ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

СИДНИ, Филип

(1554 - 1586)

СИДНИ, Филип - творчество писателя

СИДНИ, Филип (Sidney, Philip - 30.11.1554, Пенсхерст, Кент - 17.10.1586, Арнхем, Голландия) - английский писатель.

Родился в семье, которая принадлежала к старинному аристократическому роду. Крестным отцом Сидни стал испанский король Филипп. Батькомайбутнього поэта, Генри Сидни, в течение десяти лет был наместником английской королевы в Ирландии. Учился Сидни в Оксфорде, но вынужден был покинуть его, не получив диплома, из-за вспышки эпидемии чумы. В 1572 г. Сидни с разрешения королевы Елизаветы отправился в путешествие в Европу, надеясь таким образом усовершенствовать знания иностранных языков. Во время странствий встречался с коронованными лицами, в Венеции позировал известному итальянскому художнику П. Веронезе. В Париже стал свидетелем Варфоломеевской ночи - массовой резни гугенотов французскими католиками. Это событие укрепило антикатолические убеждения Сидни.

Вернувшись в 1575 г. на родину, Сидни надеялся получить должность на дипломатической службе, но королева не слишком доверяла хотя и весьма способному, однако еще очень молодому и неопытному аристократу. Только в 1577 г. ему было поручено возглавить посольскую миссию до императора Рудольфа II. Сидни должен был выяснить отношение германского монарха к идее создания европейской протестантской лиги для борьбы с католической Испанией. Молодой посол с большим рвением взялся за выполнение порученного ему задания и, очевидно, такой пыл разозлил аккуратную и расчетливую королеву, которая всячески тянула с началом открытой и решительной войны с католическими странами. Сидни вынужден был вернуться в Лондон и в течение семи последующих лет не имел никаких официальных поручений, хотя королева и в дальнейшем относилась к нему благосклонно и даже назначила его на должность королевского подчашего. Должность была почетной, но этого было слишком мало для такой неординарной личности, как Сидни.

В 1579 г. Сидни выступил против запланированного брака королевы Елизаветы с католиком герцогом Анжуйским. Такая позиция стала поводом для ссоры с графом Оксфордом, сторонником этого брака. Конфликт чуть не привел к дуэли. Следовательно Сидни оставил королевский дворец и уединился в имении своей сестры, графини Пемброук. Тут на досуге он обратился к литературному творчеству и в 1581 г. закончил первую версию пасторально-рыцарского романа «Аркадия» («The Arcadia»), который впоследствии получил название «Старая Аркадия» («The Old Arcadia»). Работу над вторым вариантом романа писатель начал в 1583 г., однако закончить его не успел.

«Старая Аркадия» состоит из пяти частей. В романе рассказывается об истории правителя Арка-действия, герцога Базиліуса, который, пытаясь избежать исполнения пророчества оракула, вместе с женой и двумя дочерьми покидает дворец и поселяется в лесных дебрях. Вскоре в их доме появляются двое переодетых принцев - Музідор и Пірокл, влюбленные в дочерей герцога. Герцог и его жена вспыхивают страстью к Пірокла, одетого в костюм амазонки; Базиліус считает его девушкой, зато жена герцога очень быстро догадывается, что в женских одеждах - юноша. Любовные перипетии героев занимают в книге ведущее место.

Одним из главных достижений романа является мастерское, гармоничное сочетание раВНОобразных элементов: напівказковий сюжет в «Аркады» насыщенный моральными сентенциями, приключения в духе рыцарских романов соседствуют с изысканными пейзажными зарисовками, а прозаический текст с поэтическим. Впоследствии В. Шекспир позаимствовал из книги Сидни историю о пафлагонского короля, которая стала основой для сюжетной линии Глостера в пьесе «Король Лир», а писатель XVIII в. С. Ричардсон нашел в «Старой Аркадии» имя для главной героини своего романа «Памела».

