|
СТАЛЬ, Анна Луиза Жермена де
(1766 - 1817)
СТАЛЬ, Анна Луиза Жермена де - творчество писателя
СТАЛЬ, Анна Луиза Жермена де (Stael, Anne Louise Germaine de - 22.04.1766, Париж - 14.07.1817, там же) - французская писательница.
Родилась в семье известного политического деятеля и писателя конца XVIII ст. Жака Неккера, который дважды занимал пост министров финансов Франции при Людовику XVI. Иметь Жермени, в девичестве Сюзанна Крюшо, была знакома с Вольтером и Ж. Ж. Руссо, по пятницам принимала в своем салоне Д. Дидро, Ж. Л. Бюффона, Ж. Л. Д'Аламбера, Же. Ф. Мармонтель, М. Гримм, Э. Гиббоне и многих других светочей той эпохи. Именно в такой среде и происходило становление будущей писательницы.
В 1786 г. Жермена вышла замуж за шведского посла в Париже барона де Сталя, и с головой окунулась в водоворот литературы и политики. Ее салон на улице дю Бак - один из самых знаменитых в Париже. Именно здесь, во время дискуссий, родилась первая книга «Письма о произведениях и характер Же. Ж. Руссо» («Les Lettres sur les ecrits et le caractere de J.-J. Rousseau», 1788), в которой намечены основные темы ее творчества - философия, политика и литература. В годы Великой Французской революции Сталь была близкой к ее деятелей первого периода - накануне революционных событий ее отец был министром, в гости к жене шведского посла наведывались Баррас и Кондорсе, Барнав и бр. Ламет, Талейран и Нарбонн. После свержения королевской власти, она вместе с мужем и друзьями отправилась в Англию, где написала трактат «О влиянии страстей на счастье людей и народов» («De l'influence des passions sur le bonheur des individus et des nations», 1796) и несколько работ, посвященных анализу современного положения с этической точки зрения.
Большое влияние на Сталь оказала дружба с Б. Констаном, в будущем известным писателем и одним из теоретиков французского либерализма. В годы Первой империи Сталь активно выступала против диктатуры Наполеона. Разгневанный император наказал писательницу ссылкой.
Большую часть времени она проводила в швейцарском имении отца Коппе, что, как и вольтерівський Ферней, стал одной из интеллектуальных столиц Европы. Невозможность жить в Париже заставила писательницу осуществить Германии, Италии, Австрии, России (граница последней она пересекла 14 июля 1812 p., уже после форсирования Немана войсками Наполеона), Швецию, Англию. Странствия не мешали напряженной работы над литературными трактатами «О литературе с точки зрения общественных институтов» («De la litterature considered dans ses rapports avec les institutions sociales», 1800) и «О германии»(«De l'Allemagne», 1810), романами «Дельфина» («Delphine», 1802) и «Коринна, или Италия» («Corinne, oul'Italie», 1805).
После свержения Наполеона Сталь, которая с грустью встретила возвращение Бурбонов, работала над «Размышлениями об основных событиях Французской революции» («Cosiderations sur les principaux evenements de la Revolution frangaise») и мемуарами «Десять лет изгнания» («Dix annees d'exil»), увидевшие свет после ее смерти.
Творчество Сталь - выдающееся явление во французской культуре конца XVIII - нач. XIX веков. Писательница заняла особое место в развитии литературы, философии, историографии, теории республиканского либерализма в период между просветительским классицизмом и романтизмом. Великая французская революция породила особый тип писателя, для которого интерес к литературным проблем сочетался с увлечением политикой, философией, историей. Своих предшественников писатели революционной эпохи видели в английских поэтах буржуаВНОй революции XVII в., прежде всего в Дж. Мільтоні, в творчестве которого органично переплетались чисто художественные произведения с политическими трактатами. Если для просветителей характерна внимание в философских и исторических проблем, то для писателей XVII в. первоочередным предметом стала политика. Можно сказать, что в 80-90 гг. писатель-философ уступил место писателю-политику, хотя увлечение философией и историей все еще оставалось очень сильным. Бурные события 1789-1794 гг. заставляли философов того времени все чаще задумываться над принципами организации общества. Поэтому и в творчестве Сталь можно выделить три основные блоки произведений: политико-философские трактаты, литературные эссе и трактаты, художественные произведения; отдельно следует назвать мемуары «Десять лет изгнания».
В политико-философских трактатах («О влиянии страстей», «Размышления о революции» и др.) Сталь разрабатывала принципы политического либерализма. Она приняла революцию, признала изменения, произошедшие во Франции в результате событий в конце XVII ст.
