ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

СЭР ВАЛЬТЕР СКОТТ

(1771 - 1832)

СЭР ВАЛЬТЕР СКОТТ

Вальтер Скотт родился 15 августа 1771 года в столице Шотландии Эдинбурге в семье шотландского баронета, состоятельного юриста. Был девятым ребенком в семье, в которой было двенадцать детей. В январе 1772 года Скотт заболел детским параличом, потерял подвижность правой ноги, и навсегда оставшись хромым. Дважды ( в 1775 и 1777 годах) маленький Скотт находился на лечении курортных городках Бат и Престонпанс. В 1778 году Скотт возвращается в Эдинбург. С 1779 года он учится в эдинбургской школе, в 1785 году вступает в эдинбургского колледжа.

Важным для Скотта становится 1792 год: в Эдинбургском университете он выдержал экзамен на звание адвоката. С этого времени Вальтер Скотт становится уважаемым человеком с престижной профессией, имеет собственную юридическую практику. Двадцать четвертого декабря 1796 года Скотт женится на Маргарет Карпентер, в 1801 году у него рождается сын, а в 1803 году - дочь. С 1799 года он становится шерифом графства Селкерк, с 1806 года - секретарем суда.

Первые литературные выступления В. Скотта приходятся на конец 90-х годов: в 1796 году выходят переводы двух баллад немецкого поэта Г. Бюргера «Ленора» и «Дикий охотник», а в 1799 году - перевод драмы И. В. Гете «Гец фон Берліхінгем». Первым оригинальным произведением молодого поэта стала романтическая баллада «Иванов вечер» (1800). Именно с этого года Скотт начинает активно собирать шотландский фольклор и, как результат, в 1802 году издает двухтомный сборник «Песни шотландской границы». В сборник вошло несколько оригинальных баллад и множество проработанных южно-шотландских легенд. Третий том сборника вышел в 1803 году.

Вальтер Скотт, при слабом здоровье, имел феноменальную работоспособность: как правило, он публиковал не менее двух романов в год. В течение более чем тридцатилетней литературной деятельности писатель создал двадцать восемь романов, девять поэм, множество повестей, литературно-критических статей, исторических трудов.

Романтические поэмы 1805-1817 лет принесли ему славу выдающегося поэта, сделали популярным жанр лиро-эпической поэмы, объединяет драматическую фабулу средневековья с живописными пейзажами и лирическими песнями в стиле баллад: «Песнь последнего менестреля» (1805), «Мармион» (1808), «Дева озера» (1810), «Рокби» (1813) и др. Скотт стал основателем жанра исторической поэмы.

В сорок два года писатель впервые представил на суд читателей свои исторические романы. Как и его предшественники на этом поприще, Скотт называл многочисленных авторов «готических» и «антикварных» романов, особенно его увлекала деятельность Мэри Эджуорт, в творчестве которого отражена ирландская история. Но Скотт искал свой собственный путь. «Готические романы» не удовлетворяли его чрезмерным мистицизмом, «антикварные» - непонятностью для современного читателя.

После долгих поисков Скотт создал универсальную структуру исторического романа, проведя перераспределение реального и вымышленного так, чтобы показать, что не жизнь исторических лиц, а постоянное движение истории, которое не может остановить ни одна из выдающихся личностей, является настоящим объектом, достойным внимания художника. Взгляд Скотта на развитие человеческого общества называют провіденці-алістським (от лат. Providence - Божья воля). Здесь Скотт идет следом за Шекспиром. Исторические хроники Шекспира постигали национальную историю, но на уровне «истории королей». Скотт перевел исторических личностей в плоскость фона, а на авансцену событий вывел вымышленных персонажей, на долю которых влияет смена эпох. Таким образом, Скотт показал, что движущей силой истории выступает народ, народная жизнь является основным объектом художественного исследования Скотта. Его древность никогда не бывает размытой, туманной, фантастической; Скотт является абсолютно точным в изображении исторических реалий, поэтому считается, что он разработал явление исторического колорита, то есть мастерски показал своеобразие определенной эпохи. Предшественники Скотта изображали историю ради истории, демонстрировали свои выдающиеся знания и таким образом обогащали знания читателей, но ради самих знаний. У Скотта не так: он знает историческую эпоху детально, но всегда связывает ее с современными проблемами, показывая, как подобные проблемы находили свое решение в прошлом. Итак, Скотт - создатель жанра исторического романа; первый из них - «Уэверли» (1814) - появился анонимно (следующие романы вплоть до 1827 года выходили как сочинения «автора "Уэверли"»).

