ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

ШИЛЛЕР, Иоганн Кристоф Фридрих

(1917 - 2005)

ШИЛЛЕР, Иоганн Кристоф Фридрих - творчество писателя

ШИЛЛЕР, Иоганн Кристоф Фридрих (Schiller, Joharm Christoph Friedrich - 10.11. 1759, Марбахе - 09.05.1805, Веймар) - немецкий писатель.

Отец - Иоганн Каспар Шиллер - военный фельдшер, мать - Доротея из рода Кодвейс, дочь трактирщика. В 1768 г. будущий поэт начал посещать латинскую школу. Будучи подданным герцога Вюртембергского Карла Евгения, отец был вынужден отдать сына в так называемой Кардової академии, где он без особого пыла изучал сначала юриспруденцию, а затем медицину. Восемь нелегких лет (1773-1780) провел Шиллер в этом питомнике рабов, где царили шпионаж и строгая дисциплина, а за учениками постоянно следили, категорически запрещая им общаться с внешним миром. Только ночью Шиллеру удавалось взять в руки книжку. Юноша много раз перечитывал произведения Плутарха, оды и поэмы Ф.Ґ. Клопштока, лирические стихи и роман «Страдания молодого Вертера» своего старшего современника И.В. Гете. Впоследствии Шиллер увлекся В. Шекспиром. После окончания академии Шиллера был назначен полковым врачом, за свою службу он получал жалкие копейки.

Над первой драмой «Разбойники» («Die Rauber») Шиллер начал работать, еще находясь в академии. В 1781 г. драма была завершена, а 13 января 1782 г. «Разбойники» были впервые показаны на сцене Мангеймського театра. Спектакль имел колоссальный успех среди зрителей. Потом были триумфальные спектакли во многих других городах Германии. Несмотря на то, что постановщики нередко по своему усмотрению или через цензурную произвол калечили текст пьесы, а действие было перенесено из современности в XVI ст., невозможно было уничтожить главное - тираноборчий пафос драмы, благородство помыслов разбойника Карла Моора, который решился в одиночку искоренить зло и несправедливость в родном крае. Шиллер приобщил к своей драмы два эпиграфа, которые определяют ведущий пафос пьесы. Первый: «На тиранов!» - выражал ее тираноборчий содержание. Второй эпиграф из Гиппократа: «Что не вылечат лекарство, вылечит железо; чего не излечивает железо, излечит огонь» - указывал на средства борьбы с тиранией.

Главный герой драмы Карл Моор - студент, увлеченный, как и автор, життєписами выдающихся мужей Греции, заключенных историком Плутархом. Он мечтает превратить Германию в республику. Карл Моор - первый шиллерівський герой-идеалист и энтузиаст, который мечтает об освобождении всего человечества. Зато его родной брат Франц - полная противоположность Карла.

Франц презирает людей, он циник и негодяй, который клеветой опозорил брата, заключил родного отца в тюрьму, посягал на честь Кардової невесты Амалии.

Преданный братом и проклят по его наущению родным отцом, Карл Моор становится предводителем отряда разбойников, чтобы с оружием в руках стоять на страже справедливости. Благородные разбойники во главе с Карлом наказывают преступных богачей и защищают нищих. Однако вскоре разбойники сп'яніють от насилия, жестокость станет их привычкой. Карл Моор убеждается в том, что преступлениями мир исправить невозможно, а следовательно решает сдаться в руки правосудия. Но, поскольку за него обещана щедрая награда, Карл хочет, чтобы его выдал какой-нибудь бедняк, которому крайне нужны деньги. В финале обнаруживается характерная эволюция шиллерівського героя: если невозможно спасти все человечество, надо попытаться помочь хотя бы одному несчастному человеку.

Уже в первой своей драме Шиллер возлагает надежды не на силу, а на нравственное совершенствование общества. Бурная страстность персонажей, патетичность их монологов, которая иногда переходит в грубость, напряженность сюжета сделали «Разбойников» эталонным произведением «Бури и натиска» - ведущего литературного направления в Германии 70-80-х pp. XVIII ст.

Герцог Вюртембергской, узнав о спектакле, приказал упрятать автора «Разбойников» на гауптвахту и запретил ему писать что-либо, за исключением сугубо медицинских трудов. Шиллер решил оставить владения деспота. В ночь на 23 сентября 1782 г., воспользовавшись смятением пышных придворных урочин в честь российского царевича Павла Петровича (будущего императора Павла i), женатого на племяннице герцога Карла Евгения, автор «Разбойников» тайком покинул Вюртемберг. Пять лет продолжались бездомные скитания, нищета и невыносимые упорная борьба за признание среди немецких читателей и театральной публики.

