|
ШОЛОМ-АЛЕЙХЕМ
(1859-1916)
ШОЛОМ-АЛЕЙХЕМ
Излом веков для литературы на идиш является временем интенсивного развития. Еще был творчески активен основатель критического реализма в новой европейской литературе, «дедушка еврейской литературы» Менделе Мохер-Сфорим (1836-1917); творил признанный классик Іцхок-Лейбуш Перец (1851 -1915) - смелый художник-новатор, который возобновил традиционные для еврейской литературы жанры. Пафос его творчества 90-х годов был направлен против пережитков средневековья, что так держались в еврейской среде, а с начала 900-х годов мотивы своего творчества он связывает с неоромантичним движением европейских литератур того времени. В 90-е годы заявил о себе выдающийся поэт Хаим-Нахман Бялик, который писал главным образом на древнееврейском языке (иврите). В лучших эпических и лирических произведениях он выражал надежды и чаяния своего народа. В них прозвучал пламенный призыв к борьбе против национального гнета, против равнодушия, смирения перед социальной несправедливостью.
И наиболее заметное место в еврейской литературе начала века занимает Шолом Аш (1880 - 1957). Его внимание прежде всего привлекает обездоленных человек, но наряду с этим автор склоняется к идеализации патриархальных устоев и религиозных традиций местечкового быта.
Литература на языке идиш в США возникла в конце XIX века. Эмигранты, которые в основном были выходцами из России, привнесли в литературу настроения, проблемы, связанные с жизнью своей первой родины.
Острая классовая борьба в эпоху первой русской революции и поражение черносотенной реакции нашла многогранное отражение в истории новой еврейской литературы. Она наложила отчетливый отпечаток на ее творчество классиков - Менделе, Шолом-Алейхема, Переца, которые выражали настроения широких демократических слоев нации.
Признанным лидером литературы на языке идиш течение почти четырех десятилетий оставался Шолом-Алейхем (Шолом Нохумович Рабинович); его псевдоним означает: «Мир вам!», и выбор этого псевдонима был неслучайным. Повести, романы, рассказы и новеллы, пьесы и критические статьи Шолом-Алейхема вошли с улыбкой в каждый дом как слова приветствия и доброжелательности, они учили людей смеяться даже тогда., когда им хотелось плакать. Его творчество ознаменовало расцвет критического реализма в еврейской литературе. Действительно народная по своей сути, она отличалась неистребимой верой в творческие силы народа, перспективы его национального бытия. Исторический оптимизм Шолом-Алейхема был неоценимой чертой, особенно в годы, когда российское самодержавие насаджувало звериный шовинизм, поощряло черную сотню, інспірувало кровопролитные погромы.
Великий еврейский народный писатель родился 18 февраля (2 марта) 1859 года в Украине в городе Переяславе Полтавской губернии, в зажиточной семье торговца и арендатора. Отец писателя был известным человеком в городе. Он хорошо знал и любил библейскую и талмудичну литературу; в семье соблюдали всех национальных и религиозных обычаев. Но в то же время Рабинович был свободен от фанатизма. Он живо интересовался светской культурой и просветительской литературой. Глава семьи имел мягкий характер, любил свою семью и особенно маленького Шлема. Впоследствии Шолом-Алейхем посвятил отцу немало страниц, написанных с большой любовью. Вскоре после рождения Шлема семья Рабиновичей переехала из Переяслава до городка Вороиково, что находилось неподалеку, где и прошло детство писателя. В своих произведениях он запечатлел родной городок с обобщенным названием Касрилівка (от распространенного в еврейском бедняцком среде имени Касрил). Как все дети еврейского городка того времени, Шлем учился в хедере - частной напіврелігійній школе. В автобиографическом романе «С ярмарки» и в других произведениях Шолом-Алейхем неоднократно упоминал нищета и печальные условия «обучения» в этой почти средневековой школе. Маленький Шлем выделялся среди других учеников не только блестящей памятью, пытливым умом, но и бойким характером. Его озорство было безобидным и сводилось главным образом к удачного изображения тех или иных недостатков взрослых. Увидев кого-то впервые, он сразу замечал, что в нем не так, и начинал изображать его. В раннем детстве Шлем интересовался сказочным и фантастическим. Он подружился с мальчиком Шуликом, большим мастером рассказывать сказки, что были друг за друга интереснее.
