ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

ФРИДРИХ ШИЛЛЕР

(1759-1805)

ФРИДРИХ ШИЛЛЕР

Жизнь Шиллера приходится на время, когда раздробленная в результате тридцатилетней войны на 365 княжеств Германия стонала под бременем деспотизма, а обессиленный народ еще не был способным ни на какую политическую активность. Однако именно в этот период в Германии возникает широкий литературное движение, известное под названием «Буря и натиск»,- движение, сущностью которого был страстный протест передовой немецкой молодежи против мерзости и застоя в политической жизни страны, против княжеской тирании, феодальной морали и унижения человеческой личности. Это справедливое возмущение, этот гнев нашли лучшее проявление именно в произведениях молодого Шиллера, поэта, чей жизненный путь был очень тяжелый и преждевременно свел его в могилу.

Фридрих Шиллер - немецкий поэт, драматург, философ и историк. Его отец - Иоганн Каспар Шиллер - военный фельдшер, мать - Доротея, урожденная Кодвейс, дочь трактирщика. С 1/768 года будущий поэт начал посещать латинскую школу. Как подданный герцога Вюртембергского, отец вынужден был отдать сына в так называемой Кардової академии, где он без особой заинтересованности сначала изучал юриспруденцию, а затем медицину. Восемь лет (1773 - 1780) провел Шиллер в этом питомнике рабов, где царили шпионаж и слежка за учениками, категорически запрещалось общение с внешним миром, а все воспитанники подчинялись строжайшей кийовій дисциплине. Лишь по ночам Шиллер мог украдкой читать. Он много раз перечитывал произведения Плутарха, оды и поэмы Клопштока, лирические стихи и роман «Страдания юного Вертера» своего старшего современника Гете. Позже он увлекся Шекспиром. Выйдя из академии после ее окончания, Шиллер был назначен полковым врачом, получал за службу жалкие деньги.

Над первой драме «Разбойники» Шиллер начал работать, еще находясь в академии. В 1781 году драма завершена, а 13 января 1782 года «Разбойники» были впервые показаны на сцене Мангеймського театра. Спектакль имел колоссальный успех. Затем последовали триумфальные спектакли во многих других городах Германии. Несмотря на то, что постановщики часто на свой вкус или за цензурой своевольно калечили текст пьесы, а действие было перенесено из современности в XVI века, невозможно было уничтожить главного - пафоса драмы, благородство помыслов разбойника Карла Моора, который решил в своей родине одиночку искоренить зло и беззаконие.

Шиллер дал своей драме два эпиграфа, которые определяют основную мысль пьесы. Первый эпиграф: «На тиранов!» свидетельствовал о том, что содержание ее направлено против тиранства. Второй эпиграф из Гиппократа: «Что не исцеляют лекарства, исцеляет железо, чего не исцеляет железо, исцеляет огонь» - указывал на средства борьбы с тиранией.

Главный герой драмы Карл Моор - студент, которого, как и автора, захватывают жизнеописания великих мужей Греции, что их составил историк Плутарх. Он мечтает превратить Германию в республику. Карл Моор - первый Шіллерівський герой-идеалист и энтузиаст, который мечтает об освобождении всего человечества. Его родной брат Франц - полная ему противоположность. Циник, который пренебрегает людьми, он оболгал Карла. Франц сажает отца за решетку, посягает на честь невесты брата Амалии. Преданный братом и проклятый отцом, Карл Моор становится предводителем отряда разбойников, чтобы осуществлять силой оружия справедливость. Благородные разбойники во главе с Карлом наказывают преступных богачей и защищают бедняков. Однако вскоре насилие пьянит разбойников, жестокость становится привычкой. Карл Моор постигает, что злодеяниями мир исправить невозможно, поэтому решает отдаться в руки правосудия. Но, поскольку за его голову обещана щедрая награда, Карл хочет, чтобы его выдал какой-нибудь бедолага, который нуждается в деньгах. В финале обнаруживается характерная эволюция шіллерівського героя: когда нельзя спасти все человечество, следует попытаться помочь хотя бы одному несчастливому человеку.

Уже в первой драме Шиллер надеется не на силу, а на моральное исправление общества. Бешеная страстность персонажей, патетичность их языка, которая местами переходит в грубость, напряженность сюжета сделали «Разбойников» образцовым достоянием «бури и натиска» - ведущего литературного направления Германии 70-80-х годов XVIII века. Герцог Вютемберзький, узнав о спектакле, приказал посадить автора «Разбойников» на гауптвахту и запретил ему писать что-либо, кроме сочинений по медицине.

Шиллер решил покинуть владения карликового деспота. В ночь на 23 сентября 1782 года, воспользовавшись смятением пышных придворных торжеств в честь российского цесаревича Павла Петровича, был женат на племяннице герцога Карла Евгения, автор «Разбойников» тайно бежал из Вюртемберга. Пять лет продолжались бездомные скитания, болезненная нищета и упорная борьба за признание среди немецких читателей и театральной публики.

