ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

СКОТТ, Вальтер

(1771 - 1832)

СКОТТ, Вальтер - творчество писателя

СКОТТ, Вальтер (Scott, Sir Walter - 15.08.1771, Эдинбург - 21.09.1832, Эбботсфорд, Шотландия) - английский писатель.

В историю литературы Скотт вошел как создатель исторического романа. Будущий романист родился в многодетной семье, он был девятым ребенком из двенадцати (из них шестеро рано умерли). Его отец, Вальтер Скотт, сын фермера, был известным и достаточно состоятельным адвокатом и ревностным кальвинистом, а мать, Анна Резерфорд, - дочерью врача, профессора медицины Эдинбургского университета. В двухлетнем возрасте Вальтер заболел полиомиелитом, и как следствие - атрофия мышц правой ноги и пожизненная хромота. Закончил школу, изучал юриспруденцию в Эдинбургском университете. Работал в отцовской конторе, где практически ознакомился с шотландским и английским законодательством. Адвокатская практика, связанная с поездками по стране, работа секретаря эдинбургского суда и шерифа одного из округов Шотландии помогли молодому Скотту познакомиться с людьми и жизнью, что впоследствии существенно сказалось на его литературной деятельности.

Во времена Скотта Эдинбург уже не был политическим центром Шотландии, ведь с начала XVIII в. она перестала быть самостоятельным государством и вошла в состав Объединенного королевства Великобритании. О былом величии страны напоминали знаменитый Эдинбургский замок, руины Голірудського аббатства и дворца шотландских королей, что возвышались на окрестных холмах. Память о прошлом Шотландии хранили архитектурные достопримечательности Эдинбурга и его окрестностей. Прошлое родины вызвало у Скотта живой интерес. В детстве он познакомился с историей своего рода, с семейными преданиями, которые переходили от поколения к поколению. Ребенком он увлеченно слушал рассказы о героических битвах и борьбе Шотландии за свою независимость. Работу в суде и обязанности шерифа Скотт совмещал с записью старинных баллад, народных песен и преданий, с посещением мест, связанных с выдающимися историческими событиями и сражениями. Скотт с детства отличался тягой к знаниям и удивительной памятью, которая не пренебрегала даже несущественными подробностями и деталями. Он всегда много читал, глубоко изучил историю Шотландии, Англии, других европейских стран. Скотт увлекался фольклором и архитектурой, знал и тонко чувствовал красоту природы Шотландии, ее лесов и полей, разбирался в быту, поверьях и обычаях шотландцев. В 1795 г. Скотт женился на Маргарет Карпентер (Шарпентье). В конце 90-х pp. XVIII в. появились его первые публикации (анонимно напечатана адаптация одной из баллад немецкого поэта Г. А. Бюргера (1796 г.), а впоследствии - перевод драмы И. В. Гете («Ґец фон Берлихинген»). Интерес к Бюргера, творчество которого тесно связана с народной поэзией, и к исторической пьесы Гете, героем которой является рыцарь, который восстал против княжеского произвола, можно считать весьма характерным для Скотта начинающего: фольклор и история, в конце концов, стали для него главными источниками литературного вдохновения. В то же время Скотт прекрасно знал творчество писателей европейских стран, опирался на их достижения и открытия. Своим учителем он называл Г. Филдинга.

В 1802 г. Скотт опубликовал два тома народных песен, которые он начал собирать еще в юности, - «Песни шотландской границы» («Minstrelsy of the Scottish Border»). Третий том увидел свет в 1803 г. Впоследствии появились поэмы Скотта: «Песнь последнего менестреля» («The Lay of the Last Minstrel», 1805), «Мармион» («Marmion», 1808), «Дева озера» («The Lady of the Lake», 1810), «Рокби» («Rokeby», 1813), посвященные средневековой эпохе. Реальность в этих поэмах сочетается с фантастикой, факты переплетаются с вымыслом. Исторические события получили художественное воплощение в поэмах «Поле Ватерлоо» («The Field of Waterloo», 1815), «Гарольд Бесстрашный» («Harold the Dauntless», 1817). Благодаря этим произведениям Скотт стал знаменитым и вошел в историю как создатель жанра исторической поэмы.

