Жульен-семинарист, а его ответ - это ответ автора: «Продавать верующим места в раю». «Мерзким» Стендаль называет существование в семинарии, где воспитываются будущие духовные «наставники» народа: там царит «ежесекундно лицемерие», «мнение там считается преступлением», «здравое суждение ... оскорбительное». Аббат Пірар называет духовенство «лакеями, необходимыми для спасения души». В психологическом романе Стендаля картины жизни аристократии, духовенства, буржуазии приобретают черты гротеска. Автор не имел целью создания сатирического романа, но общество, в котором царит «гнет морального удушья» и «самая живая мысль кажется грубостью», волей-неволей кажется гротескным. Система образов и композиция позволяют автору показать сущность общественных отношений Франции начала XIX в. Не случайно подзаголовок романа: «Хроника XIX века».
Живыми людьми, способными мыслить, страдать и учитывать не только выгоду, является Фуке, что живет далеко от города; аббат Пірар, которому даже друзья не верили, что он не воровал на посту ректора семинарии; маркиз де Ла-Моль, способен увидеть личность в бедном и безрідному секретарю; Матильда, госпожа де Реналь и, конечно, Жюльен Сорель - главный герой романа, на раскрытие содержания и эволюции духовного и душевного мира которого прежде всего ориентирована композиция.
«Красное и черное» - роман, в котором явственно проступают черты романа воспитания: в первой его части перед нами предстает юноша, который не знает жизни, удивляется всему увиденному и постепенно начинает все это оценивать, во второй части - это уже человек с определенным жизненным опытом, решает действовать самостоятельно, но в финале приходит к убеждению, что ему - «возмущенному плебеєві» и, к тому же, в общем-умному, деятельному, честному - нет места в этом мире. Для Стендаля Жюльен - отражение состояния современного общества. Главное в характере этого сына плотника - стремление и умение познавать самого себя и окружающий мир - его «отважный ум», а также страстность натуры. В начале своего жизненного пути он, будучи воспитанным наполеоновским солдатом, «грезит военной карьерой», свято верит истинам «Мемориала святой Елены», реляциям великой армии Наполеона и «Исповеди» Руссо. Но, как человек 20-х pp., он изучает наизусть книгу Ж. де Местра «О папе» и весь Новый Завет, чтобы порадовать аббата Шелана, от которого зависит его будущее; своим вдохновителем он выбирает Тартюфа. Однако также свято хранит портрет Наполеона, считая его героем третьего состояния, мечтая повторить его подвиги. Автор изображает двойственность персонажа, сочетание чистоты, таланта с расчетом.
Стендаль показал, как его Жульен делает выбор в соответствии с законами своего времени. Если жители Вер'єра и их постоянная борьба за господство открывают юному плебеєві ничтожность душ провинциальных дворян и буржуа, то Безансонська семинария показывает ему, что душе духовенства еще плачевнее. Париж обнажает ничтожность аристократов, которые до сих пор казались недосягаемыми. «Как можно быть несчастным, живя среди такого великолепия?», - думал Жюльен, входя в доме де Ла-Молей. Но духовная и душевная пустота светских «Монморанси» открылась ему очень быстро. Близким для него остался только революционер граф Альтамира.
Автор проводит своего героя от одного разочарования к другому, но показывает, что он делает карьеру, достигая цели не столько благодаря тартюфству, сколько вследствие своих истинных добродетелей. Но тридцатилетней Жульен выберет искреннее, естественное и жертвенное чувство госпожи де Реналь и смерть на эшафоте, отказавшись взамен от богатства, звания гусарского поручика, имени аристократа и любви самой умной и самой красивой девушки из высшего мира. В чем же причина этого? В том, что герой Стендаля не может отречься от идеала естественности, чистоты, правды, разума. В конце жизни Жульен мог воскликнуть: «Я любил правду, а где же она?» Как-то автор сказал о своем герое, что у него душа художника и для него нет места в мире продажности и триумфа никчемности. Молодой герой, словно возвращаясь к самому себе, обогащенный жизненным опытом, приходит к убеждению, что современное общество построено на лжи и насилии, что «никакого естественного права не существует», но есть «закон, который запрещает делать то или иное под страхом казни», «уважают... мошенников... которых не поймали на горячем». Религия и ее служители - не исключение. У человека, ужасно одинокой в этом мире, остается обязанность только перед собой. Этом внутреннем обязательные, своей сущности Жульен никогда не изменял.
