|
ШОУ, Ирвин
(1913 - 1984)
ШОУ, Ирвин - творчество писателя
ШОУ, Ирвин (Shaw, Irwin - 27.02.1913, Нью-Йорк - 17.05.1984, Давосплац, Швейцария) - американский писатель.
Родился в еврейской семье мелкого коммерсанта. Рано начал трудовую деятельность, сменил немало профессий: работал на фабрике духов, в универсальном магазине, школьной библиотеке, учительствовал, был водителем грузовика и даже игроком профессиональной футбольной команды. Эти «университеты» предоставили Шоу неоценимый запас жизненных наблюдений. Окончив в 1934 г. Бруклинский колледж со званием бакалавра искусств, Шоу устроился радиожурналистом. Как писатель радикальных убеждений, он формировался в атмосфере «красных тридцатых» - десятилетия, обозначенного «злівішанням» взглядов многих мастеров культуры, что и определило социально-критический пафос его лучших произведений.
Имя писателя получило широкую огласку, после того как Шоу создал антивоенную пьесу «Похороните мертвых» («Bury the Dead», 1936), которая успешно шла на сцене радикального театрального объединения «Групп тиетр». В одном из первых манифестов этого объединения (среди его руководителей были известные режиссеры Г. Клермен и Ли Страсберґ), в частности, отмечалось: «Хорошим следует считать ту пьесу, в которой есть образ или символ актуальных проблем нашего времени». Пьеса Шоу, близкая по стилистике к экспрессионизму, изображала оригинальную ситуацию. Шестеро солдат, которые погибли в бою, отказываются от захоронения, не желают лечь в могилу. Зато начальство требует похоронить погибших по всем правилам военного устава, поскольку без этого, мол, нельзя «воевать до победного конца». Однако ни приказы командира похоронной команды, ни уговоры священников, ни требования генералов не действуют. Наконец, генералы приводят к месту захоронения матерей, жен, любимых убитых солдат, чтобы с их помощью повлиять на «бунтовщиков», но и это не помогает. В финале один из генералов приказывает расстрелять непокорных покойников из пулемета, чтобы убить их во второй раз.
Перу Шоу принадлежит еще несколько десятков пьес, одна из которых - «Осада» («Siege», 1937) была откликом на события гражданской войны в Испании. В годы Второй мировой войны Шоу добровольцем пошел в армию, затем работал военным корреспондентом. Впечатления писателя, убежденного антифашиста, получили воплощение в известном, переведенном на многие языки романе «Молодые львы» («The Young Lions», 1948). Наряду с романами Н. Мейлера («Наги и мертвые»), Дж. Джонса («Отсюда и в вечность», «Только позови»), К. Воннегута («Разница номер пять, или Крестовый поход детей») книга Ш. принадлежит к наиболее заметных произведений американской литературы о Второй мировой войне. Действие в романе охватывает период с 1938 до 1945 p., события происходят в Германии и США, значительное внимание уделяется боевым действиям во Франции, Северной Африке, Италии, десантові союзников в Нормандии. Среди многочисленных образов романа выделяются три главные фигуры: американцы Майкл Уайтекер и Ной Аккерман и немец Кристиан Дістль. их сюжетные линии развиваются параллельно во времени, а судьбы полны глубокого символического значения.
В романе Шоу разоблачает фашизм, его человеконенавистническую теорию и практику. Кристиан Дістль - убежденный нацист (хотя в юности он некоторое время был коммунистом, это известно гестапо и мешает его военной карьере). Он воюет в рядах вермахта, принимает участие во французской кампании 1940 p., попадает в Северную Африку, где получает ранение, затем оказывается в Италии. Дістль значительной степени напоминает своего командира Гарденбурґа, который олицетворяет нацистское варварство. «Мы сможем процветать только тогда, когда вся Европа будет побираться», - один из его постулатов. Шоу прослеживает, как насилие, грабежи, жестокость изнутри разлагают вермахт.
