ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

СТАЙРОН, Уильям

(рожд. 1925)

СТАЙРОН, Уильям - творчество писателя

СТАЙРОН, Уильям (Styron, William - нар. 11.06.1925, Ньюпорт-Ньюс, шт. Виргиния) - американский прозаик.

Стайрон родился в Виргинии в 1925 г. Во время Второй мировой войны он служил в морской пехоте. В 1947 г. Стайрон окончил университет Дьюка в Дареме (шт. Северная Каролина). Первый его роман - «Исчезаю в темноте» («Lie Down in Darkness», 1951) - посвящен Югу. Действие романа начинается с сообщения о смерти героини. Гроб с телом покойницы привозят из Нью-Йорка на родину, в маленький южный городок. Возле гроба собираются все родные, действие будто возвращено назад, к истокам событий. Начинаются поиски причин, которые привели молодую девушку к трагическому финалу. Роман перерастает в рассказ о упадок, характерный для американского Юга, а смерть героини, что она себе причинила, будто символизирует этот упадок, вырождение и вымирание. И в тематике, и в подходе к выбранному материала ощущается не только фолкнерівська традиция, но и непосредственное подражание В. Фолкнера. Впоследствии Стайрон признавался, что в первом его романе чувствуется влияние ворренівських ритмов, эхо произведений Ф. С. Фицджеральда, отголоски прозы Дж. Конрада и Т. Вулфа, перепевки Е. Хемингуэя. И прежде всего - роман «был огромной данью Фолкнеру, который, конечно же, был и Богом, и дьяволом всех южных писателей, которые последовали его». Однако, ассимилируя достижения своих предшественников, молодой писатель внес в раскрытие темы много нового и самобытного (например, нью-йоркский период жизни героини, где она невольно сталкивается с проблемами общего упадка морали, что подталкивает ее к принятию рокового решения, - расширяет горизонты книги, обобщает пафос, направленный против антигуманности), создал художественное произведение, в котором наметилась основная тема его творчества - интерес к проблемам морали, животрепещущих для каждого поколения.

Писатель утверждает, что художник во все времена имеет дело только с извечными моральными проблемами. «Каждый возраст имеет свои боли и страдания, свои специфические ужасы, и каждый писатель во все времена, так же, как и другие люди, расстроен тем, что один мой друг называет «блохами жизни»; вы знаете, что холод, пережитки прошлого, законопроекты, запутанные связи и маленькие преграды раВНОго плана, они - константы жизни, суть жизни вместе с маленькими радостями, которые случаются то здесь, то там. Они были у Достоевского и Марло, они есть у всех-нас, и они по-дьявольски неизбежнее, чем расщепление ядра или отмены Нантского эдикта. Такие Постоянная Любовь, и Любовь без Ответа, и Смерть, и Обида, и Веселье». Впрочем, моральная проблематика, доминирует в творчестве Стайрона, опирается, как это вытекает уже из первого романа, - на твердый грунт социально-исторических реалий общественной жизни.

Действие следующего романа Стайрона - «Подожги этот дом»(«Set This House on Fire», 1960) - происходит сразу же после Второй мировой войны в маленьком итальянском городке Самбуко, где случайно одновременно оказываются бывшие одноклассники, американцы с Юга, прошли Вторую мировую войну, - художник-бедняк Кэсс Кінсолвінґ и богатой Мейсон Флеґ. Рассказ этот - основной - эпизод романа представлен как воспоминания третьего действующего лица, наблюдателя и рассказчика Питера Ліверетта. Поэтому основная часть романа начинается как детективная история, уведомлением об убийствах, произошедших в Самбуко. Здесь было найдено истерзанное молодую итальянку, деревенскую девушку Франческу, и подозреваемый в этом преступлении богач и красавец американец Мэйсон Флеґ в ту же ночь покончил с собой, бросившись в пропасть.

После такого сообщения автор разворачивает современную социально-политическую драму. Он повествует обо всем, что произошло в Самбуко, с разных точек зрения. Первая часть - это рассказ «постороннего, случайного свидетеля Питера Леверетта. Вторая часть - воспоминания с расстояния трех лет главного героя Кесса Кінсолвінґа, который и помогает автору распутать узел причин и следствий. Но образ Кінсолвінґа играет и самостоятельную роль. Именно для него ситуация, которая складывается в Самбуко, была критической, привела к катарсису, вернула к жизни и творчеству. Вне интригующей детективной историей вырисовываются социальные драмы и духовно-психологические трагедии современного интеллигента. Здесь изображено послевоенную Европу, опустошенную войной и одаренную американской «лаской»; показаны и южное воспитание героев, и те события мирной жизни, которые подготовили их послевоенный конфликт.

