|
СТАЙН, Гертруда
(1874 - 1946)
СТАЙН, Гертруда - творчество писателя
СТАЙН, Гертруда (Stein, Gertrude - 03.02.1874, Аллеґені, шт. Пенсильвания - 27.07.1946, Париж) - американская писательница.
Стайн является выдающимся писателем, книги которого мало кто читал. Если сегодня ее еще помнят, то в основном благодаря ее портрета работы П. Пикассо, введенным им в обиход выражения «потерянное поколение», строчные «роза есть роза есть роза», парижской адресу 27 rue de Fleurus и дружбе с Элис Б. Токлас. С ее т. н. «портретов», рассказов, романов, стихов, опер, пьес, эссе, критических статей, лекций, автобиографий и дневников известно теперь, пожалуй, только два произведения - «Три жизни» («Three Lives») и «Автобиография Элис Б. Токлас» («The Autobiography of Alice В. Toklas»). Однако, как утверждал Г. Костеланец, «если своим успехом Стайн обязана только «Трем жизнью» и «Элис Токлас», значит, она всего лишь один из второстепенных модернистов; однако если в нашем представлении ее репутация основывается на «Географии и пьесах», «Становление американцев», «Стансах в раздумьях» и других подобных произведениях, тогда Стайн превращается в выдающегося писателя-экспериментатора в американской литературе, изобретателя, чьи достижения остаются непонятными даже сегодня...»
Значение и влияние на модернизм Стайн, которая находилась в центре литературно-художественного авангарда, признанные такими разными писателями, как Э. М. Форстер, Дж. Джойс, Ш. Андерсон, Е. Хемингуэй и Т. Уайлдер. Она была одной из самых заметных фигур творчества новых французских романистов и представителей поколения «битников». Стайн называла себя «творческим литературным умом нынешнего века». Нападая буквально на все, что было присуще литературе, и подвергая сомнению средства и методы ее создания, Стайн отрицала и разрушала життєподібність, обраВНОсть, сюжет, причинно-следственная связь, характеристики персонажей, даже соотносительные качества самого языка.
Самая младшая из семи детей, Стайн родилась в городке Аллеґені, что в Пенсильвании. Ее отец, предприимчивый, но не особо щасный бизнесмен, перевез семью в Вену, когда Ґертруді едва исполнился год. Впоследствии они переехали в Париж, потом вернулись в Балтимор и наконец осели в Окленде, в Калифорнии, где отец удачно вложил средства в недвижимость и ценные бумаги, что и обеспечило благосостояние семьи. Стайн воспитывали гувернантки и частные учителя, родители практически не уделяли ему внимания, что стало первопричиной ее дружбы со старшим братом Лео, вслед за которым она поступила в Гарвард и университет Дж. Хопкинса. Зачислена в женский колледж при Гарварде, позже переименованный в Рэдклифф-колледж, Стайн не была похожей на других студенток, считалась одаренной, но флегматичною. Под влиянием философа В. Джеймса Стайн захотела стать врачом и психологом, но бросила обучение в медицинской школе после первых двух лет и в конце концов поехала вслед за братом сначала в Лондон, а затем в Париж.
В Париже Лео Стайн собирался стать художником, но значительно большего добился как коллекционер. Стайн также поддержала брата; они восхищались П. Сезанном, А. Матиссом и П. Пикассо. В своей квартире на улице Флерос, в одном из самых знаменитых салонов в истории, она подготовила почву для «модернистского взрыва» и стала его центром. В своем литературном творчестве Стайн пыталась повторить то, чего добились выдающиеся современные художники в живописи.
В своей первой опубликованной книге «Три жизни» (1909) Стайн исследует судьбы трех американских женщин из рабочего класса, раскрыты в повседневных деталях, где отсутствуют линейная последовательность и кульминации, а интонация и структура, характеризуются значительным количеством повторов, предполагающие одинаковую важность всех элементов, как на картинах Сезанна. Ее революционный подход не обеспечил ее произведениям читательской аудитории, однако дал немало поклонников.
Крупнейшей среди них была Элис Б. Токлас, калифорнийка, которая прибыла в Париж и познакомилась со Стайн в 1908 г. Элис оставалась ее секретарем, экономкой и, как предполагают, любовницей в течение следующих тридцати девяти лет, до смерти С В 1911 г. Стайн закончила фундаментальный труд «Становление американцев» («The Making of Americans») и сборник «кубистской» поэзии «Нежные пуговицы»(«Tender Buttons»), изданные в 1914 г. Во время Первой мировой войны Стайн и Токлас поехали из Парижа в Испанию, но вернулись в 1916 г., когда Стайн научилась водить и начала работать добровольцем в американском фонде помощи французским раненым, подвозя медикаменты на грузовике.
После войны квартира Стайн стала убежищем для многих американцев, которые покинули родину, в том числе и для Ф. С Фицджеральда. Стайн подтолкнула Хемингуэя оставить поэзию ради прозы и прекратить работу журналиста, чтобы полностью отдаться творчеству. Хемингуэй признался, что научился у Стайн предоставлять прозе особого ритма и узнал о большую роль повторов, а также использовал ее теперь знаменитое высказывание «вы все - потерянное поколение» как эпиграф к «Фиесты».
Влияние Стайн на литературу послевоенного периода скорее объяснялся ее репутацией «монпарнаської сивілли», чем ее трудами, имели весьма скромный успех. ее самая популярная и найдохідливіша книга «Автобиография Элис Б. Токлас» (1933) стала бестселлером, благодаря ей Стайн снискала славу мудреца и пророка модернизма. Популярность книги привела к заключению контракта на регулярный печать ее работ и триумфального чаепитие в Белом доме в обществе Элеоноры Рузвельт. Во время Второй мировой войны Стайн и Токлас остались в оккупированной Франции и почти не пострадали. Стайн стала своеобразным апологетом правительства Виши, а ее чрезвычайные высокомерие и самовлюбленность превратили ужасы войны в размышления о собственные переживания и понесенные неудобства. После войны пара жила в Париже; выяснилось, что большая и ценная коллекция живописи Стайн не пострадала. Стайн посещала американские военные базы в оккупированной Германии, читала лекции в Брюсселе. В 1946 г. после операции по удалению раковой опухоли она умерла.
Несмотря на всю саморекламу Стайн и громкие провозглашения собственной гениальности (она твердила, что существует всего три настоящие творцы-евреи: Христос, Спиноза и Гертруда Стайн»), ее значение заключается в том, что она довела весь смысл модернизма до его логического завершения.
За Д. Бертом
|
|
|