Верность самому себе, то есть чистом и светлом идеалу человека, несмотря на все отклонения и ошибочные шаги, выделяет главных героев Стендаля. Слово «обязанность» привычное в устах Жульена, но и ласковая госпожа де Реналь, которая пришла в тюрьму к любимому, нарушив общепринятые представления о морали и долге, говорит ему: «Мой долг прежде всего - быть с тобой». Каким же образом автор создает психологически достоверный образ главного героя? Внутренний механизм его романа? За основу Стендаль берет поступок персонажа, а затем воспроизводит реакции на него самого героя и его окружения. Вот очень характерный пример: Жульен ставит перед собой задачу захватить ручку госпожи де Реналь. Сначала он задел ее случайно, но сразу же решил, что его долгом перед самим собой является добиться, чтобы эта «ручка не відсмикувалася», ведь он стремится хотя бы втайне компенсировать то унижение, которому он - простолюдин - постоянно, хотя и не явно, терпит в доме аристократов. В следующем разделе герой «полностью погрузился в размышления о долге и чести» и «решил, что ему надо сегодня же вечером любой ценой добиться, чтобы ее рука осталась в его руке». Перед этим событием он чувствует себя, как перед поединком. Он совершил свой «подвиг», и «душа его утопала в блаженстве, не потому, что он был влюблен в госпожу де Реналь, а потому, что наконец закончилось это страшное истязание». Здесь изложены мотивы поведения, изображены психологические состояния героя, его чувства. Однако сам автор только называет факты или передает внутренние монологи героев, но этической оценки их поступкам не дает; нет в романе Стендаля также и пространных рассуждений автора об особенностях психологического состояния героев. Стендаль придерживается усвоенного им опыта Шекспира - передавать факты, а нюансы эмоций перепоручать деталям.
Интерес Стендаля вызывает и процесс возникновения мысли. Показательным является эпизод с зеркалом во время приезда епископа Агдського. В XVIII разделе Жульен, который должен помогать епископу, входит в его апартаментов, когда тот делает что-то странное перед зеркалом; сначала юноша принимает его действия за определенный ритуал, предшествующий богослужению, и только с четвертого раза, внимательно приглядевшись, понимает: «Он репетирует, учится благословлять». После этого благоговейная почтительность, с которой Жульен приступал к своим обязанностям, меняется расчетом: «А какую зарплату он получает?» Так, автор показывает, спадает пелена с глаз героя, он учится понимать окружающий мир. Проникновение в душевный и духовный мир героя происходит с помощью, так сказать, «динамического» портрета: портрета, представленного в развитии, когда не физические черты лица имеют главное значение, а их восприятие другим человеком, характеризует одновременно и самого героя, и того, кто воспринимает.
В социально-политическом романе «Красное и черное», что сохраняет черты романа воспитания, на общем фоне четко выделяется центральная фигура, которая познает мир, в то же время второстепенные персонажи призваны подтвердить некоторые из идей, воплощенных в главной действующему лицу. И здесь особым нагрузкам наделены образы госпожи де Реналь и Матильды де Ла-Моль. Обе они порождены своим средой - первая благородная, по-провинциальному простодушная и наивная; вторая гордый, самолюбивый и честолюбивый, имеет острый ум и безжалостная в суждениях о людях. Но обе они в глубине души - первая более инстинктивно, вторая рационально - стремятся к искренней любви. Стендаль показывает, как общество покалечило их души. Госпожа де Реналь - искренняя и честная - принужденная общественным мнением врать и оставаться женой де Реналя, которого она презирает и который превыше всего ценит ее деньги, а затем по приказанию духовника фактически посылает на смерть любимого. Матильда, убеждена в своем превосходстве над всеми хотя бы только потому, что она дочь маркиза, оскорбляет плебея Жульена, заставляя его изобретать хитроумные средства подчинить ее себе. Противоестественные действия своих героинь Стендаль связывает с влиянием среды, с его законами. Любви героинь Стендаль причисляет к выявлению их природного естества, до прекрасных человеческих первнів. Здесь сказывается концепция личности Руссо и идея стремления к счастью, которую сформулировал Гельвеций. Мнение автора о том, что общество уничтожает своих лучших представителей, распространяется и на госпожу де Реналь, и на Матильду.
Завершающие разделы романа, где действие как развитие событий меняет действие - развитие мысли, подводят итоги размышлениям автора о своем времени - время, что приводит к «уныния». Эта оценка в «Примечаниях автора» касается Англии и Америки, однако Стендаль имеет в виду именно Францию.