Вслед за «Разбойниками» Шиллер создает вторую драму, но уже на историческом материале: «Заговор Фієско в Генуе» (1782), жанр которой он определил как «республиканская трагедия». Действие драмы происходит в Италии в 1547 году.

В историю мировой драматургии пьеса «Коварство и любовь» (І783) вошла как первая «мещанская трагедия». До Шиллера в трагедиях действовали исключительно монархи и аристократы, третье состояние разрешалось изображать только в комедиях. В драме «Коварство и любовь» Шиллер доказал, что трагические коллизии возможны, а порой неизбежны в жизни простого скромного человека - «мещанина», по понятиям того времени.

Одновременно с драматургией Шиллер посвящает себя поэзии. В его стихах мысль всегда преобладает над чувством, размышляя над различными явлениями жизни, он черпает аргументы в античной мифологии или ренессансном искусстве. Воспевая прекрасную даму, он величает ее Лаурой, не только выражая тем самым приподнятое платонический строй чувств, но и заявляя себя сторонником итальянского гуманиста Франческо Петрарки. Оба они предаются размышлениям над тем, почему так необходима любовь человеку и человечеству. По мнению Шиллера, что он ее унаследовал от античных мудрецов, все частицы огромного разрозненного мира воссоединяет сила любви. Любовь дает жизнь, без нее мир и природа мертвые. Страсть, что воспевается поэтом, до Лауры - большое благое чувство, потому что оно - необходимая соединительная частица мироздания.

В Кардовій академии преподавал философию талантливый педагог и ученый Абель, который впоследствии стал другом Шиллера. На будущего поэта лекции Абеля произвели сильное впечатление. Профессор доказывал примечательность наперед мировой гармонии. Опираясь на учение немецкого философа и ученого Лейбница, он стремился привить своим воспитанникам оптимистическое мировосприятие, внушить любовь к ближнему, наставлял их на путь познания окружающей жизни. Лекции Абеля не прошли для Шиллера бесполеВНО. Наиболее ощутимым является влияние его философской концепции в одном из самых известных произведений Шиллера «Ода радости», в основу которого положен свойственный Шиллеру принципиальный оптимизм, веру в человека, убежденность в том, что люди могут и должны сродниться друг с другом.

Этот стих обрел мировую славу благодаря тому, что Бетховен завершил 9-ю симфонию грандиозным хором на его текст. После нескольких неудач в Мангеймському театре, директор которого Дальберг под разными предлогами отказывался ставить новые пьесы Шиллера, после долгого отсутствия денег поэт нашел в Лейпциге друзей и покровителей, которые помогли ему преодолеть все жизненные трудности. Произведения Шиллера были выданы, он жил под дружеским кровом своего пламенного поклонника Готфрида Кернера, который тактично опекал Шиллера.

Падение Бастилии потрясло устои феодального мира. Исторический прогресс с философской абстракции превратился в ощутимую реальность, движение истории ускорился. Философское мышление Шиллера улавливало закономерность времени. Недовольный современностью, он пишет стихотворение «Боги Греции» (1788), в котором звучит ностальгия по античным эпосом. Поэт прославляет языческие божества древних греков. Античный мир Шиллер представляет как средоточие радости, любви и красоты. Природа человеческой фантазией была одухотворена и щедра к человеку. Античные божества помогают Шиллеру в построении определенной философской концепции. Среди богов - благодетелей человечества - раз за разом возникают тени мифических существ, которые олицетворяют злые силы. Античный мир для него только сказка былых времен, прошлое разрушается, чтобы дать дорогу будущему. Нить истории не прерывается, человеческий прогресс неизбежен, хоть бы какую дорогую цену нужно было бы за него заплатить,- такова основная мысль стихотворения.

Шиллер осознал, что на рубеже XVIII-XIX веков прогресс человечества не удовлетворит каждого человека в попытке достичь своего счастья. Эта же мысль развивается в балладах Шиллера.

Жанр баллады возродили Гете и Шиллер, которые вступили в дружеское соревнование в создании баллад. Произошло это в 1797 году, который они назвали потом годом баллад. Это был очень важный момент в жизни Шиллера. Он живу Веймаре с 1795 года, покровительство Саксен-Веймарского герцога Карла Августа давало возможность без мысли о заработке писать стихи, пьесы, заниматься философией и историей. В этот период произошло сближение с Гете, о чем Шиллер мечтал давно.

Баллады Шиллера воспринимаются как отголосок тех давних времен, когда раВНОго рода поверья и предания, живя рядом с реальной жизнью, сливались в причудливые фольклорные образы. В балладах чаще всего говорится не о какой-то конкретный исторический момент, а о древности как таковую. Баллады манят и одновременно пугают своими удивительными жестокими сюжетами, поражают невыясненными тайнами природы.