В центре романов Скотта лежат события, связанные со значительными социально-историческими конфликтами. Среди них - «шотландские» романы Скотта (написанные на основе шотландской истории) - «Гай Маннеринг» (1815), «Антикварий» (1816), «Пуритане» (1816), «Роб Рой» (1818), «Легенда о Монтроза» (1819). Наиболее удачными среди них есть «Пуритане» и «Роб Рой». В первом изображено восстание 1679 года, что было направлено против реставрированной династии Стюартов в 1660 году; герой «Роб Роя» - народный мститель, «шотландский Робин Гуд».

В 1818 году появляется том Британской энциклопедии со статьей Скотта «Рыцарство». После 1819 года усиливаются противоречия в мировоззрении писателя. Ставить остро, как раньше, вопросы классовой борьбы Скотт больше не решается. Однако тематика его исторических романов стала заметно шире. Выходя за пределы Шотландии, писатель обращается к древним временам истории Англии и Франции. События английской истории изображены в романах «Айвенго» (1820), «Монастырь» (1820), «Аббат» (1820), «Кенилворт» (1821), «Вудсток» (1826), «Пертська красавица» (1828). Роман «Квентин Дорвард» (1823) посвящен событиям во Франции времен правления Людовика XI. Местом действия романа «Талисман» (1825) становится восточное Средиземноморье. Если обобщить события романов Скотта, то мы увидим особый, своеобразный мир событий и чувств, гигантскую панораму жизни Англии, Шотландии и Франции в течение нескольких веков, с конца XI до начала XIX века.

В творчестве Скотта 20-х годов, при сохранении реалистической основы, временем увеличивается присутствие и существенное влияние романтизма (особенно в «Айвенго» - романе из эпохи позднего средневековья). Особое место в ней занимает роман из современной жизни «Сент-Ронанські воды» (1824). В критических тонах показано обуржуазивание дворянства, сатирически изображается титулованная знать. В 20-х годах был опубликован ряд произведений Вальтера Скотта на исторические и историко-литературные темы: «Жизнь Наполеона Бонапарта» (1827), «История Шотландии» (1829 - 1830), «Смерть лорда Байрона» (1824). Книга «Життєописи романистов» (1821 - 1824) позволяет уточнить творческие связи Скотта и писателям XVIII века, особенно с Г. Филдингом, которого он называл «отцом английского романа».

Потерпев в конце 20-х годов финансового краха, Скотт и несколько лет заработал столько, что почти полностью рассчитался с долгами, которые превышали сто двадцать тысяч фунтов стерлингов. В жизни он был примерным семьянином, человеком доброй, чувствительной, тактической, вдячливою; любил свое поместье Эбботсфорд, который перестроил, сделав из него небольшой замок; очень любил деревья, домашних животных, хорошее застолье в семейном кругу. В 1830-1831 Скотт испытывает три апоплексичні удары. Умер он от инфаркта 21 сентября 1832 года.

Создав исторический роман, Скотт установил законы нового Мира и блестяще воплотил их на практике Даже семейно-бытовые конфликты он связал с судьбами нации и государства, с развитием общественной жизни. Творчество Скотта существенно повлияла на европейскую и американскую литературы. Именно Скотт обогатил социальный роман XIX века принципом исторического подхода к событиям. Во многих европейских странах его произведения легли в основу национального исторического романа.

«Айвенго» (1820)

Роман «Айвенго» - едва ли не самый популярный из всех романов Вальтера Скотта. В произведении изображен конец длительной борьбы между саксами и норманнами, ярко изобразили бурную картину прошлого Англии с первых времен феодализма. В основу романа положено традиционное для В. Скотта переплетение любовной и политической интриг. В центре повествования находится влюбленная пара - рыцарь Айвенго и леди Ровена, судьба и благополучие которых полностью зависят от развития исторических событий.

Конфликт разворачивается между двумя враждующими лагерями: норманнами, которые завоевали Англию в конце XI века, и англосаксами, которые владели ею уже на протяжении нескольких веков, вытеснив, в свою очередь, племена бриттов. Герой действует на фоне живописных исторических событий, он предан кодексу чести, в любой ситуации ведет себя соответственно чувство долга и сохраняет верность прекрасной возлюбленной. Айвенго - настоящий рыцарь, поскольку осуществляет все поступки, соответствующие рыцарскому кодексу чести.