В 1834 г. Стендаль написал роман «Люсьен Левен», известный также под названием «Красное и белое». Действие произведения происходит в 1832-34 гг. О этот период Стендаль сказал - «банк стал во главе государства». Роман «Люсьен Левен» - наиболее социальный и найіронічніший произведение писателя. В нем Стендаль тоже подает историю духовного развития молодого человека, тяжкий путь познания действительности, но несколько из другой эпохи и из другой социальной прослойки: Люсьен - сын банкира, который имеет 10 миллионов; у его матери - женщины образованной, умной и деликатной - литературный салон, а сам он - корнет уланского полка. Он с самого начала имеет все то, к чему стремился Жульен Сорель. Однако здесь также воспроизводится процесс формирования характера молодого человека; это также роман воспитания, но оно начинается с другого момента и имеет несколько другие формы. Но главное здесь - изображение самого общества, увиденного глазами молодого человека, который постепенно переживает прозрение. Его окончательный вывод: «В наше время ... деньги - все». Использование служебного положения для обогащения - норма в государстве, где играют на бирже, используя секретную государственную информацию, не только банкир и министр, а король, которого карикатуристы рисовали в виде груши. Деньги являются целью выборов, во время которых у Люсьена, который еще не понял всей отвратительности того, что происходит, летят комья грязи и гнили кочаны. Защита денег гонит полк Люсьена до небольшого городка ткачей, где «везде вставал живой образ нищеты, от которых щемило сердце, но не то сердце, которое надеялось заслужить крест, орудуя саблей в жалком городке». Восстание ткачей - реальное событие во Франции 1830-х pp. Банкиры, министры, провинция, Париж, военные, чиновники - все слои общества предстают перед нами в романе Стендаля. А вывод из всего этого - тот самый, что и в первом романе, разве что еще саркастичніший. Вероятнее всего, что именно поэтому автор и не закончил «Люсьена Левена». По предварительному замыслу, действие последней части должна происходить в любимой и идеализированной Стендалем Италии, где разочарован и змордований страданиями и несправедливостями Люсьен должен встретить свою любимую. Но Стендаль-реалист не мог завершить разоблачительный роман идиллией.
Италии писатель обязан рождением замысла нового романа: в 1839 г. за 52 дня Стендаль написал роман «Пармский монастырь». Все романы Стендаля, за исключением последнего, не являются богатыми на интригу: разве можно назвать сложным, к примеру, сюжет «Красного и черного»? Разве стремление захватить ручку госпожи де Реналь - это настоящая интрига? Скорее это то, что происходит в душе персонажа, его мысли и чувства. Событием здесь становится рождение мысли, чувству. Сложнее собственно сюжетной коллизией можно назвать разве что историю с появлением Жульена в Матильдиній спальни. Да и то это скорее гротескная профанация характерных для любовных историй ситуаций. В последнем же романе Стендаль зарекомендовал себя непревзойденным мастером сюжетотворення: здесь и предательство отца, и тайна рождения сына, и таинственное пророчество, и убийства, и заключения, и побег из тюрьмы, и тайные свидания, и еще много-много другого! Стендаль решил понравиться публике, но наряду с этим он не потерял своих достижений писателя-психолога: характеры выписаны еще более выпукло, чем в ранних романах, нет пространных переповідань состояний персонажа. Яркий колорит Италии придает всему роману особой красочности. Есть здесь и некоторые другие новые черты. Так, например, только здесь мы находим весьма своеобраВНОе напутствие юного аристократа Фабрицио: «Старайся зарабатывать деньги трудом, полезным для общества. Я предчувствую небывалые перемены: возможно, через пятьдесят лет бездільних людей не захотят терпеть». Если в двух предыдущих романах сопоставления времени действия с эпохой Наполеона возникало эпизодически и только в сознании героев, то в новом романе эпоха Наполеона вошла до самого рассказа: перед нами значительный временной отрезок - с 1796 г., года вступления французских войск в Милан, до 1831 г. - последних дней восстания карбонариев. Это дает возможность расширить наблюдения. Двор и придворные обычаи пармських правителей - принцев Рануціїв Ернесгів, которые отличаются друг от друга в основном только порядковым номером - III, IV, или V (как, по мнению Стендаля, и современные короли Франции), законы или беззаконное беспредел, который творится в Парме, тоже в сатирически сконцентрированном виде воспроизводят Францию.
Роман называется «Пармский монастырь» - его композиционным и идейным центром является политическая тюрьма-монастырь, которая нависает над городом. Те, кто попал туда по ложному доносу, обвинены в преступлениях, которых они не совершали, погибают там без суда и следствия. Это символ произвола и беззаконности, что создает ведущую тональность романа.
