ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

СИНКЛЕР, Билл Ептон

(1878 - 1968)

СИНКЛЕР, Ептон Билл - творчество писателя

СИНКЛЕР, Ептон Билл (Sinclair, Upton Beal - 20.09.1878, Балтимор, Мэриленд - 26.11.1968, Баунд-Брук, Нью-Джерси) - американский писатель.

Прожил долгую, плодотворную жизнь и оставил огромное наследие, весьма неравноценную с точки зрения художественной ценности. В одной из последних его книг «Автобиография» («The Autobiography», 1962) воссоздана оригинальная фотография: 84-летний Синклер, бодрый худощавый старичок, в простой клетчатой сорочині, стоит рядом с пирамидой, составленной из написанных им книг, пирамидой, выше него самого. За семьдесят лет литературной деятельности он обращался, небось, до всех сфер американской жизни, выступал ли не во всех жанрах: писал романы, драмы, повести, памфлеты, статьи, мемуары, публицистические исследования, социологические труда, киносценарии, заключал антологии. Его произведения были переведены почти на 60 языках. Синклер был одним из самых популярных писателей мира. В его архиве сохранилось более полумиллиона рукописных страниц. Синклер также оставил огромное эпистолярное наследие - десятки тысяч писем. Среди адресатов, с которыми он переписывался, около 1300 выдающихся деятелей политики и литературы, науки и искусства: Ф. Д. Рузвельт и И. Сталин, В. Черчилль и А. Эйнштейн, Максим Горький и Р. Роллан, Дж.Б. Шоу и Г. Уэллс, А. Барбюс и С. Эйзенштейн и многие другие.

На протяжении всей жизни он постоянно держал руку на пульсе мировых проблем. Синклер не принадлежал к писателям кабинетного типа, которые в течение длительного времени сохраняют свои замыслы, - он был скорее неуемным репортером, который торопится воспроизвести события по горячим следам. Хрестоматийными стали слова Дж.Б. Шоу: «Когда меня спрашивают, что происходило в течение моей долгой жизни, я не обращаю внимания на комплекты газет и не на авторитеты, а на романы Эптона Синклера». Огромная популярность Синклера среди широкой читательской общественности разительно контрастировала с пренебрежительным отношением к нему со стороны «академической» критики. Для нее он был «социологом», «журналистом», который ворвался в мир изысканной словесности. Действительно, Синклер отличался от привычного типа литератора, его книги отличались откровенной тенденциоВНОстью, пропагандистской ориентацией. Дж.Б. Шоу считал, что Синклер - «писатель-борец с социальным подходом», для которого перо - «оружие», а «литературные приемы интересны не сами по себе, а как средство донесения до читателя своих идей». Поясняя свою мысль, Шоу утверждал: Ептон Синклер - «не Генри Джеймс, а скорее Даниэль Дефо». Он был представителем новой тенденции в литературе XX в., когда острые социальные проблемы побуждали писателей в «ангажированности», заставляли занимать внятную позицию, участвовать в общественно-политической борьбе и активно влиять на симпатии и убеждения читателей. Но в своем стремлении к актуальности и немедленного реагирования на события С нередко писал на скорую руку, иногда диктовал тексты произведений стенографісткам, почти не заботясь о форме и прибегая к «посредственного» стиля изложения.