Близость к просветительского мировоззрения помешала ей увидеть истинный масштаб событий, она разделяла иллюзии о «революции философов», но прославление республики как наилучшей формы организации общества выдвинуло ее к плеяде видных мыслителей своего времени. Отвергнув теорию государственного интереса, писательница видела цель демократического общества в достижении добродетели, которая, по ее мнению, невозможна без политической свободы. Демократическое правительство, по представлениям Сталь, должен опираться на поддержку народа: для этого нужны прямые свободные выборы, которые позволяли бы народу проявить свою волю. Сталь считала, что только представительные формы власти способны обеспечить покой и процветание страны. Она внесла значительный вклад в борьбу за республиканский устрій. ее политические эссе и трактаты были программой пацифистов, ведь писательница возражала войны как способ политического урегулирования и была убеждена в том, что политику следует делать мирными средствами.
Сталь пересмотрела немало постулатов этики просветителей, она отвергала теорию личного интереса (в частности, в трактате «О влиянии страстей»), которая, как ей казалось, вела до эгоизма и бесчувственности. Отрицая утилитаризм, она отошла также и от французского материалистического сенсуализма, приняв идеалистическую философию И. Канта. Ученица Руссо, она не в уме, а прежде всего в чувстве видела непреходящую ценность, потому-то философия Канта была так горячо воспринята ею. Переход на позиции субъективного идеализма был тесно связан с созданием романтической эстетики («Пролітературу» и «О германии»).
Сталь провела ревизию просветительского мировоззрения, но это был доброжелательный пересмотр философских и эстетических ценностей XVIII ст., осуществленный с целью отбросить все устаревшее, сохранив то, что оставалось необходимым и при новых условиях. Писательница свято верила в просветительскую теорию совершенствования, она отводила философии огромное место в жизни общества, считала нравственность основой социальной жизни. Творчески развивая принципы XVIII ст., она пришла к выводу, что литература является выражением общественных стремлений, а потому ее нельзя рассматривать отдельно от жизни общества.
С трактатами «О литературе» и «О германии» связано зарождение сравнительно-исторического метода изучения литературы, который стал ведущим в XIX ст. Кажется, что нет вопросов, которых бы не нарушила писательница. В «Эссе о художественную литературу» («Essai sur les fictions», 1795) она предсказала блестящее будущее романа, направленном на изображение частной жизни, спрогнозировав таким образом развитие этого жанра в XIX в. В книге «О германии» она создала эстетика раннего французского романтизма. Писательница выступила против подражания античным образцам, за литературу, связанную с национальными традициями. Она призвала писателей изучать памятники фольклора, потому что видела в народном творчестве источник вдохновения поэтов.
В отличие от немецких романтиков, которые считали Средневековья едва ли не идеальной эпохой, Сталь обратилась к искусству средних веков, поскольку видела в нем действительно народное творчество. Именно этим, в частности, объясняются и ее рассуждения о роли христианства в развитии национальной культуры. Сталь провозглашала свободу художественного творчества от деспотизма, от салонной опінії, от правительственного давления. Свобода художника, в ее представлении, - разумная свобода, которая не ведет к возникновению элитарной концепции в литературе.
Французская революция породила новый тип человека. Писательница воспроизводила образ романтического героя в романах «Дельфина» и «Коринна», a в теоретических трудах пыталась обосновать концепцию новой личности. Для нее живой герой немыслим без сильных страстей, которые связаны с революцией, произошла во Франции. Начав поход против засилья канонов классицизма, которые в конце XVIII в. уже стали анахронизмом, Сталь создала теорию исторической трагедии, которая стала основой для возникновения романтической драмы 20-30-х pp. XIX ст.
Отсутствие национальной спеси, что была такой характерной для французских писателей XVIII в., отразилась на всем творчестве Сталь. Она высоко поцінувала итальянскую культуру, поспособствовав становлению настоящего культа Италии среди французских романтиків. ее захвата трагедиями В. Шекспира, поэзией Мильтона и Дж. Н. Г. Байрона разделяли писатели первой трети XIX вв. Сталь открыла для французов, да и для всей Европы, немецкую философию и литературу. Французские романтики усвоили интерес писательницы к экзотических стран, к таинственному, но урочого Востока.
В творчестве писательницы отразились все главные настроения эпохи. Именно поэтому ей отдавали должное И. В. Гете и И. К. Ф. Шиллер, Дж. Леопарди и В. Монти. Именно поэтому Дж. Н. Г. Байрон назвал Сталь «первой писательницей этой, а вероятно, и любой эпохи». Политические и литературные трактаты Сталь способствовали развитию республиканского либерализма, романтической историографии, становлению романтического метода в европейской литературе первой трети XIX вв.
В. Пронин
|
|
|