ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

СНОУ, Чарлз Перси

(1905 - 1980)

СНОУ, Чарлз Перси - творчество писателя

СНОУ, Чарлз Перси (Snow, Charles Percy - 15.10.1905, Лестер - 01.07.1980, Лондон) - английский романист.

В своем художественном творчестве и общественно-политической деятельности Сноу стремился к преодолению разрыва между технической и гуманитарной культурой в эпоху научно-технического прогресса, к установлению мирных отношений между странами. В историю английской литературы новейшего времени Сноу вошел как создатель эпического цикла романов «Чужие и братья» («Strangers and Brothers»), как убежденный сторонник реалистических принципов в искусстве.

Сноу родился в семье служащего, учился в классической средней школе, а затем в Лестерскому университетском колледже. Высшее образование получил в Кембридже, где изучал физику и философию. В двадцать три года получил звание магистра, в двадцать пять - стал доктором философии. После окончания университета некоторое время работал в физической лаборатории, где проводил свои исследования один из самых выдающихся физиков XX в. Е. Резерфорд. Под непосредственным влиянием Резерфорда, его открытий в области радиоактивности и строения атома, сформировался круг научных интересов Сноу. Он занимался изучением молекулярных структур.

Впоследствии в романе «Искания» («The Search», 1931) Сноу описал годы своей молодости, первые опыты в области кристаллографии, воспроизвел напряженную и увлекательную атмосферу научных поисков. Двадцатые годы, о которых идет речь в романе, стали для его автора периодом поиска собственного места в науке и жизни. Интерес к перспективам развития физики сочетался у него с призванием к литературной деятельности и стремлением применять свои знания на общественно-политической арене. В самой структуре личности Сноу, особенностях его мышления и содержании деятельности проявилась производительность органического сочетание технической и гуманитарной культуры. Литературную работу, которую начал опубликован в 1932 г. роман «Смерть под парусом» («Death under Sail»), Сноу на протяжении многих лет совмещал с работой на ответственных государственных должностях. Он был экспертом в министерстве труда, в годы Второй мировой войны стал одним из организаторов Комитета научной помощи фронту и занимался распределением научных кадров в стране, затем в течение двадцати лет возглавлял Английский електрокомпанію, а в 60-х pp., когда при власти находилось лейбористское правительство во главе с Г. Вильсоном, Сноу занимал пост заместителя министра технологии. Этот опыт помог писателю ознакомиться с жизнью научной среды, профессоров и преподавателей университетских колледжей, сотрудников научно-исследовательских лабораторий, а также с жизнью и обычаями правительственных сфер, крупных промышленников, государственных чиновников; Сноу досконально изучил особенности британских «коридоров власти».

Сноу стремился содействовать сближению искусства и науки, подчеркивая общность их конечной цели - преодоление угрозы новой войны, улучшение благосостояния людей, живущих на нашей планете. Программной стала его лекция «Две культуры» («The Two Cultures»), которую Сноу прочитал 1959 г. в Кембридже. В этой речи писатель изложил свое понимание взаимной связи науки и искусства в эпоху НТР. Особенностью современного искусства Сноу считал его приобщения к проблемам науки и политики; он был убежден в необходимости включения в современную литературу, прежде всего в роман, тем, связанных с наукой и политикой, поскольку обращение к научно-политической проблематики является потребностью времени. Именно такой подход характерен для творчества самого Сноу. Он считал, что долг ученого заключается в целебном воздействии на общество и предотвращении социальных трагедий. Наука способна преодолеть голод, бороться с болезнями, отодвинуть смерть. По мнению Сноу, важную роль в судьбе человечества играют и писатели, ведь они «яснее, чем большинство людей представляют себе ход событий и способны эффективно повлиять на него». Он ориентировал своих собратьев по перу на раскрытие наиболее существенных и сложных проблем современности.

В литературном процессе новейшего времени Сноу можно считать продолжателем традиций реалистов XIX в. (О. де Бальзак, Э. Троллоп). Литературно-критическое наследие Сноу, его статьи и рецензии позволяют говорить о нем как о писателе, который внес определенный вклад в развитие теории современного романа. Значение и ценность реалистического романа Сноу видел в комплексном художественном исследовании человека и общества в социальном, моральном, психологическом и интеллектуальном аспектах, которые взаимно связаны. Именно такой роман имеет будущее. Сноу выступал против «экспериментального романа», представленного в английской литературе творчеством Дж. Джойса. Сноу считал недопустимыми суб'єктивістське трактовка открытий науки и механістичне перенос их в художественное творчество. Эксперименты Джойса и В. Вулф, которые стремились прежде всего передать «свою персоналістську видение» и не озабочены тем, соответствует ли их субъективное восприятие реальной действительности, Сноу определял как движение к разрушению романа и уничтожение его специфики, которая заключается в изображении человека в ее связях с обществом.