После «Разбойников» Шиллер создал вторую драму, которая основывалась уже на историческом материале, - «Заговор Фієско в Генуе» («Verschworung Fiescos zu Genua», 1782), жанр которой он определил как «республиканская трагедия». Действие драмы происходит в Италии в 1547 г. Заговор возглавляет ловкий политический авантюрист Фієско, который стремится стать таким же тираном, как его предшественник, власть которого заговорщикам удалось свергнуть. Современники довольно критически отнеслись к этой пьесы, а Мангеймський театр отказался ее ставить.

В истории мировой драматургии пьеса «Коварство и любовь» («Kabale und Liebe», 1783) вошла как первая «мещанская трагедия». До Шиллера в трагедиях действовали исключительно монархи и аристократы, «третье состояние» разрешалось изображать только в комедиях. В драме «Коварство и любовь» Ш. доказал, что трагические коллизии возможны, а иногда и неизбежны в жизни простого скромного человека - «мещанина», по тогдашним представлениям.

Луиза Миллер, дочь придворного музыканта, и Фердинанд фон Вальтер, сын первого министра, любят друг друга. Фердинанд по своему мировосприятию близок к темпераментных героев «Бури и натиска». Вдохновленный любовью, он мечтает о равенстве и справедливости. Чувства героев вызывают возмущение у отца Фердинанда, который задумал женить сына с леди Мильфорд, бывшей любовницей герцога. В своей драме Шиллер разоблачает герцогську тиранию, рассказывая о том, как самодержавный правитель продает за границу солдат и мучает своих подданных трудом на серебряных рудниках.

Любовь Луизы и Фердинанда окрашенное трагической обреченностью, потому что оно расшатывает устои устоявшихся общественных обычаев, молодые герои становятся жертвами придворных интриг. В финале драмы Фердинанд перед смертью подает руку отцу, который раскаялся в своей несправедливости. Этот жест имеет глубокое символическое значение и очень характерный для Шиллера, герои которого никогда не отклоняют руки, поданной в знак примирения. Шиллер верил, что страдания морально очищает человека.

Наряду с драматургией, Шиллер много времени отдавал поэзии. В его стихах мысль всегда преобладает над чувствами. Размышляя над различными явлениями жизни, он пользуется аргументами, заимствованными из античной мифологии или ренессансного искусства. Воспевая прекрасную даму, он называет ее Лаурой, демонстрируя таким образом не только приподнятое платонический строй чувств, но и признавая себя сторонником итальянского гуманиста Ф. Петрарки. Оба поэты размышляют над тем, почему любовь является крайне необходимым для человека и человечества. По убеждению Шиллера, которое он унаследовал от античных мыслителей, все частички огромного разрозненного мира воссоединяет сила любви. Любовь дает жизнь, без него мир и природа мертвые. Любовь к Л ауры, которое воспевает поэт, - большое прекрасное чувство, потому что оно - необходимая соединительная частица світотвору. Лирический герой Шиллера поднимается над грешной землей, приобщаясь к совершенству идеала.

В Карловій академии преподавал философию талантливый педагог и ученый Абель, который впоследствии стал искренним другом Шиллера. На будущего поэта лекции Абеля произвели большое впечатление. Профессор доказывал первичную встановленість мировой гармонии. Опираясь на учение выдающегося немецкого философа и ученого Г. Лейбница, он пытался привить своим воспитанникам оптимистическое мировосприятие, любовь к ближнему, направлял их на путь познания окружающей жизни. Лекции Абеля не прошли для Шиллера зря. Наиболее отчетливо влияние его философской концепции оказался в одном из самых знаменитых произведений Шиллера - «Оде к радости» («An die Freude»):

Радость, хорошая искро Божья!

Несказанно любо нам

Войти, царица пригожих,

В твой пресветлый странный храм.

Все, что строго делит мода,

В'яжеш ты одним узлом,

Расцветает братская согласие

Под благим твоим крылом...

(Пер. М. Лукаша)

Этот стих, который получил мировую славу благодаря тому, что Бетховен завершил свою Девятую симфонию грандиозным хором на его текст, был написан Шиллером в 1785 г. в Лейпциге, когда дела молодого драматурга и поэта, казалось, наконец-то пошли на лад. После нескольких неудач в Мангеймському театре, директор которого упорно отказывался ставить новые пьесы Шиллера, после долгого унизительного безденежья поэт нашел в Лейпциге друзей и покровителей, которые помогли ему преодолеть тяготы. Произведения Шиллера были опубликованы, он получил приют в гостеприимной усадьбе своего пылкого поклонника Ґ. Кернера, который тактично покровительствовал Шиллера. Кстати, именно Кернер впервые написал музыку на слова «Оды к радости».

