ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

ШУЛЬЦ, Бруно

(1892 - 1942)

ШУЛЬЦ, Бруно - творчество писателя

ШУЛЬЦ, Бруно (Schulz, Bruno - 12.07.1892, Дрогобыч - 19.11.1942, там же) - польский писатель.

Творчество Шульца, выдающегося польского писателя, художника и мыслителя, только сейчас начинает осознаваться в масштабе, который соответствует его вкладу в польскую и мировую культуры XX в. Почти в отрыве от культурной среды и воздействий, в основном самостоятельно, он пришел к тем идеям, которые только зарождались в разных концах культурной Европы. Его судьба является удивительным примером духовного подвижничества, а масштаб творчества делает настоящим представителем мировой общечеловеческой культуры.

Бруно Шульц, самый младший сын в семье владельца мануфактурной лавки Иакова Шульца и его жены Генриетты, родился в Дрогобыче, что был в то время глухой окраиной Австро-Венгрии. Реалии Дрогобыча, его извилистые улочки, магазинчики, гимназия, театр станут для Шульца таким же постоянным источником художественного вдохновения, как Витебск для М. Шагала или Дублин для Дж. Джойса. В мифологическом образе Города, сквоВНОго в его прозе, воплощены конкретные приметы Дрогобыча, вплоть до картографических подробностей, и в то же время Город - символическое пространство, что имеет универсальные черты созданного Шульцем вселенной. Детство писателя имело решающее значение для всей его последующей жизни. Оно стало одной из тем творчества и специфическим художественным ракурсом, что позволил обратиться к первоосновам жизни. Будучи уже взрослым, в одном из писем он сам констатировал: «Если бы повезло повернуть развитие назад, какой-то кружной дорогой еще раз пробраться в детство, снова пережить его полноту и безграничность, - это стало бы изысканием «гениальной эпохи», «мессианского времени», который обещают и которым клянутся все мифологии мира». В ближайшем окружении Шульца разговаривали смесью языков - немецком, польском, русском и, вероятно, идиш. В доме доминировали польская и немецкая, поэтому и не удивительно, что в годы зрелости ему были одинаково близки польская и немецкая художественные традиции. В годы учебы в Дрогобычской гимназии им. Франца Иосифа произошло важное событие - он преодолел «косноязычие» окружающей среды и нашел свой язык. Гимназию Шульц закончил с особыми успехами в рисовании и польском языке, которая с тех пор стала его родным. Получив рекомендацию для поступления в университет, он, несмотря на то, по настоянию родителей начал обучение на архитектурном отделе Львовского политехнического института, которое прервала Первая мировая война.

В 1917 p., когда семья временно замешкувала в Вене, Шульц несколько месяцев посещал занятия в Венской академии изящных искусств. Рисование стало основной специальности Шульца, в 1924 г. он устроился учителем рисования в Дрогобычскую гимназию им. В. Ягелли (Дрогобыч на то время вошел в состав Польши). В начале 20-х pp. Шульц работал над циклом рисунков «Книга идолопоклонства», принимал участие в нескольких коллективных экспозициях в Варшаве и Львове, позже устроил персональную выставку в Трускавце. В середине 20-х pp. в Закопане Шульц сошелся с писателем-начинающим В. Ріффом, а чуть позже - с юным прозаиком Д. Фогелем. Письма к ним, написанные в форме развернутых прозаических фрагментов, он в будущем переделает и сделает основой своей первой книги «Коричные лавки» («Sklepy cynamo-nowe»). В 1933 г. во время очередного приезда в Варшаву Шульц случайно познакомился с уже знаменитой писательницей С. Налковською, которая помогла ему издать книгу. Дебют Шульца стал почти литературной сенсацией. «Левые» критики упрекали его за «деструктивную тенденцию», «правых» «травмировало» его еврейство, но большинство понимало, что в польской литературе появился своеобразный и талантливый писатель.

В те годы Шульц познакомился с ведущими представителями младшего литературного поколения - В. Гомбровичу, Ю. Тувімом, Т. Брезою. Его рассказы начали появляться в столичных журналах. В 1935 г. один из них («Студио») организовал дискуссию о художественную манеру Шульца в форме открытых писем к нему В. Гомбровича и С.И. Виткевича. Шульц воспользовался возможностью лично сформулировать основы поэтики «Цинамонових магазинов:» Я считаю «Лавке» автобиографической повестью. Не только потому, что она написана от первого лица и в ней можно выявить события и переживания детства автора. «Криницы» - автобиография, или, точнее, духовную родословную... поскольку в нем показано духовное происхождение вплоть до тех глубин, где оно уходит в мифологию, теряется в мифологической бреда». Через год в программном эссе «Мифологизация реальности» Шульц разовьет идеи поэтики міфолоагізування и сделает ее основой своей теории литературного творчества. Слово у Шульца - носитель первичного мифа, в связи с чем задача поэзии он видит в раскрытии основ бытия, содержащихся в слове, в возвращении к истокам слова и жизни.

