ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

СЕРАЯ СОВА

(1888 - 1938)

СЕРАЯ СОВА - творчество писателя

СЕРАЯ СОВА (Grey Owl; автонім: Белани, Джордж Стенфілд - 1888, Англия - 13.04.1938, Саскачеван, Канада) - канадский писатель.

Выдавал себя за индейца по материнской линии, но впоследствии выяснилось, что это было выдумкой. В юности переехал в Канаду, где начал работать проводником. Изучал природу, был охотником, наблюдал за жизнью бобров.

Серая Сова с детства интересовался природой, стремился к жизни в лесу, среди животных. Жизнь и быт индейцев были для него чрезвычайно заманчивыми - вероятно, именно этим можно объяснить и мистификацию с его происхождением.

В предисловии к книге «Путешествии трущоб « он пишет, что всем обязан «родной природе». Невыносимой для Серой Совы было осознание того, что выгоняют индейцев из их родной земли, вырубают леса, уничтожают прекрасную природу. Он глубоко переживал экспансию цивилизации в канадские леса, гибель многих индейских племен.

Будучи англичанином, Серая Сова с юности жил как настоящий индеец. Вместе со своей женой Анахорео, умной и образованной женщиной, которая принадлежала к племени ирокезов, Серая Сова вел образ жизни, традиционный для индейской семьи, - они жили в лесу, в маленькой хижине. Серая Сова охотился, его жена занималась домашними делами. Он даже отказался от радиоприемника, мотивируя это тем, что радиоволны влияют на погоду и, следовательно, могут причинить кому-то вред. Поскольку Серая Сова жил отшельником, отдельно от общества, трудно что-либо узнать о его жизни. Единственным источником информации остается его собственная биография и другие книги Серой Совы.

Так случилось, что, охотясь на бобров, Серая Сова приручил двух бобренят, и они стали членами его семьи. Он и его жена заботились о бобренят, как о собственных детях. Происшествиях из жизни бобров посвящены его известные югиги «Саджо и ее бобры» («The adventures of Sajo and beaver people», 1935), «Серая Сова» («Grey Owl») и др.

Вскоре после женитьбы в душе Серой Совы произошел переворот - он понял, что нельзя жить в гармонии с природой и при этом стрелять в зверей, готовить для них ловушки. Этот конфликт стал основной темой творчества Серой Совы. В книгах он пишет о своей любви к бобров, которые жили в его доме. Писатель воспринимал их не просто как животных - не случайно же индейцы называют бобров «бобровым народом», «маленькими индейцами», «говорящими братчиками».

Внутренне протестуя против уничтожения лесов и изгнание индейцев, Серая Сова постепенно убедился и в том, что охота является не менее губительным для живой природы. Он с болью пишет об особо жестокие способы убийства животных траперами и не может смириться с таким бузувірством. Серая Сова согласился на полуголодное существование, но навсегда отказался от бесчеловечного истребления бобрового народа. Большую часть своего времени он посвящал наблюдению за их поведением. Он описывает жизнь бобров в своих книгах, увлекается их интеллектом, выявляя в них способности к умозрительных заключений.

В переводе книги «Серая Сова», наверное, не так остро чувствуется пессимистическое настроение автора, однако ему ежесекундно приходится преодолевать внутреннюю раздвоенность, он постоянно страдает от противоречий. Писателю постоянно приходится быть свидетелем неуемной жестокости людей и видеть гибель бобров, которых он так горячо защищает. Серая Сова приручает уже не только бобров, но и соек, ондатр и других животных.

Наблюдая за ними, анализируя жизнь природной среды, Серая Сова начал сочинять и записывать рассказ. Свои первые произведения он читал прирученным бобрам, которые внимательно слушали его. По его собственному признанию, Серая Сова не слишком хорошо знал английский язык, а потому его рассказы не отличались хорошим стилем и непринужденностью изложения. Первым произведением, предложенным к печати, стал очерк о Северную Канаду, ее леса, флору и фауну. Проиллюстрировав рассказ фотографиями, Серая Сова послал его в Англию, на адрес своего знакомого, не сомневаясь в том, что его первое творение опубликуют. И действительно, через месяц он получил свой очерк (правда, сильно сокращенный) и гонорар. Журнал опубликовал и очерк, и фотографии, сделанные Серой Совой, а редактор предложил отправлять корреспонденции и рассказы.

Однако вскоре после этого случилось событие, стала трагедией для Серой Совы и его жены, их давний друг, который не знал о том, что они приручили бобров и перестали на них охотиться, перебил всех животных, что жили вокруг хижины Серой Совы. Так разрушилась мечта Серой Совы о идиллическое соседство бобра и человека, о мирной жизни на лоне природы, где человек и животные - братья.

Потом Серая Сова вспоминал, что понял, почему так полюбил бобров, только тогда, когда начал писать о них книгу. Он осознал, что для него бобры - олицетворение индейской расы, символ родной природы. У индейцев отобрали все - землю, леса; единственное, что продолжает связывать их с природой, - это бобры. Серая Сова пытался понять природу через общение с этими животными. Да и собственное литературное творчество он также воспринимал как некий закон природы. Написав повесть о своих погибших бобров, он чувствовал свою потерю не так остро. Получив жизнь в книге, маленькие бобры словно ожили для него и снова вошли в его жилище.

Серая Сова пытался досконально освоить английский язык, согласился, наконец, и на то, чтобы в доме работал радиоприемник, хотя и в дальнейшем относится к любым механизмов с большой осторожностью. Во взглядах Серой Совы на животный мир было много противоречивого и удивительного - любя и защищая бобров, он продолжал охотиться на других животных. Если бобров Серая Сова почти отождествлял с человеком, то многих животных, особенно хищных, он воспринимал как обычный индеец-охотник. Над этим противоречием он задумался только тогда, когда в ловушку, настроенную на выдру, попал бобер.

Серая Сова становился все известнее благодаря своим рассказам и очеркам, и однажды к нему приехали кинематографисты, чтобы снять фильм про бобров. Впоследствии Серой Сове предложили должность в Государственном заповеднике. О нем стали появляться статьи в американских и английских газетах. В основном, авторы этих публикаций одобрительно писали о Серую Сову. Лишь однажды его обвинили в плагиате. Серая Сова яростно отрицал это обвинение, мотивируя его нелепость тем, что он не настолько хорошо знает английский язык, чтобы подражать стиль какого-то другого автора. Серая Сова настаивал на том, что писал свои книги сам, пользуясь словарем. Примерно тогда же он начал встречаться с другими защитниками природы, вступил в общество по защите животных, отдавал все свое время и силы делу восстановления и сохранения окружающей среды.

Документальных свидетельств о Серую Сову сохранилось немного, главным среди них является его собственные книги, которые, конечно, страдают субъективностью, однако, бесспорно, написаны честно и искренне.

На украинском языке ряд произведений Серой Совы перевела С. Павлычко.



H. Волкова