Главным врагом тирании Стендаль изображает мнение. Правителю Пармы принадлежат слова: «Умный человек, как бы она не стремилась соблюдать благопристойных принципов, всегда в чем-то окажется заодно с Вольтером и Руссо». Благопристойные принципы здесь - это покорность, Руссо и Вольтер - это бунт. Религия и церковники, как и в «Красном и черном», вновь становятся объектом иронического воспроизведения, но теперь это уже не безансонський эпизод, а строго организованная система, которая подавляет все смелое и самостоятельное в человеке, государство в государстве, основанная на лицемерии и произвола. Юному Фабрицио дель Донго умудренный жизненным и государственным опытом граф Моска советует скрывать свой ум, когда он окажется в среде церковников, принять их правила игры правила игры в вист. Это не правила нормального и порядочного жизнь, а нечто совершенно противоположное человеческим запросам.
В центре сюжета - судьба Фабрицио дель Донго и его тети, которая сначала вышла замуж за наполеоновского офицера, а впоследствии стала герцогиней Сансеверіна. Именно с ней в роман и в жизни Фабрицио входит тема Наполеона. Сто дней, свидетелем и участником которых стал Фабрицио, позволили Стендалю показать иллюзорность представлений о Наполеоне как провозвестника свободы. Однако восхищение его величием парадоксально оправдывается ничтожеством общественных институтов, которые складываются после свержения кумира.
Герои романа, не получив возможности обрести счастье в свободе - Наполеон или не оправдал их надежд, или оказался ими ложно потрактованим, - «отправляются на охоту за счастьем» в любви. Но в последнем романе Стендаля его можно достичь только с помощью обмана. Джина П'єтранера, любя графа Моску, может стать лишь его любовницей и при этом еще должна выйти замуж за герцога Сансеверіна. Клелия Конти, чтобы спасти жизнь Фабрицио, которого она любит, сначала подсыпает снотворного своему отцу, а потом вынуждена выйти замуж за нелюбимого - маркиза Крещенці. Фабрицио и Клелия инсценируют смерть и похороны своего сына, чтобы иметь возможность видеть его. Так вынуждены поступать честные люди, а негодяи - они составляют большинство - посылают других на смерть, если это нужно для их престижа, или, в лучшем случае, заставляют поступиться честью, как к этому побуждает герцогиню Сансеверіну очередной Рануцій Эрнест.
Действие романа происходит в Италии. Автор передает страстные характеры итальянцев, аргументирует их поступки присущими им как нации проницательностью, непринужденностью и немарнославністю, врожденной сдержанностью, что сочетается с серьеВНОстью, иногда - религиоВНОстью или суеверием. Именно с таких позиций становятся понятными поступки герцогини Сансеверіни, графа Моски, Фабрицио, Клелії, Ферранте Палла.
Образ Ферранте Палла в романе несет особую нагрузку: с ним, поэтом, мыслителем, связана тема революционной борьбы. Он - карбонарий. Стендаль изображает его - одного из самых благородных героев романа - полубезумным, и это не только его физическая болезнь - это авторская концепция. При всей своей огромной уважения к карбонариев Стендаль не верил в победу их дела, потому что их политическая программа, которая не учитывала потребностей народа, обрекала их на поражение и одиночество.
Непреодолимые конфликты, навязанные лучшим героям компромиссы, преждевременная гибель - это не стремление автора усложнить сюжет, а воплощение концепции, суть которой сводится к ранее высказанной Стендалем мысли: не может быть счастливым человек в несчастном обществе. Однако, наряду с этим, последний роман Стендаля - гимн прекрасному человеческому чувству - любви, гимн смелому ума, что преподносит настоящую человека над нелепостью религиозных догм и тиранией власти.
Этот роман вызвал особый интерес Л. Толстого, который считал, что Стендаль впервые в мировой литературе разрушил ореол романтики с военных действий. Сцены битвы при Ватерлоо, ранены, убиты, раздавлены во время хаотичного отступления; сам Наполеон, который кажется главному герою Фабрицио легендарной фигурой, оказывается маленьким человеком, едва заметной на поле боя. Л. Толстой писал, что именно сцены войны в этом романе и рассказы старшего брата заставили его по-новому осмыслить сущность военных действий и место человека в этих кровавых событиях.
На украинском языке ряд произведений перевели Д. Паламарчук, С. Пинчук, Есть. Старинкевич.
Г. Храповицкая
|
|
|