После выхода «Цинамонових магазинов» Шульц пережил самые деятельные годы своей жизни работал над второй книгой - «Санаторий под клепсидрой» («Sanatorium pod klepsydra.»), совместно со своей невестой Юзефине Шелинской, вероятно, стремясь поощрить ее к литературному труду; переводил «Процесс» Ф. Кафки, с которым его позже будут сравнивать. Впрочем, история отношений с Юзефине Шелинской, многолетние помолвке и, наконец, разрыв, удивительно похожие на роман Кафки с Ф. Бауэр. В 1937 г. вышел «Санаторий...», и это событие завершило короткий период творческих успехов и надежд. Шульц пытался выдать «Коричные лавки» в Италии и Франции, организовать персональную художественную выставку в Париже, однако попытки оказались неудачными.

В начале 1939 г. у писателя развилась депрессия, а 1 сентября Германия напала на Польшу, и период относительно спокойной жизни закончился: Дрогобыч дважды переходил из рук в руки - сначала его оккупировала немецкая армия, потом «освободила» советская. В короткий период советской власти Шульц успел почувствовать ее мрачный абсурд: его заставили нарисовать портрет Й. Сталина и большое полотно «Освобождение народа Западной Украины», а затем арестовали и допрашивали в НКВД за использование в картине голубого и желтого цветов, что, мол, было проявлением украинского национализма. В июле 1941г. Дрогобыч захватили немцы, и последние полтора года своей жизни Шульц, истощенный физически и психически, провел в гетто. 19 ноября 1942 г. он погиб на улице, застрелен офицером СС.

Художественное наследие Шульца небольшая: кроме двух упомянутых романов - «Коричные лавки» и «Санаторий под клепсидрой», несколько статей, рецензий и незаконченных набросков; рукопись последнего романа «Мессия» исчез или лежит в архивах КГБ; картины маслом уничтожены, кроме одной - «Встреча», которая хранится в Музее литературы в Варшаве вместе с частью уцелевших рисунков.

«Коричные лавки» и «Санаторий под клепсидрой» состоят из глав-рассказов и является, по сути, единственным рассказом с общим сюжетом и системой персонажей. Это история семьи лавочника Иакова, выдумщика и чудака, которую рассказывает его сын, история болезни и смерти отца и взросления сына. Действие происходит в маленьком галицком городке, но романы Шульца отнюдь не является рассказом о конкретное время и место. Они прочитываются как развернутая метафора, некий эсхатологический апокриф о судьбе человечества. Исходным метатекстом для Шульца есть Библия, и в то же время в повествовании прослеживаются закономерности построения архаических мифов.

Действие «Цинамонових магазинов», по присущим архаичным мифам типом циклического времени, начинается разделом «Август» и заканчивается тринадцатым «ненастоящим» месяцем, что случился в «тот особый год-урод». Рассказ могла бы начинаться с любого сюжетного эпизода, и последняя строка романа «Кот умывался на солнцепеке» выполняет кольцевую роль конца и начала. Несмотря на аномалию тринадцатого месяца, мир «Цинамонових магазинов» относительно устойчив благодаря мифологическому підґрунтю, что гарантирует защиту от хаоса и разрушения случайными силами. Зато композиция «Санатория под клепсидрой» приобретает другой, линейной направленности. Происходит накопление незакономірних, исключительных явлений; болезнь отца, демиурга мифологического мира, делает его еще более странным и катастрофическим, в гармонию старозаповітної единства врываются признаки отчуждения, незащищенности, одиночества, происходит разрушение мифа и его трансформация в кафкианский антиміф.

Время вырождается, умирает главный герой и заканчивается диалог между отцом и сыном, на котором основывался созданный писателем Универсум. Основная тема обоих романов - инициация или рождение духовного человека - воплощалась через отношения отца и сына. Природа бытия, за Шульцем, диалогическая, и постижение сыном отца он понимал как постижение истины и мира. Исторических катаклизмов, сопутствующих «семейным» событиям в романах, начала войны и упадка Империи их герои почти не замечают. «Война с кем и за что?» - удивляется Иосиф. Эсхатология в мире Шульца связана не с крахом государств, а с кризисом диалога любви и отношений сыновства с Богом. РелигиоВНО-мифологическую цельность Шульц считал единственным противовесом будущем трагическому существованию разобщенных и обезличенных людей.

Творчество Шульца стала известной в мире в 70-х гг. прошлого столетия, когда начали появляться переводы отдельных рассказов в США, Франции, Италии, Венгрии, Чехословакии и других странах, а впоследствии рецензии и более серьезные исследования и монографии. Год его столетия - 1992 - был объявлен ЮНЕСКО международным «годом Бруно Шульца».



Н. Каменева