Мысли Сноу о необходимости сближения технической и гуманитарной интеллигенции объясняют ведущую мысль его основного произведения - цикла «Чужаки и братья»: общность цели способствует тому, что «чужие» люди становятся «братьями», приобретают способность понимать друг друга и помогать в преодолении трудностей. Цикл романов «Чужие и братья» Сноу создавал на протяжении тридцати лет - с конца 30-х до конца 60-х pp. В него входят одиннадцать романов, в которых освещается период от начала Первой мировой войны до 60-х pp. XX ст. Романы увидели свет в такой последовательности: «Джордж Пассант» («George Passant», 1940; сначала этот роман был издан под названием «Чужаки и братья»), «Свет и тьма» («The Light and the Dark», 1944), «Пора надежд» («Time of Hope», 1949), «Наставники» («The Masters», 1951), «Новые люди» («The New Men», 1954), «Возвращение домой» («Homecomings», 1956), «Совесть богачей» («The Совести of the Rich», 1958), «Дело» («The Affair», 1960), «Коридоры власти» («Corridors of Power», 1964), «Сон разума» («The Sleep of Reason», 1968), «Завершение» («Last Things», 1970). В 1972 p., когда цикл был опубликован полностью, Сноу изменил последовательность романов, следуя хронологии изображенных в них событий.

Цикл открывается романом «Пора надежд», действие которого начинается в июне 1914 г. В предисловии к русскому изданию этого романа (1962) Сноу писал: «Более двадцати лет я работаю над циклом романов, объединенных под общим названием «Чужаки и братья». Каждый из них вполне самостоятелен и может читаться отдельно от других, но они выигрывают - по крайней мере я надеюсь, что выиграют, - от последовательного знакомства с ними, поскольку цикл имеет свою структуру и многое в нем сделано именно с учетом взаимосвязи романов, которые его составляют». Рассказ ведется от имени одного героя - Льюиса Элиота, юриста по профессии, который контактирует с людьми разных слоев общества. Образ Элиота значительной степени автобиографический, но не столько в плане событий, в которых он участвует, сколько в присущем ему мировоззрении и характере его рассуждений о людях и жизни.

В цикле представлены реалистичное изображение и критическое освещение жизни английского общества. Основные темы - роль науки и ответственности ученых в современном мире, борьба за власть в сфере политики и управления, переживания личности в связи с перипетиями любви и одиночества. Сноу изображает различные аспекты жизни, плодотворно использует жанровые раВНОвидности романа. Он обращается к формам романа биографического («Пора надежд»), психологического («Возвращение домой»), политического («Коридоры власти»), воспитательного («Свет и тьма»). В романе «Сушки богачей « отчетливо проявляются черты семейно-бытового произведения, в «Новых людях» - признаки социально-исторической хроники. Сноу создает панораму жизни общества, одновременно анализируя психологию личности, включенной в общественную систему. На протяжении всего цикла центральной остается проблема «человек и общество». Сквозные темы цикла связаны с проблемами нравственности, ответственности личности перед собой и обществом, темой одиночества человека, которому не везет в личной жизни.

Проблему «человек и общество» Сноу трактует как бинарную оппозицию «человек и организация, в которой этот человек служит». Индивид в Сноу - часть огромного административного аппарата, «человек организации». Этим объясняются особенности романа Сноу, романа «дела», политических интриг, романа о общественный организм, о корпорации, о административные инстанции, о структуре власти. Сюжет в романах Сноу нередко сводится к серии собраний и совещаний группы лиц, которые обсуждают деловые вопросы. Прозе Сноу чужая метафоричность, его письмо информативное, суховат. Он пишет лаконично и просто. Присуща Сноу прямолинейная логичность изложения, серьезный тон рассуждений о людях и трудности в их взаимоотношениях воспроизводят особенности речи и мышления современного человека, трезвость суждений которой если и позволяет иронию, то по крайней мере весьма сдержанную.

В романе «Пора надежд» Льюис Элиот вспоминает про свое детство и юность, которые прошли в убогом доме на окраине промышленного города неподалеку от Лондона. Жизнь Элиота осложняется чувствами к Шейлы Найт - психически больной женщины, беззащитной в своем одиночестве. В романе «Джордж Пассант» речь идет о людях Еліотового поколения; здесь точно воссоздана атмосфера 1920-30-х pp. Тема поиска смысла жизни молодым поколением звучит в «Добросовестные богачей». Антифашистскую тему Сноу развивает в романе «Свет и тьма». В «Наставниках» и «Новых людях» писатель знакомит читателей с жизнью и интересами ученых, ставит вопрос о том, кто имеет право управлять наукой. Он называет «новыми людьми» ученых, которые отвечают за то, что происходит в мире в эпоху НТР. Эти люди должны быть социально активными и участвовать в управлении государством. В «Коридорах власти» говорится о Суэцкий кризис 50-х pp. Всего в цикле «Чужаки и братья» психологическая эволюция героев происходит в направлении позиции активного гуманизма. С понимает гуманизм как «уважение человеческого достоинства и веру в человека».

Среди последних произведений Сноу - романы «Недовольные» («The Malcontent», 1972), «Хранители мудрости» («In Their Wisdom», 1974), книга о Троллопе («Trollope», 1975). Творчество Сноу - гуманистическая, наснажена оптимизмом, основанным на вере в человека и возможности ее ума.

На украинском языке ряд произведений Сноу перевели М. Тупайло, Д. Стельмах, И. Галинская, М. Пінчевський.



Н. Михальская