Цикл сонетов «Астрофіл и Стелла» («Astrophel and Stella») Сидни создал около 1582 г. Героями цикла стали Астрофіл, имя которого в переводе с греческого означает «влюбленный в звезду», и его возлюбленная - Стелла, имя которой образовано от латинского слова «заря». Исследователи считают, что прототипом Стеллы была Пенелопа Деверекс, дочь лорда Эссекса, с которой поэт был помолвлен. Через невыясненные причины помолвке были отменены. Как одну из возможных причин биографы Сидни обычно называют бракосочетание его дяди, графа Лестера, вдове лорда Эссекса. Этот брак разрушил надежду Сидни на солидное наследство. В 1581 г. Пенелопа стала женой барона Рича. Неизвестно, какими были настоящие взаимоотношения между П. Деверекс и Филипом Сидни, но в сонетному цикле они изображены довольно возвышенно. Правда, отношения героев заканчиваются весьма печально - Стелла не может ответить на любовь Астрофіла. Мотив невозможности счастливого сочетания между влюбленным поэтом и его дамой сердца был традиционным в сонетних циклах итальянской литературы, которая оказала большое влияние на английскую любовную лирику эпохи Возрождения. Впрочем, и сам жанр сонета был заимствован из итальянской поэзии. К чести Сидни следует сказать, что любовные переживания его героев гораздо динамичнее и раВНОобразнее; поэт не только обожает любимую, а и иногда прибегает к иронической улыбки: он замечает не только ее красоту, но и недостатки. Стелла для Астрофіла - живая земная женщина, и он не может ограничиться только сугубо платоническим увлечением, так еще и стремится земной, телесной любви.

Цикл «Астрофіл и Стелла» состоит из 108 сонетов и 11 песен. Язык сонетов Сидни довольно проста, поэт избегает использования архаизмов и причудливых неологизмов, зато охотно прибегает к каламбуров, обыгрывает двойное значение некоторых слов и идиом. В него уже можно наблюдать и пародирование определенных поэтических образов и оборотов, которые стали штампами в любовной лирике второй половины XVI века. Усиление разговорных интонаций в сонетах Сидни стало своеобразным фундаментом для тех кардинальных изменений, которые произошли в английской поэзии XVII в., когда произошел решительный поворот от музыкальности стиха к ориентации на текущее вещание.

Примерно одновременно с сонетним циклом Сидни создал одну из первых английских поетик «Защита поэзии» («A Defence of Poetry»). Эта работа Сидни была своеобразным ответом на трактат С. Госсона «Школа нелепостей» («School of Abuse»), в котором автор пытался доказать вредность и ненужность поэзии для человеческого сообщества. «Школу нелепостей» Госсон посвятил Сидни, зная о его симпатии к пуритан (которые всегда весьма недоверчиво относились к светской литературы) и рассчитывая на поддержку. Но Сидни стал на защиту поэзии и убедительно опроверг обвинения Госсона.

В своих эстетических декларациях автор «Защиты поэзии» очень часто опирался на идеи, изложенные Аристотелем в его «Поэтике». Как и античный греческий мыслитель, Сидни характеризовал поэзию как «искусство подражания», а объектом подражания считал природу: «Нет искусств, присущих человеку, главным предметом которых не были бы творения Природы...» В отличие от историков и философов, поэт, наделенный творческим воображением, не слепо подражает Природе, а преобразует ее: «Лишь поэт, который презирает путы любого рабства, взлетает в высь на крыльях собственного воображения и создает, по сути, другую Природу. Он создает то, что или лучше от созданного Природой, или никогда не существовало в Природе... Природа никогда не украсит землю так ярко, как это сделали поэты, ее реки никогда не будут прекраснее, плоды деревьев - обильнее, а запах цветов - нежнее...» Сидни считал, что поэзия, являясь одним из древнейших видов искусства, уже в седой древности, на первоначальных этапах развития общества, ушляхетнювала разум человека, пробуждала в нем тягу к знаниям. Одной из ведущих функций поэзии является воспитание человека, «высшей от всех других созданий», но при этом воспитательное воздействие должно приносить удовольствие, наслаждение.

Значительное внимание Сидни уделял соотношению содержания и формы в поэзии. По его мнению, содержание играет важную роль - талант поэта заключается не в умении зарифмовать текст, метрично упорядочив его, а в способности создавать яркие, непроминущи образы. Именно содержательные характеристики стали краеугольным камнем предлагаемой Сидни классификации поэтических жанров. Всего Сидни определил восемь жанров: пастораль, элегический, ямбічний, сатирический, комический, трагедию, лирический и героический.

Трактат «Защита поэзии», как и большинство поэтических произведений Сидни, увидел свет уже после смерти поэта. В ноябре 1585 г. королева, уступая многочисленным просьбам Сидни, позволила ему отправиться в Нидерланды, где именно в то время англичане помогали местному населению бороться с испанским войском. Но участие поэта в боевых действиях была весьма короткой. В схватке с испанцами он был тяжело ранен и 17 октября 1586 г. умер. Тело Сидни перевезли в Лондон, он был похоронен в соборе Св. Павла.



В. Ганин