В предисловии к поэме «Мармион» Скотт писал, что стремится «рассказать читателям о времени, когда происходило действие, и познакомить их с обычаями эпохи». В «Марміоні» Скотт воспел мужество воинов, которые защищают родину от захватчиков. Воссозданы события начала XYI ст., - битва под Флодденом, что произошло в 1513 г. между шотландцами и англичанами. Шотландцы терпят поражение, герой поэмы погибает. Прошлом Шотландии посвящена и поэма «Дева озера». Описывая быт и нравы кельтов, которые обитали в горных районах страны, Скотт опирается на документальные источники и народные предания. События, описанные в «Рокби», происходят в Англии XVII ст., в эпоху гражданских конфликтов, завершившаяся созданием в 1649 г. буржуаВНОй республики под предводительством Кромвеля. Упоминается в поэме о битве возле Морстон-Мура (июль 1644 г.), в которой республиканцы, возглавляемые Кромвелем, разбили войско короля. Однако среди героев поэмы нет ни одной исторической фигуры. Поэмы Скотта стали основой, на которой впоследствии появились его исторические романы.

Вклад Скотта-романиста в развитие литературы имеет неперехідну ценность. С присущей ему глубиной проникновения в жизнь различных эпох - от средневековья до современности - Скотт увидел «тайну жизни» своей эпохи в ее переходном характере. Писатель жил на рубеже XVIII и XIX вв., когда феодальные отношения менялись буржуазными. Патриархальная Шотландия отходила в прошлое. Возникали и развивались новые формы общественных отношений и жизни, новые явления в сфере идеологии, литературы, искусства. Усиливалось стремление выяснить закономерности истории, обострялся интерес к прошлому. Величие и сила Скотта заключаются в том, что он соединил в своем творчестве изучение истории с философским осмыслением прошлого и блестящим художественным мастерством романиста, осуществил синтез науки и искусства. В этом заключалось новаторство Скотта как создателя жанра исторического романа. О. де Бальзак писал: «Вальтер Скотт возвеличил роман до уровня философии истории... Он обогатил его дух прошлого, соединил в нем драму, диалог, портрет, пейзаж, описание; включил своих сочинений и удивительное и обыденное, эти непременные составляющие эпоса, и дополнил поэзию непринужденностью простейших говоров».

Творчество Скотта начала новый этап в развитии романа. Не уступая своим предшественникам в художественный мастерства, Скотт превосходит их не только глубиной своей исторической концепции, но и более совершенным методом построения романа и раскрытия характеров героев. Романтизм в творчестве Скотта сочетается с ярко выраженными реалистическими компонентами. Исследователи отмечают, что Скотт привлек «романтическую стихию к сфере реального». Скотт обращался к значительных исторических событий, раскрыл роль социальных конфликтов в истории человечества, показал народные движения, создал полнокровные народные характеры. Всей логикой событий, изображенных в его романах, Скотт подчеркивал зависимость судьбы отдельного человека от хода исторических процессов, раскрывая характеры действующих лиц в их связи с современностью. Он воспроизводил особенности быта людей, их обычаи, нравы, колорит стран и эпох, романы Скотта насыщенные этнографическими реалиями, писатель мастерски изобразил батальные сцены, подавал детальные портреты своих героев, описывал условия их жизни и деятельности. Скотт придерживался консервативных взглядов, был сторонником правительства тори и конституционной монархии. Он признавал право народа на борьбу против угнетения, но опасался революционных преобразований, предвзято относился к идее народовластия. И все же он всегда выступал в защиту народа и в своих лучших романах выложил именно народную точку зрения на происходившие события.

Скотт написал 28 романов, 19 из них посвящены Шотландии. Среди «шотландских» романов - «Веверлі» («Waverley, or Tis Sixty Years Since», 1814), «Гай Маннерінґ» («Guy Mannering, or The Astrologer», 1815), «Антикварий» («The Antiquary», 1816), «Пуритане» (Old Mortality», 1816), «Роб Рой» («Rob Roy», 1818), «Легенда о Монтроуза» («The Legend of Montrose», 1819). События английской истории воспроизведены в романах «Айвенго» («Ivanhoe», 1820), «Монастырь» (The Monastery», 1820), «Аббат» («TheAbbot», 1820), «Кенилворт» («Kenilworth», 1821), «Вудсток» («Woodstock; or The Cavalier», 1826). В «Квентине Дорварді» («Quentin Dorward», 1823) описаны события, происходящие во Франции во времена короля Людовика XI.

В романах Скотта перед нами предстает целый мир событий и чувств, грандиозная панорама жизни Англии и Шотландии на протяжении нескольких столетий, от XII до начала XIX ст. Проблематика его романов всегда актуальна; о какую бы эпоху Скотт не писал, он осмысливает ее с точки зрения современности. Писатель тщательно изучал исторические документы, памятники, костюмы, обычаи, считая точность необходимым условием создания повновартісного исторического романа.