Будущий писатель увлекался и украинскими народными преданиями.. Глубокое влияние на чувствительную воображение мальчика произвели сказки и легенды о «проклятого Мазепу», о Богдана Хмельницкого, который забрал у помещиков и богатых евреев сокровища, привез их в Воронково и однажды ночью в лунном свете зарыл глубоко в землю. Украинский колорит окрашивает творчество Шолом-Алейхема. На страницах его произведений можно найти великолепные картины украинской природы. Брат писателя Вольф Рабинович пишет, что молодой Шолом-Алейхем «проявил большой интерес к украинскому фольклору и украинской поэзии», Из Софиевки Шлем привез в 1879 году в Переяслав украинские народные песни и стихи Тараса Шевченко..., рассказывал чудеса о Софиевке и о том, как свободно он чувствовал себя на лоне прекрасной природы, где он часто шагал по узкой, по тропинке среди высокой ржи и пел песни...песни богом благословенного поэта Украины Тараса Шевченко. Сначала он спел песню, которая особенно ему понравилась, «Думы мои», потом «Ревет и стонет Днепр широкий», «Как умру, похороните» и другие песни». «Когда я писал мои стихи,- рассказывал Шолом-Алейхем,- я ... искал «Кобзаря», эту песню песен Шевченко... Я готов был отдать что угодно и сколько угодно...» Он назвал Шевченко Некрасовым Украины. Без сомнения, можно установить близость между юмором Шолом-Алейхема и украинской классической литературой:, в частности таких известных в те время» драматургов и комедиографов, как Старицькии, Садовский, Кропивницкий, Карпенко-Карый и другие.
Отец Шлема считался богачом в Воронке: он поставлял свеклу до завода, арендовал земскую почту, вел торговлю зерном, имел. скамейку. И материальное положение семьи становилось все хуже; доходы падали. В поисках лучших заработков, семья Рабиновичей снова переезжает в Переяслав, где они открывают заезжий дом. И Шлема, как и другим детям, приходилось призывать в дом приезжих, перед которыми надо было заискивать. Это было унизительно и совсем не соответствовало, сладким сказочным мечтам про. сокровище, принцев и принцесс, про хрустальные дворцы. Судьба семьи Рабиновичей была типичной для большинства еврейского; населения в царской России. Царское правительство установило для евреев «черту оседлости», определенные губернии, за пределами которых им было запрещено жить. Евреям запрещалась служба в государственных заведениях; запрещение жить в селах лишала евреев возможности заниматься сельским хозяйством, запрет жить в городах. - работать в промышленности, на транспорте; в высших и средних учебных заведениях была установлена пресловутая «процентная норма» для евреев, там имели возможность учиться только дети богачей. Шолом-Алейхем с детства в семье и в городке видел бедственное положение народных масс, и он стал певцом народного горя.
В Переяславе Шлем продолжал свое обучение в хедере. В 1872 году умерла от холеры мать Шлема Хає-Эстер. Это было большим ударом для семьи Рабиновичей. Маленькая и во всем покорная своему мужу, эта женщина своей энергией и неутомимым трудом поддерживала порядок и определенный ритм жизни в доме. Отец совсем растерялся. Детей пришлось отправить в город Богуслав к дедушке и бабушке. Тем временем отец женился во второй раз. Вернувшись, дети встретили новую хозяйку - мачеху. Она была женщиной сварливой, в доме всегда слышался нескончаемый поток ее ругательств и проклятий. Наблюдательный Шлем заинтересовался «языковой стихией» мачехи, он начал, по алфавиту, записывать все ее ругательства и создал что-то вроде словаря. Отец случайно прочитал эти записи и одобрил их. В автобиографическом произведении «С ярмарки» Шолом-Алейхем вспоминал о них как о первом «литературное произведение».
