ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

СТАФФ, Леопольд

(1878 - 1957)

СТАФФ, Леопольд - творчество писателя

СТАФФ, Леопольд (Staff, Leopold - 14.11.1878, Львов - 31.05.1957, Скаржиско-Каменна) - польский поэт.

В критике поэзию Стаффа зачастую считают своеобраВНОй поєднувальною звеном, которое объединяет и одновременно разделяет два периода развития польской поэзии - «младопольський» и межвоенного двадцатилетия. Расцвет творчества Стаффа пришелся на 20-30 pp., когда он выступил как ведущий представитель неокласицистської течения. В общем Стафф написал 18 сборников стихов, пять пьес и несколько десятков томов переводов. Литературе он отдал более 60 лет интенсивного труда.

Родился Стафф в Львове. Его отец, владелец кондитерской, сумел дать сыну приличное образование. Сначала будущий поэт учился в Львовской классической гимназии, а с 1897 г. - на факультете администрации и права Львовского университета. Но карьера юриста его не привлекала, поэтому в 1899 г. Стафф перешел на факультет романистики, параллельно посещая лекции по философии и славистики. В стенах университета, в 1898 г., Стафф начал работать над первой поэтической книгой «Сны о могуществе» («Sny в potedze»), которая была опубликована в 1901 г. и впоследствии переиздавалась еще шесть раз. Сборка была написана под влиянием «младопольської» эстетики и больше тяготел к символизму. Одновременно Стафф в определенной степени уже в первом сборнике пытался противопоставить свою эстетическую программу канонам «младопольської» поэзии, отрицая ее пессимизм и душевную расслабленность, которым он противопоставляет истолкованную в духе Ф. Ницше, энергичную и оптимистичную волю к жизни.

Начиная с 1901 p., когда Стафф в сопровождении Я. Каспровича впервые побывал в Италии, он почти постоянно путешествует. Каждый год весной он приезжал в Италию, кроме того, часто бывал во Франции, а в августе 1903 г. посетил Киев. Центральный поэтический образ в лирике Стаффа этих лет - это образ юного путешественника, который ищет край своей мечты, идя к нему сквозь мрак, сомнения, человеческое горе, идет туда, где спрятано солнце, в город «вечной золотой весны». Подобными мотивами и настроениями пронизаны поэтические сборники Стаффа начале 900-х гг.: «День души» (1903) и «Птицам небесным» (1905).

Начиная со сборника «Квітнуча ветвь»(1908), Стафф заявил о себе как о представителе поэтического неоклассицизма. Неоклассицизм в его стихах определяется, с одной стороны, ориентацией на традиционные, классические поэтические формы (античные элегии, идиллии, ренессансные сонеты, терцина, октавы), а с другой стороны, таким отношением к миру, за которого мир не столько эмоционально «переживается», сколько объективно отражается и рационально объясняется:

Такое поважненьке в четыре годика! Босе,

На вырост кофточка, юбочка аж по пяти, -

В топкое болото ступа должна семенить

Пределом рассвете - еще не опали и росы.

Две ленточки вплела себе в коротенькие косы,

Горбушка в платочке до пояса прип'ятий,

Десницу взброїла прутом - гусей гонять,

В левой влечет стебель злотоколосе.

А гуси - их походка, как лодки болтания,

И шея у каждой, словно белый знак вопроса, -

Мол, не разберешь, ухаживаешь нас ты,

Или, может, то тебя приходится нам пасты.

Еще каждая и голову обернет каждую минуту -

Не погубила ты пастушьей прутья?

(«Гусярка», пер. Г. Кочура)

Стафф, который в это время переводил Эпикура и Петрония, псалмы Давида и давньокитайську лирику, произведения И.В. Гете и Г. Тагора, активно насыщает свои стихи аллюзиями, обращенными к античной мифологической и библейской проблематике, до вечных моральных ценностей. Такими мотивами пронизаны его поэтические сборники «Улыбки мгновений» («Usmiechy godzin», 1910) и «В тени меча» (1911).

Сборник «Лебедь и лира» (1914) завершила «львовский» период творчества Стаффа. В начале Первой мировой войны он эмигрировал в Харьков. Здесь в кругу своих соотечественников он активно пропагандировал польскую литературу, выступал с лекциями и даже пытался наладить выпуск периодического издания, посвященного вопросам польской культуры и литературы. В Харькове, уже после установления Советской власти в 1917 г. Стафф издал сборник «Радуга слез и крови» («Tqcza tez и крови»), а в 1919 p., уже после возвращения в Польшу,- «Полевые тропинки» («Sciezki polne»). Обе сборки ознаменовали появление в его творчестве общественно-политического, социального пафоса, который ранее не был присущ его поэзии. Первую сборку сам Стафф еще называл «Дневником впечатлений 1914-1917 гг.» В ней в символической форме выражены два ведущие мотивы - катастрофических последствий для человечества Первой мировой войны и ностальгия по родине. Сборник «Полевые тропинки «прежде всего засвидетельствовала отказ Стаффа от поэтики «младопольського» модернизма и его сближения с той эстетической программой воспевание повседневности, которую в это время выдвигала поэтическая группа «Скамандр».

В первые годы независимости Польши Стафф принял активное участие в организации литературных дел республики, редактировал литературные журналы, выступал как редактор и переводчик библиотечки «Пантеон», в которой издавал произведения выдающихся мировых поэтов прошлого. В это время появились и новые его поэтические сборники «Пером совы» («Sowim piorem», 1921) и «игольное Ушко» (1927). В последней сборке отразилась личная трагедия Стаффа - смерть приемной дочери, тяжелая болезнь жены, смерть друзей.

На 30 pp. приходится появление двух сборников поэта, которые критики считают лучшими в его наследства. Речь идет о «Высокие деревья» («Wysokie drzewa», 1932) и «Цвет меда» («Barwa miodu», 1936). В этих сборниках Стафф продолжает развивать свою эстетическую программу воспевание повседневности, а центральное место в обоих сборниках занимает, с одной стороны, чрезвычайно совершенная пейзажная лирика, связанная преимущественно с картинами осени (которую больше всего любил Стафф), а с другой, - поэтическая сатира, направленная, в первую очередь, против мещанства.

В годы оккупации Стафф жил в Варшаве. Впечатление от этих лет он передал в сборнике «Мертвая погода» («Martwa pogoda»), которая вышла в 1946 г. и уже самой метафорическим названием очерчивала основной пафос стихов, который заключался в воспроизведении гнетущей атмосферы времен оккупации. В послевоенное время многочисленные поэтические заслуги Стаффа. были высоко оценены польской общественностью. В 1949 г. старейший в Польше Краковский университет присвоил ему почетную степень доктора. В 1951 p. Стафф был удостоен Государственной премии, а в 1955 г. он был награжден орденом «Знамя труда». Последние поэтические сборники Стаффа появились в 50-х pp. Это сборники «Ивняк» («Wiklina», 1954) и «Девять муз», которые вышли в свет уже после смерти поэта в 1958 г.

Стафф умер, не пережив третьего инфаркта.

Проблемы невозможно решить.

Проблемы нужно пережить,

Как дни, которых нет уже, когда они пройдут.

Как будто вышедшие из употребления одежды,

Из которых мы вырастаем,

Проблемы спадают с ветвей,

И в последние двери

Ты входишь голый и свободный,

Как рассвет.

(«Проблемы», пер. Д. Павлычко)



В. Назарец