В «шотландских» романах история страны показана в ее решающие моменты. Все авторские (и не только) ожидания превзошел успех первого исторического романа Скотта «Веверлі», вышедший в свет без фамилии автора (следующие романы вплоть до 1827 г., выходили как сочинения «автора Веверлі»). Сюжет этого романа - исторические события 1745 г., когда шотландцы сделали последнюю значительную попытку обрести независимость от Англии. Центральным героем является молодой английский дворянин Эдвард Веверлі, который как офицер английской армии едет служить в Шотландию и попадает из одного враждующего лагеря в другой. В «Легенде о Монтроуза» события происходят в середине XVII ст., они связаны с распрями двух феодалов - Аргайла и Монтроуза - и с судьбой племени Сынов Тумана, которое кровно враждует с другими шотландскими кланами. Корни этой вражды уходят в седую древность, когда Сыны Тумана стали на защиту патриархально-родового строя и выступили против феодализации Горной Шотландии. Понимая всю опасность последствий кровной вражды кланов, Скотт увлекается высокими моральными качествами Сынов Тумана, их свободолюбие, честностью и храбростью. Моральные принципы людей этого горного племени воплощены в предсмертных словах Рональда Мак-Ифа, с которыми он обращается к внуку: «Береги незапятнанной свободу, которую я завещаю тебе в наследство. Не меняй ее ни на пышные одежды, ни на стол прогибается от вкусностей, ни на пуховую перину... Живи свободным... Плати добром за добро. Мсти врагам своего племени!»

В «Роб Рое» Скотт пишет о последствия тех процессов, которые описаны в «Легенде о Монтроуза». В начале XVIII ст. Шотландия теряет независимость; в 1707 г. она входит в состав Объединенного Британского королевства. В жизни горной страны входят новые формы товарно-денежных отношений. Скотт защищает право шотландцев на борьбу с пригноблювачами. Черты народного мстителя воплощены в образе Роба Роя.

Роб Рой - реальная историческая личность, предводитель шотландских горцев. «Как и Робин Гуд, - пишет Скотт, - он был добрым и благородным грабителем; отбирая у богатых, он щедро одаривал бедных». В романе воссоздан свободолюбивый дух горной Шотландии, ее славный предводитель Роб Рой изображен сильным и строгим в минуты опасности, приветливым и веселым во время досуга, с кудрявыми рыжими волосами, в накинутом на плечи пледе, что трепещет на ветру, с ружьем и ярким пером на шляпе.

Историю Англии Скотт начинает с событий, описанных в «Айвенго». Действие происходит в конце XII в. Источником исторических событий для Скотта служили средневековые летописи. Увлекательная рассказ основан на подлинных исторических фактах и бытовых реалиях. «Писатель может себе позволить обрисовать чувства и страсти своих героев гораздо подробнее, чем это сделано в старинных хрониках, - писал Скотт, - но, как бы далеко он не зашел, он не должен прилагать никаких подробностей, не соответствуют обычаям эпохи».

«Айвенго» - роман о далеком прошлом, о времени, который, по словам Скотта, «отмечен резкими противоречиями между саксами, которые пахали землю, и норманнами, которые владели этой землей как завоеватели и не желали ни смешиваться с побежденными, ни признать их людьми своей породы». События романа происходят в 1190-е pp., когда на троне находился король Ричард Львиное Сердце. Со времени битвы при Гастингсе (1066), когда Вильгельм Завоеватель одержал победу над англосаксонским войском и королем Гарольдом, прошло уже 130 лет. Норманны захватили Англию, но вражда между ними и саксами не прекратилась. Национальные распри усложнялись социальными конфликтами - между крестьянами-крепостными и феодалами. Ведется борьба за централизацию королевской власти, это необходимо для обуздания феодалов и достижения единства страны. Королю Ричарду приходится бороться против своевольных баронов, герцогов и графов. Его поддерживают горожане и крестьяне, которые страдают от барских усобиц; до королевского войска присоединяются такие люди, как Айвенго, - малоземельные или лишены наследства феодалы.

Скотт изобразил все общественные слои средневековой Англии: саксонских вельмож (Ательстан, Седрик, его сын Айвенго, леди Ровена, которая находится под защитой Седрика), норманнских рыцарей (Фрон де Беф, де Мальвуазен, де Браси, где Буаґільбер), духовенство (аббат Еймер, монах Тук, который борется на стороне крестьян), крестьян (рабы Седрика Вамба и Гурт), а также свободных стрельцов, которых возглавляет отважный Локсли, еврея-ростовщика Исаака из Йорка, который вместе со своей дочерью Ребеккой подвергается жестоким нападкам, и др. Все они играют свою роль в панораме событий и каждый из них показан отчетливо и ярко. Эпоха раннего средневековья срисована с присущими ей брутальной суровостью и увлекательной красочностью. Скотт подчеркивает контраст между красотой природы и условиями жизни народа, рассказывает о произволе феодалов, о преобразовании рыцарских замков на разбойничьи притоны, про грабежи и насилия, которыми промышляют рыцари-крестоносцы, о великолепие рыцарских турниров.