Под маской паломника-пилигрима - он единственный, кто сжалился на слабого старика - ростовщика Исаака, уступил ему место у костра. Анонимно он вызывает на бой рыцаря Храма непреодолимого Буагільбера; заступается за честь сына Седрика (то есть за свою собственную, но опять же анонимно); спасает Исаака от ограбления и смерти; побеждает в нескольких поединках рыцарей-тамплиеров; соревнуется вместе с Ричардом Львиное Сердце; принимает участие в крестовом походе; спасает красавицу Ревекку, на протяжении всего романа не изменяя рыцарским понятиям чести.

Построенный на увлекательном отгадывании загадок, которые последовательно возникают (тайна сына Седрика Сакса, тайна пилигрима, тайна Рыцаря, Лишенного Наследства, тайна Черного Рыцаря), роман сочетает в себе интригу, живописное зрелище и философское осмысление событий.

Кроме Айвенго, в романе присутствует еще один настоящий рыцарь. Конечно же, это Ричард Львиное Сердце. Ричарда из романа более всего интересует жизнь простого странствующего рыцаря, для него самое - слава, которую он приобретает самостоятельно своей твердой рукой и мечом, чем победа, одержанная во главе стотысячного войска. Это о нем Ревекка, которая наблюдала с башни за поединком, говорит: «Он идет на битву, как на веселый пир. Не только сила мышц руководит его ударами - кажется, будто он всю свою душу вкладывает в каждый удар, наносящий врагу. Это страшное и величественное зрелище, когда рука и сердце одного человека побеждает сотни людей». Важно указали на различия между историческим прототипом и его литературным двойником.

Настоящий рыцарь Айвенго, которого не существовало в действительности, и настоящий рыцарь Ричард Львиное Сердце, чей исторический образ, мягко говоря, не совсем соответствует романтическому образу необходимые Вальтеру Скотту для воплощения в романе собственных идей, причем он прекрасно осознает то, что реальный Ричард И не был романтическим рыцарем без страха и упрека.

Особое внимание в романе привлекают женские образы. Если белокурая леди Ровена представляет собой достаточно типичный романтический образ прекрасной дамы, ради которой рыцарь совершает свои подвиги и в финале блестяще играет роль заслуженного вознаграждения, то образ красавицы-еврейки Ревекки более сложный. Из-за своего происхождения она поставлена в особое положение. Смелая и великодушная Ревекка выражает свое отношение к событиям, что происходят, которые достойны уст своего создателя. Вступая в спор с Айвенго, в которого она тайно влюблена, Ревекка называет рыцарские подвиги пожертвованием демону тщеславия и самоспалювання перед Молохом. Ревекка также имеет собственные понятия о чести, она упрекает Буагільберу в том, что он собирается ради нее предать своему Ордену и своей вере. Именно она в ситуации выбора между жизнью и смертью ведет философские споры с непокорным храмівником о роли судьбы. Она способна объективно оценить характер своего жестокого похитителя Буагільбера. Она обречена быть несчастливой: Ревекка воплощает идею автора о том, что самоотречение и пожертвование своими страстями во имя долга редко бывают вознаграждены и что внутреннее сознание исполненных обязанностей дает человеку подлинную награду - душевный покой, который никто не может ни отнять, ни дать». Исследователи творчества В. Скотта отмечают, что в своих романах писатель осмысливает философские идеи исторического развития. С точки зрения Скотта, история развивается по особым законам, общество проходит через периоды жестокости, постепенно продвигаясь к более своего морального состояния. Эти периоды жестокости связанные с борьбой покоренных народов со своими покорителями, а в результате каждый следующий этап развития, примиряючи враждующих, делает общество более совершенным.

Недаром роман «Айвенго» заканчивается свадьбой Айвенго и Ровены, и присутствуют во время бракосочетания знатные норманны и саксы понимают, что «мирными средствами могли добиться гораздо больших успехов, чем в результате ненадежного успеха в міжособо-ной войне», «увидели в союзе этой семьи залог будущего мира и согласия двух племен; с того времени эти враждующие племена слились и потеряли свое различие».

ОСНОВНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ:

поэмы - «Песнь последнего менестреля», «Мармион», «Дева озера», «Рокби», романы: «Уэверли», «Гай Маннерїнг», «Антикварий», «Пуритане», «Роб Рой», «Легенда о Монтроза», «Айвенго», «Монастырь», «Аббат», «Кенилворт», «Вудсток», «Пертська красавица», «Квентин Дорвард».

ЛИТЕРАТУРА:

1. Орлов С. А. Исторический роман Вальтера Скотта. - Горький, 1960;

2. Персон X. Вальтер Скотт. - М., 1983.