Шоу критически относится и к американской армии, показывая некомпетентность некоторых офицеров, их зараженность торгашеским духом, непонимание ими характера и смысла антифашистской борьбы. Майкл Уайтекер - театральный режиссер, который видит фальшь существования многих людей своего круга. Внутреннее смятение не оставляет его и после мобилизации в войска. Сначала он пытается, воспользовавшись знакомствами, получить тепленькое место. Но постепенно в его мироощущении происходят перемены. На фронте он становится убежденным антифашистом.
Драматическая судьба третьего героя романа - Ноя Аккермана. Интеллигент, еврей, он встречается в армии с антисемитизмом некоторых офицеров и солдат-южан. Но попытки наладить отношения с товарищами по службе не дают результатов. Когда у него воруют из сумки десять долларов, которые он намеревался передать жене, Ной решает положить конец оскорблениям и издевательствам. Он поочередно вызывает десятерых своих обидчиков драться на кулаках. После каждой драки Ной с синяками и травмами отправляется в госпиталь, чтобы, выздоровев, вступить в очередной поединок. Он защищает свое человеческое достоинство, желая, чтобы «с каждым евреем обходились так, как будто он весит двести фунтов». Именно с образом Ноя Аккермана связан глубинный гуманистический пафос романа. В финале «Молодых львов», где речь идет о событиях весны 1945 p., последние дни «третьего рейха», перекрещиваются линии трех героев. Американцы вступают на территорию концлагеря, в котором узники обрели свободу, уничтожив охрану. Кристиан Дістль скрывается от возмездия в лесных чащах. Там он встречает двух друзей, Вайтекера и Аккермана, и убивает последнего. Преследуя Дістля, Уайтекер мстит за смерть друга. В романе, насыщенном многими драматическими перипетиями, поднимаются важные нравственные проблемы становления личности, описан крах либеральных иллюзий, аморальность фанатизма и массового психоза.
В тяжелое для Америки время «холодной войны» Шоу остался преданным прогрессивным идеалам. В романе «Збаламучене воздух» (1951), рассказывая о работниках радио, несправедливо обвиненных в прокоммунистических симпатиях, Шоу изображает Америку в условиях маккартистской «охоты на ведьм». Впрочем, следует также отметить, что творчество Шоу была весьма неровной: удачные произведения чередовались с явно рядовыми. Стремясь снискать успех у читателей, он отдавал должное штампам коммерческой литературы, полагаясь на сюжетную увлекательность и мелодраматизм. Среди его удачных произведений выделяется роман «Вечер в Византии» («Evening in Byzanthium», 1973), действие которого происходит во время Каннского кинофестиваля. В центре повествования - голливудский кинорежиссер Джесс Крейг, который находится в состоянии острого творческого кризиса. Передавая атмосферу фешенебельного курорта, веселья и роскоши, нігілістичної вседозволенности в погоне за наслаждением, Шоу создает настроение «упадка», внутренней пустоты, поразивших культуру Запада.
Получила признание и дилогия Шоу «Богач, бедняк» («Rich Man, Poor Man», 1970) и «Нищий, вор» («Beggarman, Thief, 1977), в которой автор создал широкую панораму жизни американского общества примерно за три с лишним десятилетия, начиная с конца Второй мировой войны и до 70-х pp. Шоу следит за судьбой двух поколений семьи Джордахів, показывает огромную власть денег, которая в значительной степени определяет отношения между людьми. Писателя беспокоит угроза деградации личности, что озабочен лишь погоней за материальным успехом. Поэтому Шоу раскрывает две жизненные позиции, две философии. Конформистская связана с образом Рудольфа, который становится богатым; зато бунтарство, несогласие с общепринятыми нормами олицетворяет Томас, которому судились нужды.
Шоу плодотворно работал и в области новеллистики, в 1979 г. он издал сборник «Пять десятилетий», в которую вошли его лучшие рассказы. В новеллах Шоу, в его стремлении к лаконизму, подтекста заметное влияние Е. Хемингуэя, который был одним из его кумиров, особенно в юности.
Произведения Шоу на украинском языке переводили А. Логвиненко и В. Мусиенко.
Б. Пленсон
|
|
|