Каждого из героев романа Скотт описывает весьма подробно, создавая многогранные и живые образы. Писатель пытается быть объективным, раскрывая не только сильные, но и слабые черты людей. Ведя речь о жестокости де Браси, Скотт высоко оценивает его рыцарскую доблесність; перечисляя добродетели Седрика, вспоминает о его ограниченности; восхищаясь величественной осанкой Ательстана, не обходит вниманием его лень и пассивность. Храбрый Бриан де Буаґільбер, своевольный принц Джон, неуемная в своей мстительности Ульрика - все они как живые. Мастерство в создании характеров героев роднит Скотта с Шекспиром. Образ Исаака оживляет в памяти Шейлока, Ровена и Ребекка тоже напоминают шекспировских героинь. Связь творчества Скотта с фольклором особенно отчетливо проявляется в народных сценах. Это чувствуется в образе Локсли, созданном на основе народных преданий и баллад о Робин Гуде.

Образ короля Ричарда в романе представляется несколько идеализированным. У Скотта - это благородный и отважный рыцарь, доблестный воин, который вызывает восхищение у всех, кто видит его в бою. Зато история знает другого Ричарда - жестокого, коварного и жестокого. Искажая историческую правду, Скотт руководствовался вполне определенным замыслом: показать историческую необходимость централизации королевской власти, которая положит конец внутренним распрям в стране. В «Айвенго», как и в других своих романах, Скотт сочетает описание отдельных судеб с историческими событиями. Роман Скотта помогает не только узнать историю, но и понять и почувствовать ее.

Историзм Скотта раскрывается и в романе «Пуритане», в котором речь идет о событиях 1679 г., когда в Шотландии вспыхнуло восстание пуритан, направленное против реставрированной в 1660 г. династии Стюартов. На фоне борьбы между республиканцами и роялистами показана судьба шотландца Генри Мортона, который становится одним из вождей восставших пуритан. Жестокость королевской власти, произвол воинов королевской армии заставляют его принять участие в борьбе между феодальным и буржуазным лагерями. Наиболее приемлемой формой преодоления острого социального конфликта Скотт считал достижение компромисса между враждебными силами - аристократией и буржуазией.

В романе «Квентин Дорвард» события происходят во второй половине XV в. на территории Франции и Фландрии. Главный герой - молодой шотландец Квентин Дорвард, который вынужден покинуть родной край, спасаясь от врагов, которые уничтожили членов его семьи. Дорвард отправился во Францию и поступил на службу к королю Людовику XI. Вместе с другими шотландскими стрелками Квентин служит в королевской охране. Людовик XI пытается обуздать своих строптивых вассалов, которые не хотят повиноваться централизованной королевской власти.

Обращаясь к различным эпохам, Скотт на историческом материале каждой из них подчеркивал неизбежность смены старого новым. Рассказывая в «Айвенго « о борьбе англосаксов и норманнов, он показал историческую закономерность победы последних, поскольку именно они были носителями более развитых форм феодализма. В «Квентине Дорварді» подчеркивается необходимость укрепления абсолютизма и централизации власти с целью борьбы против крупных феодалов. Обращаясь в «Роб Рое» к событиям XVIII в., писатель раскрывал неизбежность народных восстаний в условиях становления буржуаВНОго общества.

Скотт известен как автор ряда повестей, рассказов, исторических трудов («История Шотландии», «Жизнь Наполеона Бонапарта» и др.). Он также издавал труды мемуарного и биографического характера, выступал как литературный критик. Принимая участие в издательской деятельности, он терпел неудач, банкротился, был вынужден напряженно работать, писать, чтобы возместить утраченные средства. Большая часть жизни Скотта прошла в его поместье Эбботсфорд, где писатель и умер.

В мировую литературу Скотт вошел как создатель исторического романа. Он принадлежит к плеяде выдающихся мастеров изящной словесности. В центре Эдинбурга в 1840-х гг. был сооружен памятник Вальтеру Скотту (архитектор Дж. Кэмп); статую писателя создал скульптор Дж. Стол. Памятник напоминает шпиль готического собора, под сводами которого - фигура великого шотландского писателя. Этот монумент стал украшением и символом столицы Шотландии.

Творчество Скотта оказала значительное влияние на украинскую літературу. ее хорошо знал и высоко ценил Т. Шевченко, ею восхищались и изучали Марко Вовчок, М. Драгоманов, Леся Украинка. Однако наибольшее влияние романістика Скотта имела на П. Кулиша, основателя жанра исторического романа в украинской литературе.

Первые переводы произведений Скотта появились во Львове в 1877 г., роман «Айвенго» выходил в 1929 и 1955 гг.



H. Михальская