ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

СПЕНСЕР, Эдмунд

(1552 - 1599)

СПЕНСЕР, Эдмунд - творчество писателя

СПЕНСЕР, Эдмунд (Spenser, Edmund - 1552, Лондон - 16.01.1599, там же) - английский поэт.

О детстве и юности Спенсера известно очень мало. Его отец Джон Спенсер переехал в Лондон из провинции еще до рождения будущего поэта. В Лондоне он стал членом торговой компании «Тейлорз компани», грамматическую школу которой бл. 1561 г. начал посещать его сын. По замыслу основателей, школа должна была привить детям хорошие манеры поведения и дать литературное образование (под «литературным образованием» имелось в виду, главным образом, основательное изучение классических языков - древнегреческого и латинского). В школе одновременно обучались 250 учеников, причем 100 из них, которые происходили из бедных семей, согласно установленным правилам, получали образование бесплатно; 50 - платили только часть надлежащей суммы, а остальные 100 школьников, выходцев из состоятельных семей, платили ее полностью. Обучение происходило в течение целого года. Занятия начинались в 7 часов утра и продолжались до 5 вечера с небольшим перерывом, во время которой школьники ходили домой обедать. Дисциплина была достаточно твердой. Ученикам было запрещено есть в помещении школы, приносить игрушки, устраивать игры. Нарушителей строго наказывали.

Во времена Спенсера школу возглавлял Ричард Малкастер, яркая и оригинальная фигура, автор нескольких трактатов на педагогические темы. Он стремился воспитать своих учеников всесторонне и гармонично развитыми людьми, в полном соответствии с тех идеалов, которые выдвигали в своих трудах философы-гуманисты эпохи Возрождения. В школе уделяли значительное внимание физическим упражнениям, танцам; воспитанников учили играть на разных музыкальных инструментах.

В 1569 г. Спенсер стал студентом Кембриджского университета. К курсу, который он изучал, входили такие предметы, как математика, диалектика (так называлась дисциплина, которая давала студентам навыки правильного ведения дискуссии), перспектива, астрономия и греческая речь, прекрасное владение которой впоследствии признавали за Спенсером многочисленные современники. Вероятно, что поэт также серьеВНО изучал философию - по крайней мере во многих его произведениях чувствуется сильное влияние идей древнегреческого мыслителя Платона.

В 1576 г. Спенсер получил звание магистра и оставил университет. Очевидно, литературным творчеством он начал заниматься еще в школьные годы. Именно к этому периоду относятся сохранившиеся переводы Спенсера с Же. Дю Белле и К. Маро. Но первым произведением, что получил большой успех, стал «Пастуший календарь» («The shepherd's Calendar», 1579). В XVI в. литературным трудом как таковой было нельзя заработать на пропитание, и поэтому молодым поэтам приходилось или искать протекции богатых вельмож, или должности на государственной службе. После университета Спенсер по рекомендации одного из друзей получил должность секретаря в канцелярии герцога Лестера. Здесь, очевидно, и произошло его знакомство с талантливым поэтом и блестящим придворным Ф. Сидни, который был племянником Лестера. Именно Сидни Спенсеру посвятил «Пастуший календарь».

В 1580 г. Спенсер стал секретарем лорда Грея и уехал в Ирландию, губернатором которой был назначен Грея. Ситуация в Ирландии была неспокойной, то в одном, то в другом ее уголке вспыхивали мятежи, и поэт вместе с губернатором был вынужден отправляться на их подавление. Через два года Грея отозвали из Ирландии, однако Спенсер не отправился вместе с ним, а решил остаться. В Лондон он снова приехал аж в 1589 г. вместе с Уолтером Рэли, который посетил Ирландию, чтобы осмотреть земли, подаренные ему королевой. Именно Рэли отрекомендовал Спенсера Елизавете. Поэт подарил королеве посвященные ей три первые книги своего величайшего произведения «Королева фей» («The Faerie Queene», 1590). «Королеву фей» восторженно восприняли английские читатели, но от королевского двора поэт получил лишь небольшую пенсию и был вынужден снова вернуться в Ирландию. Это событие из жизни поэта стала основой для сюжета небольшой поэмы «Колин Клаутс снова возвращается домой» («Colin Clouts Come Home Againe», опубл. 1595). В июне 1594 г. Спенсер женился на Элизабет Бойл. С любовью к этой женщине связывают создание Спенсером цикла сонетов «Аморетті» («Amoretti», 1595):

Я написал над морем на песке

ее имя, но набежали волны

И смыли ту работу непрочную,

И снова я начертил буквы мили.

Она сказала: «Брось высокомерные

Вожделения время и смерть победить.

Все - прах на свете. Даже на могиле

Мое имя сотрется от слякоти!»

«О нет, - сказал я, - не погибнешь ты!

Мой стих одолеет всех возрастов приливы,

Останется, как свет чистоты,

На небесах твое имя сяйливе.