Так, в балладе «Івикові журавли» поэт проводит мысль о неотвратимости возмездия за совершенное зло. Если нет среди людей свидетелей творимого, то сама природа наказывает, а преступник непременно выдает себя.

Никто не имеет права подвергать жизнь героя тяжкому испытанию, нельзя дважды искушать судьбу - таков очевидный итог баллады «Водолаз», ставшая известной в нас из перевода Жуковского под названием «Кубок». Правителя автор обвиняет в жестокости, а бездна вод изображена в рассказе водолаза странной и вместе с тем загадочной, как бурная стихия клокочет.

В ряде баллад сюжетным стержнем становится экзамен героя - проверка его мужества, решительности, отваги. И когда, как это происходит в «Перчатке», жизнь человека подвергается опасности, шутя, играют, готовы верного рыцаря сделать добычей хищных зверей, то герой имеет право повести себя неучтиво с дамой.

В балладе «Полікратів кольцо» тревожит воображение идея неотвратимости судьбы. Кажется, правителю Самосу, во всем везет но чем больше побед, тем больший ужас вызывают они у его собеседника, который при последней радостной вести торопливо покидает баловня судьбы.

Важное место в поэзии Шиллера занимает его «Песня о колоколе», который является гимном труда человека, прославление его силы, ума и силы ее рук. Язык Шиллера звучит здесь, как у проповедника, поучительно. Он хотел, чтобы все было основано на разумном порядке, чтобы человек безнастанною трудом всегда достигала своего счастья. В этом стихотворении отразился и шіллерівський страх революционных потрясений. Для поэта мир и согласие важнее социальную борьбу. Эту же мысль Шиллер развивает и в своих теоретических работах: «Письма об эстетическом воспитании человека», «О наивную и сентиментальную поэзию» (1795-1796).

На протяжении всего творческого пути драма оставалась любимым жанром Шиллера («Дон Карлос», 1787), все его последующие драматические произведения основаны на историческом материале.

Особенно плодотворным в плане драматургии было последнее десятилетие творческого пути Шиллера. Он создает такие драматические произведения, как трилогия «Валенштейн» (1799), драмы «Мария Стюарт» (1800), «Орлеанская дева» (1801), «Вильгельм Телль» (1804). В этих произведениях художественному анализу подвергаются поворотные этапы в истории европейских народов. Последней - незавершенной - драмой Шиллера стал «Дмитрий» (1805) - из русской истории. Самозванец Дмитрий в Шиллера искренне верит в то, что он сын Ивана IV. ПроиВНОся речь в польском сейме, он пытается толкнуть поляков на поход против России ради восстановления законной власти на московском престоле.

Признание Фридриха Шиллера пришло в России с первой драмой «Разбойники», что в 1793 году была сыграна воспитанниками Благородного пансиона при Московском университете. Шедевры Шиллера вызвали интерес у российских поэтов и писателей. Представители различных литературных направлений интерпретировали произведения немецкого поэта, подчеркивая, что особенно отвечало идеям исторического этапа.

Смерть оборвала творчество поэта-гуманиста в момент, когда его взорам открывались новые горизонты, когда его расплывчатые идеалы приобретали более четкие,очертания и он начинал верить в политическую самостоятельность народа.

«Коварство и любовь» (1784)

Пьеса Шиллера «Коварство и любовь» - это первая немецкая политическая драма. В ней бесправие народа, который угнетала немецкая власть, показаны особенно драматично,

В «Коварстве и любви» сталкиваются два социальных мира: придворно-дворянский, к которому принадлежит и сын президента фон Вальтера, который обязан этой среде своим относительно высоким военным образом и университетским образованием, и мещанство, к которому принадлежит любимая Фердинанда Луиза Миллер, дочь придворного музыканта. Они любят друг друга. Фердинанд по своим мировосприятием близок к темпераментных героев «бури и натиска». Вдохновленный любовью, он мечтает о равенстве и справедливости. Он грезит о том, как поведет Луизу к алтарю, назовет своей перед целым миром. В его глазах она не только равна, но и единственно бажана. их чувства вызывает возмущение отца Фердинанда, который решил женить своего сына на леди Мильфорд, которая была любовницей герцога.

Любовь Луизы и Фердинанда трагически обречена, ибо она подрывает основы установившегося порядка, молодые герои становятся жертвами придворных интриг. В финале драмы Фердинанд, умирая, протягивает руку отцу, который кается. Жест глубоко символический и очень характерный для Шиллера, герои которого никогда не отвергают руки, протянутой ради примирения. Шиллер верил, что страдание очищает человека морально

ОСНОВНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ: «Разбойники», «Ода радости», «Коварство и любовь», «Боги Греции», «Валенштейн», «Мария Стюарт», «Орлеанская дева», «Вильгельм Телль».

ЛИТЕРАТУРА.

1. Ланштейн П. Жизнь Шиллера. - М, 1984;

2. Вильмонт Н. Н. Достоевский и Шиллер: Заметки русского германиста.- М., 1984.