В хедере Шлем познакомился с произведениями Авраама Карту и под влиянием этого писателя-просветителя начал писать свой собственный роман. Хотя роман был наслідувального характера, однако он имел успех у отца и его друзей. В связи с этим встал вопрос о дальнейшей судьбе юноши. Четвертого сентября 1873 году Шолом Рабинович начал учиться в переяславском уездном училище. Сначала Шлема в училище было очень туго. Он плохо знал русский язык, и все смеялись с него - и учителя и ученики, к тому же еще и дома нужно было помогать. Но любовь к знаниям и стремление к свету были очень могущественными в душе молодого Шлема. Он не жалел ни сил, ни времени, проявляя большую настойчивость, и вскоре добился успехов: ему, как лучшему ученику, назначили стипендию в размере ста двадцати рублей в год. Это означало серьезную материальную помощь для всей семьи. Даже мачеха вынуждена была прекратить нападения на «классника», как она его называла. В 1876 году Шолом Рабинович окончил уездное училище на отлично. Он мечтал о дальнейшей учебе в высшей школе. Решено было послать заявление в житомирского педагогического института, куда на государственный счет обещали принять двух отличников. Большим ударом был крах плана поступления в институт. Ему отказали в приеме из-за того, что он не сможет закончить четырехлетний курс обучения, потому что через три года подлежит военной службе. После длительных поисков работы, унизительных просьб Шлема наконец повезло получить место воспитателя дочери зажиточного арендатора Е. Лоева, в селе Софиевке, где настоящим счастьем стала любовь к своей ученицы Ольги Лоевой. Узнав о любви юноши к его дочери, старый самодур Лоев в пылу негодования выгнал учителя. Снова наступили грустные дни в поисках работы. Сначала Шлем решил ехать в Киев, но все попытки устроиться там потерпели поражение. Наконец в 1880 году в Лубнах он был избран раввином. Два с половиной года он тайно переписывался с любимой. И наконец, после длительной разлуки, они встретились и вопреки воле старого Лоева поженились 12 мая 1883 года.
Первое литературное выступление Шолома Рабиновича состоялся в 1879 году в газете «Гацфиро» («Рассвет») на древнееврейском языке, вслед за этим были статьи в газете «Гамейліц» («Защитник»). Путь Шолома-Алейхема к литературе был стремительным. В течение 1883-1887 годов он напечатал в «Еврейском листке» серии фельетонов и очерков, многочисленные повести, рассказы, среди которых «Ножик» (1887), драматические сцены и много стихов. Его произведения завоевывают все больше круг читателей еврейской литературы того времени. В первых произведениях молодого писателя прослеживаются демократические и просветительские традиции русской и еврейской литературы.
В 1885 году умер старый Лоев и Шолом-Алейхем стал собственником его имущества. Теперь он был независимым от издателей и редакторов. Появляются литературно-критические произведения писателя. Центральной темой еврейской литературы он объявляет жизнь обездоленного народа, принципом его реалистичной программы было стремление открыть народным массам их творческие возможности, пробудить их творческую самосознание. В борьбе за народность еврейской художественной литературы писатель придавал большое значение художественному творчеству народных масс. Произведения писателя пронизаны фольклором - народными песнями, пословицами, шутками, сказками. Устное народное творчество было для Шолом-Алейхема неиссякаемым источником для его лучших произведений. В конце 80-х годов появляются его романы «Степени», «Іоселе Соловей», в конце 80-х - начале 90-х годов Шолом-Алейхем становится центральной фигурой еврейской литературы. В 1888 году он начинает издавать ежегодник «Еврейская народная библиотека». Вокруг этого альманаха писатель собрал значительные силы передовой еврейской литературы. Восьмидесятые годы принесли ему признание и славу. Но его материальные дела все шли хуже и, боясь преследований кредиторов, Шолом-Алейхем уезжает за границу. Только после уплаты тещей его долгов Шолом-Алейхем вернулся к семье, поселившись в 1891 году в Одессе. Там он работает в «Одесском листке», где печатает фельетоны, лирические очерки. Девяностые пока знаменуют мощный взлет творческого гения писателя: отпечатаны «Менахем-Мендель», первые новеллы «Тевье молочник», «Якнегоз», две пьесы (всего их написано двадцать пять), в начале XX века - «Монологи», «ЖелеВНОдорожные рассказы». Он обращается к теме «маленького человека», которую затрагивают в своем творчестве выдающиеся русские писатели, начиная с Гоголя. «Мальчик Мотл» принадлежит к числу самых выдающихся достижений зрелого периода. В октябре 1905 года в Киеве разразился еврейский погром. Все это заставило писателя временно уехать за границу. По дороге он выступает в городах Западной Украины, посещает Вену, Румынию, выступает перед колониями еврейских студентов в Швейцарии, Бельгии, Париже, Лондоне, потом приезжает в Нью-Йорк. В 1908 году писатель возвращается в Россию, но через туберкулезом по рекомендации врачей вновь едет за границу, в Италию. В начале 1913 года началось его тяжелое нервное заболевание. С 1914 года Шолом-Алейхем находился в Америке, где 13 мая 1916 года умер. Похоронен он был на Бруклинском кладбище.