Что смерть, как наша нежность и любовь

Жизнь следующее виплекають вновь!»

(75, пер. Д. Павлычко)

В 1596 г. были опубликованы 4, 5, 6 книги «Королевы фей». В 1598 г. по рекомендации королевы Спенсер был назначен шерифом графства Корк в Ирландии, но в октябре того же года тяжело добытый мир снова изменила война. Ирландией прокатилась новая волна восстаний. Повстанцы сожгли замок, в котором жила семья поэта; по преданию, в огне погиб маленький сын Спенсера. В декабре 1598 г. Спенсер приехал в Лондон. Пережитые страдания не прошли бесследно: вскоре он заболел и в январе 1599 г. умер. Похоронили Спенсера в Вестминстерском аббатстве рядом с Дж. Чосером.

Как и много других поэтов Возрождения, Спенсер получил достаточно сильного влияния античной литературы. Так, в «Пастушому календаре» он прибегает к жанру пасторали, который сформировался в творчестве античных авторов, главным образом Феокрита и Вергїлія, и с которого знатоки поэзии XV и XVI вв. советовали начинать свое творчество молодым поэтам. Книга Спенсера состоит из 12 частей, каждая из которых названа одним из 12 месяцев года. Наряду с традиционными для пасторали темами - идиллического существования пастухов на лоне природы и превратностей любви, поэт вводит в своего «Календаря» размышления на морально-этические темы, обращается к проблемам религиоВНОго характера. Со сменой месяцев в круговороте года он также связывает разные периоды человеческой жизни и разные этапы, через которые проходит в своем развитии любви. Язык «Пастушьей календаря» отличается необыкновенной музыкальностью и изяществом. Спенсер намеренно архаїзував лексику, чтобы предоставить стиля большей возвышенности.

По замыслу Спенсера, «Королева фей» также должна была состоять из 12 частей, но завершить поэту удалось только 6 из них. В сюжете Спенсер использовал мотивы из популярного средневекового цикла романов о короле Артуре и рыцарей Круглого Стола. Однако сам Артур в «Королеве фей «является второстепенным персонажем. Действие разворачивается при дворе королевы Глоріани; ее рыцари, подобно рыцарей Круглого Стола, по очереди отправляются на поиск приключений. В то же время «Королева фей» - не просто рассказ о сказочные фантастические события в духе рыцарских романов; для Спенсера его книга - своеобраВНОе исследование моральных добродетелей, на что автор указывает в предисловии к произведению. Каждая из частей «Королевы фей» посвящена анализу какой-либо одной добродетели: 1-а - РелигиоВНОсти; 2-а - Умеренности; 3-я - Целомудрия; 4-а - Дружбе; 5-а - Справедливости; 6-а - Вежливости.

А поэт сочетает эти два мира - мир рыцарского романа и мир христианской морали - с помощью аллегории. Обычно аллегория состоит из нескольких смысловых уровней, и первый, буквальный, в основном не является в ней существенным. Традиционно, аллегория предусматривала, кроме буквального, наличие еще трех смыслов: морального, духовного и мистического. Во многих эпизодах «Королевы фей» комментаторы также указывают на одновременное существование нескольких уровней значений. Так, в книге И, в песне II рассказывается о поединке Рыцаря Красного Креста с Драконом, который захватил королевство родителей Уны (Истины). Согласно с комментариями, нравственный смысл этого эпизода следует из отождествления человеческой жизни битве: христианин должен в течение всей своей жизни бороться со злом и избегать соблаВНОв. На духовном смысловом уровне поединок Рыцаря с Драконом означает борьбу церкви с дьяволом, а на мистическом (он обычно связан с жизнью и деяниями Христа) - восхождение Спасителя в ад для освобождения добродетельных душ, которые умерли еще в дохристианские времена. Некоторые из исследователей считают, что в «Королеве фей» также содержится немало аллюзий на политические события, современником которых был поэт. Например, в упомянутом эпизоде они видят отражение конфликта англиканской церкви с католической.

Впрочем, наличие нескольких дополнительных планов в смысле «Королевы фей» не зубожує первого, конкретного. Сказочный, фантастический мир, воссозданный на страницах книги, очень пластичный и наглядный. С наблюдательностью художника Спенсер мастерски использует изобразительные возможности поэтического слова. В то же время Спенсер удается сохранить в поэме и характерную для его ранних стихов музыкальность языка. «Королева фей» написана особой строфой, которая получила название спенсерової строфы. Она состоит из девяти строк: восемь первых пяти-стоповый, а последний - шестистоповий ямб, рифмующихся по схеме: ababbcbcc.

Творчество Спенсера имела важное значение не только для своего времени, но и отразился на литературе последующих эпох. Влияния поэзии Спенсера понесли такие поэты, как Дж. Томсон, Дж. Китс, Дж.Н.Ґ. Байрон, А. Теннисон и др.



В. Ганин