Он родился в семье аристократов, которые обнищали в результате войны Севера и Юга. Отец торговал вином, а затем Синклер детства возненавидел алкоголь и стал ревностным сторонником трезвого образа жизни. В 15 лет он уже занимался литературной поденщиною, писал бульварные рассказы и повести, чтобы заплатить за обучение в колледже. Будучи студентом Колумбийского университета, он издал свои первые романы «Король Мидас» («King Midas», 1901) и «Принц Хаген» («Prince Hagen», 1903). Его имя стало известным в США после того, как увидел свет роман «Джунгли» («The Jungle», 1906), который был событием не только в литературной, но и общественной жизни страны. В центре романа - горькая судьба семьи литовских эмигрантов, прибывших в США и стали объектом безжалостной эксплуатации. Трагическая судьба главного героя Юргіса Рудкуса, пролетария, рабочего на разнице, безработного, бездомного, который попал в тюрьму, впоследствии люмпена-гастарбайтера, штрейк-брехера, который в финале романа «наворачивается» в социалистическую веру. У его жены Уны, истощенной избыточным трудом, начинаются преждевременные роды, и она умирает; первый сын Антанас, оставленный без присмотра, тонет в уличной грязи; погибает и второй ребенок. Такой же трагической оказывается и судьба других родственников Юргіса Рудкуса. Кульминацией романа стал устрашающий, пресловутый описание чикагских разниц: рабочие работают в ужасных антисанитарных условиях; в производстве используют и падлятину, и туберкулезную скот; из испорченного мяса изготавливают колбасу и консервы. Со страниц романа встает убедительная картина того «промышленного рабства», которое писатель заклеймил за помощью меткой и убийственной метафоры: «джунгли» . С тех пор этот образ навсегда вошел в текущее вещание. Разоблачительный документальный материал, который Синклер собрал и «интегрировал» в текст романа, ошеломил читателей. Была даже создана специальная сенатская комиссия для изучения положения на чикагских раВНОстях.

«Джунгли» стали ярким образцом социологического романа, а сам писатель выступил как представитель «литературы протеста», что играла в Америке важную роль. В начале 1900-х pp. Синклер принадлежал к движению т.н. «розпорпувачів грязи», большой группы журналистов и публицистов (их лидером был Л. Стеффенс), которые выступали на страницах популярных массовых изданий с сенсационными разоблачительными публикациями о отвратительные явления американского образа жизни и всей общественной системы, а именно: о коррупции исполнительной и законодательной власти, продажность стражей порядка, изготовление фальсифицированных лекарств, об спекуляцию и махинации в финансовых сферах, о торговле «живым товаром», использование детского труда, мошенничество политиканов и т.п. Выступления «розпорпувачів багульника» стимулировали процессы реформирования.

Дж. Лондон назвал «Джунгли» «Хижиной дядюшки Тома» рабов наемного капитала». Л. Толстой, получив в Ясной Поляне роман с дарственной подписью автора, заметил в дневнике: «Удивительная книга. Автор - знаток жизни рабочих. Разоблачает недостатки всего этого американского жизни.

Среди произведений, написанных Синклером в начале века, выделяется роман «Король Уголь» («King Coal», 1917), за основу которого автор взял реальные события забастовки на угольных рудниках в Колорадо. Как и в «Джунглях», Синклер подробно описывает производственные процессы в тяжелой и опасной шахтерскому труду. Своеобразие романа заключается в том, что автор воспроизводит события через восприятие главного героя, богача Хара Уорнера, который, правда, временно «отслаивается» от своего класса и относится к горнякам с сочувствием. На фоне суровых будней шахтерского поселка разворачивается история любви Хара Уорнера и Мэри Барк, «красной Мэри», работницы-ирландки, страстной мужественной девушки с чулым, добрым сердцем, которую датский критик Г. Брандес назвал «Валькірією рабочего класса». Заметно, что в этом романе писатель уже не верит в призывы к милосердию, адресованные властям. Рабочие предстают не как жертвы, истощенные эксплуатацией, а как люди, готовые бороться за свои права. Изображенные в романе перипетии забастовочной борьбы показали, что в литературе появилась новая тема открытого противостояния труда и капитала.

Международный резонанс вызвал знаменитый роман Синклера «Джимми Хиггинс» («Jimmie Higgins», 1919), первый в западной литературе отзыв на русскую революцию 1917 г. В этом произведении (правда, в присущей Синклеру несколько схематической манере) воспроизведен процесс становления и развития личности, показана жизненная история обычного американского рабочего, функционера социалистической партии. Узнав о победе большевиков, Хиггинс видит в этом воплощение своих давних надежд. Мобилизованный в армию, он верит в то, что, воюя с кайзером, защищает демократию и помогает стране Советов. Сначала Джимми воюет с немцами во Франции. А затем в составе экспедиционного корпуса он попадает в Советской России. Там на фронте вблизи Архангельска под влиянием революционной агитации большевика Калинкіна Хиггинс отказывается воевать против своих братьев - русских рабочих. Его контрразведка арестовывает, в казематах Джимми пытают. Страдая, Хиггинс чувствует себя солидарным со всем человечеством, которое борется против угнетения и эксплуатации.