Тема юношества захватывала Шолом-Алейхема. Она нашла свое воплощение на страницах новелл «Песня песен», «Аман и его дочери», «Мошкеле-вор». В подзаголовке «Песни песен» автор определил жанр своего произведения как «юношеский роман». Работая над ним три года, он проследил судьбы главных героев: Шимека и Буге, вместе с ними любил и страдал. Писатель прекрасно знал Библию, высоко ценил ее легенды и мифы. Его герои часто обращаются к Библии и на свой лад толкуют ее содержание. Персонажи древней «Песни песней» царь Соломон и пастушка Суламита провозглашают право человека свободно любить и любовью творить добро и красоту. Библейский поэт откровенно любуется Суламитой, отважными людьми, которые мужественно рассказывают о силе и неразрывность своих естественных чувств. Художник, проникнув в духовный мир женской натуры, показал беспокоящий характер прекрасной Суламиты. Она любит своего избранника, не думая о выгоде. Высокое понимание жизни и любви захватило воображение многих поэтов и прозаиков (В. Куприн, «Суламіфь», 1908). Года поражения первой русской революції1 вызвали грусть и разочарование. Литература ответила на эти настроения так называемыми утопическими произведениями. С другой стороны, эти настроения породили новые религиозные поиски. В христианстве, в Библии искали спасения от тоски и отчаяния. Шолом-Алейхем не потерял веру в человека. Он создал «Песню песен». Но если Куприн, обратившись к библейскому сюжету, его и разрабатывал, то Шолом-Алейхем писал на современном читателю материале. Фон «юношеского романа» жизнь и любовь касрилївських юношей и девушек. Жизни, представленное в романе, тяжелое и жестокое. Появление Буге у родителей Шимека связана с нелепой и трагической смертью отца. Шимек вспоминает стихи из «Песни песен», несмотря на Бузю. Роман завершается трагически. Любовь Суламиты с древней біблійноїпоеми преодолевает все преграды. А любовь Буге? Она выходит замуж по воле бабушки и дедушки, ломая свою жизнь и жизнь Шимека. Внеся в характеры и судьбы своих героев противоречивые черты, автор разрушил счастливый конец, но углубил психологическую достоверность образов. Писатель не видит выхода из конфликта, но он не впадает в отчаяние. Жизнеутверждающая сила его рассказы в полете. Заветной мечтой Шимека было подняться с Бузею высоко, до самых облаков и парить с ней над землей. Умение подняться над бытом, способность понять высокую поэзию - это такая основная мысль произведения.
ОСНОВНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ:
«С ярмарки», «Песнь песней», «Аман и его дочери», «Мошкеле - вор», «Менахем-Мендель», «Тевье молочник», «Якнетоз», «Монологи», «ЖелеВНОдорожные рассказы», «Мальчик Мотл», «Степени», «Тоселе Соловей».
ЛИТЕРАТУРА:
1. Вунер М. Вегн Шлем-Алейхемс юмор.- М.,1971,
2. Ременик Г. Шолом-Алейхем. Критико-биографич. очерк.- М., 1963.
|
|
|