Роман построен на контрасте двух образов - богача, деятеля от искусства Мейсона Флеґа и бедного художника. Мейсон не может ничего создать, он ничего не оставляет после своей смерти, он способен только разрушать, Кэсс, хоть он и пьяница, опустошенный войной и лишениями, находится в поиске истины, великой правды, стабильного почвы для творческой жизни. Несмотря на то, что цель поиска романтичная, Кэсс находит сопротивления, столкнувшись с жизнью итальянских крестьян, пройдя Вторую мировую войну и с этих новых позиций осознав американский образ жизни. Свою большую правду Кэсс находит в жизни простого народа, в его моральных нормах. Это дает вдохновение для творчества, возвращает к семейной жизни.

Следующий роман «Признания Наша Тернера» (1968) - освещение Стайроном одного из моментов южной истории - восстание рабов, возглавляемого негром Натом Тернером, что взорвалось в родной местности Стайрона. Нельзя назвать его произведение историческим романом, потому что автора больше всего интересует психология повстанцев, их человеческая сущность. Нездоровой была и реакция общественности на этот стайронівський сочинение: негритянская интеллигенция возмущалась тем, что писатель изобразил жестокость повстанцев; белая - что изобразил жестокость карателей восстания. Но ведь и то, и то - правда. Особенностью романа можно считать сосредоточенность автора на природе жестокости, на злые.

О сущность зла, его место в жизни и душе человека, о борьбе добра и зла Стайрон размышляет в каждом из своих романов. То рассказ о судьбе южной девушки Пейтон Лофтис, поиски Кесса Кінсолвінґа своего места в жизни, или же история негритянского проповедника и бунтаря Ната Тернера. Каждый раз будто концентрическими кругами движется мысль писателя, а центром ее остается вопрос о зле, которое затаилось в человеческом сердце, о его истоках и о борьбе добра и зла... И каждый раз с большей или меньшей художественной убедительностью Стайрону удается показать социально-исторические корни зла и сложный механизм борьбы человека с ним не только в окружающем мире, но и в себе.

Наиболее убедительно это показано в романе «Выбор Софи» («sophie's Choice», 1979), где писатель выступил зрелым и самобытным художником. В этом произведении Стайрон пытается сделать историю измерением современности. Но обращается к более близких к нам времен - до Второй мировой войны. Повествование в романе ведется от имени Стінґо - уже признанного художника (образ очень близок автору), который вспоминает решающий для его жизни эпизод молодости (Нью-Йорк конца 40-х pp., куда приехал он, провинциал с Юга, чтобы попробовать стать писателем). И встреча с теми, кто так сильно повлиял на его понимание мира, жизни, общества, человека, - с молодой полькой Софи и ее другом и благодетелем Натаном. Шизофреник Натан - образ интересный. В какой-то степени он олицетворяет Америку - страну, которая потеряла смысл, лишилась реального представления о мире, не может понять основных законов жизни. Ведущей в романе становится тема, связанная с Софи, именно через ее образ Стайрон пытается передать соотечественникам-американцам, которые никогда не видели войны вблизи, страдания, пережитые населением Европы, нанесенные фашизмом и его системой концентрационных лагерей, упорядоченной службы смерти и издевательства над человеком. Ведь польская красавица Софи прошла через Дахау, где ее - мать - заставили решать, кого из ее детей сразу же отправить в газовую печь.

Уже сама по себе эта линия романа чрезвычайно ценна для американской литературы: почти ни в одном из произведений американских писателей не изображено европейскую войну (за исключением «Молодых львов» И. Шоу и «Бойни № 5» К. Воннегута), никто не описывал ужасов и страданий народов порабощенной Европы.

И простое воспроизведение момента истории народов не было целью Стайрона. Он ищет корни явления. Писатель касается и социальных, и политических причин возникновения и распространения фашизма, но только в незначительной степени. Главный акцент делается на другом. Моральным фоном, что способствует развитию фашизма, писателю-гуманисту выдается пренебрежение отдельной человеческой личностью, что в наибольшей степени выражается в Америке за расизм, грех рабовладения, такие ощутимые для мальчика с Юга. Сложным путем, избрав мерилом, масштабом человеческой личности историю, Стайрон пытается вписать собственную страну в контекст общечеловеческой истории, осознать ее путь, ее настоящее через углубление в общечеловеческие процессы.

В 1990 г. Стайрон издал роман «Зримая тьма» («Darkness Visible»), в котором рассказал о своих попытках выйти из состояния глубокой депрессии. После «Зримой тьмы» вышел из печати «Утро в Полосе приливов» («A Tidewater Morning», 1993), состоящий из трех взаимосвязанных новелл о межевые события в жизни писателя, когда ему исполнялось 10, 13 и 20 лет. В каждой из них зримо присутствует тема смерти. В 2001 г. Стайрон издал роман «Путь воина» («The Way of the Warrior»).



Т. Денисова