Первое послевоенное десятилетие оказалось одним из самых плодотворных этапов в творчестве Синклера. В 20-х гг. он стал самым популярным в СССР американским писателем. В клубах и библиотеках проходили специальные обсуждения его произведений. Горький, с которым Синклер переписывался с 1912 p., сообщал ему: «Джимми» - замечательная вещь, ее очень хорошо читают в России. Вы пишете все лучше и лучше - сердечно поздравляю Вас с этим».

В это время Синклер активно работал как публицист, обнародовав серию разоблачительных памфлетов «Мертвая рука». В них он упорно атакует социальное зло. Демонстрирует зависимость церкви от финансовых интересов («Выгоды религии»); продажность прессы («Медная марка»); деградацию писателей, которые узалежнили свое творчество от доллара («Искусство Маммоны»); примитивизации искусства и превращение его в массовую коммерческую псевдокультуру («Деньги пишут»). Критиковал Синклер и недостатки образования как в школах («Гусята»), так и в университетах («Гусиный шаг»). В его романах объектом обличения становятся коренные недостатки системы: он показывает проникновение в рабочую среду тайной агентуры, доносчиков и шпионов («100»); махинации королей «черного золота» («Нефть»); подчинения аппарата судопроизводства интересам власть предержащих («Бостон»). Особенно интересным был роман «Бостон», в котором Синклер подал широкую социальную панораму американского общества, вовлеченного в борьбу против процесса над Сакко и Ванцетти, которые стали жертвами несправедливого суда.

В начале 30-х pp. Синклер принимал активное участие в политической жизни. Он опубликовал свою программу, т. наз. ЭПИК («Положим конец бедности в Калифорнии», 1934), и выдвинул свою кандидатуру на пост губернатора этого штата, однако потерпел поражение на выборах. Со второй половины 30-х гг. участвовал в антифашистском движении писателей. Его повесть «Они не пройдут» (1936), оперативный отклик на события в Испании, несмотря на определенную поверхностность и «тенденциоВНОсть», содержала актуальный призыв к единству всех борцов с коричневой угрозой.

В конце 30-х pp. Синклер начал работать над многотомным эпопеей о Ланні Бедда («Lunny Buddserie», 1940-1953), которую открывает роман «Крушение мира» (1940). Действие в этом произведении происходит в период 1913 -1919 гг. Во втором романе серии («Между двух миров». 1941) речь идет об эпохе от Версальского мира до экономического кризиса 1929 г.

В процессе написания новых романов серии писатель все ближе подходил к современности, а в заключительных томах Синклер уже шел в ногу со временем. В эпопее воссоздается историческая панорама событий от начала Первой мировой войны до конца 40-х pp. Действующими лицами романов Синклера были Рузвельт, Трумэн, Сталин, Гопкинс, заправилы «третьего рейха», министры и генералы, дипломаты и писатели. Синклер анализировал такие важные события, как конференции в Версале и Генуи, фашистский переворот в Италии в 1922 p., приход Гитлера к власти в 1933 p., «изнутри» показывал жизнь «третьего рейха» в 30-х гг. и боевые действия союзников в период Второй мировой войны. Реальные исторические фигуры, многие из которых на время создания эпопеи были живыми современниками Синклера, действуют в его романах наряду с вымышленными героями. Весь этот богатейший материал «цементувався» с помощью центрального персонажа, сына миллионера Ланні Бедда, который путешествует по миру как эксперт по покупке произведений живописи и выполняет некоторые важные конфиденциальные задания антифашистского характера. В заключительных томах эпопеи, особенно в последнем романе «Возвращение Ланні Бедда» (1953), герой остро выступает против сталинистского экспансионизма и тоталитаризма, зато пропагандируя американские демократические идеалы.

До конца жизни Ептон Синклер оставался сторонником принципов демократического социализма. Вместе с С. Льюисом писатель внес существенный вклад в становление «социологического» направления в реализме, в развитие «литературы факта», документального и публицистического романа.



Б. Гіленсон