Разумеется, оптимистический настрой оды не объясняется лишь кратковременными жизненным благополучием - в основу стихотворения положен присущ Шиллеру принципиальный оптимизм, вера в человека, убежденность в том, что люди могут и должны взаимно породниться между собой.

В 1890 г. Шиллер женился с Шарлоттой фон Ленґефельд, к которой чувствовал, как сам признавался, «спокойную тихую привязанность» и которая стала ему преданной женой и матерью четырех детей.

Захват Бастилии поколебало устои феодального мира. Исторический прогресс с философской абстракции превратился в конкретную реальность, движение истории ускорился. Философское мышление Шиллера чутко реагировало на закономерности времени. Разочаровавшись в современности, поэт в стихотворении «Боги Греции» («Gottern Griechenlands», 1788) виповідає собственную ностальгию по давно ушедшей античной эпохой. Поэт славит языческих богов, созданных творческой фантазией древних греков. В пантеоне античных обитателей Олимпа его привлекают, прежде всего, богиня любви Афродита (Шиллер называет ее Кіферією) и бог Аполлон - хранитель гармонии. Античный мир представляется поэту средоточием радости, любви и красоты. Природа была одухотворена силой человеческого воображения.

Античные божества помогают Шиллеру выстроить определенную философскую концепцию. Среди богов - благодетелей человечества - раз за разом появляются тени мифических существ, которые олицетворяют губительные силы. Античный мир для поэта - это только сказка древности, ведь прошлое разрушается, чтобы освободить путь для будущего. Однако нить истории не прерывается; человеческий прогресс неизбежен, как бы дорого он не стоил, - это лейтмотив стихотворения.

Шиллер осознал, что на рубеже XVIII-XIX вв. прогресс человечества, к сожалению, не всегда согласуется со стремлением каждого человека достичь своего счастья. Эта мысль плодотворно развивается также в балладах Шиллера. Из длительного забвения жанр баллады возродили Гете и Шиллер, которые начали своеобраВНОе дружеское соревнование в их создании. Это произошло в 1797 г., который они впоследствии единодушно назвали годом баллад. Это был очень знаменательный момент в жизни Шиллера. Он жил в Веймаре с 1795 г., протекция Саксен-Веймарского герцога Карла Августа давала возможность, особо не заморачиваясь бытовыми проблемами, работать в сферах поэзии и драматургии, философии и истории. Именно в этот период Шиллер сблизился с Гете.

Баллады Шиллера воспринимаются как отголосок тех древних времен, когда различные поверья и предания, сочетаясь с реальностью, образовывали капризные фольклорные образы. В балладах в основном речь идет не о какую-то конкретную историческую эпоху, а о древности как таковую. Баллады привлекают внимание и пугают своими удивительными жестокими сюжетами, ошеломляют непостижимыми тайнами природы. Так, в балладе «Івікові журавли» («Die Kraniche des Ibykus») поэт узасаднює мысль о неизбежности расплаты за совершенное преступление. Если среди людей нет свидетелей совершенного, то сама природа обвиняет преступника, который непременно предаст себя. Никто не имеет права подвергать жизнь героя тяжелому испытанию, нельзя дважды искушать судьбу - таков очевидный итог баллады «Водолаз» («Der Taucher»). Автор обвиняет правителя в жестокости, а морская пучина изображена в рассказе водолаза предельно конкретно и вместе с тем загадочно, как бурная и опасная стихия.

В ряде баллад сюжетным стержнем становится испытание героя - проверка его мужества, решительности, отваги. Но если, как в «Перчатке» («Der Handschuh»), жизнью человека в шутку играют, готовы отдать верного рыцаря на растерзание хищников, то он может сделать неґречний поступок - отбросить жестокую даму. В балладе «Перстень Поликрата» («Der Ring des Polykrates») воображение возбуждает идея неизбежности, фатума. Кажется, фортуна прочно срослась со всеми помыслами правителя Самосу, но чем больше становятся Полікратові достижения, тем больше ужасают они его собеседника, который, услышав очередную радостную весть, спешит покинуть дворец счастливца.

Важное место в поэзии Шиллера занимает его «Песня о колоколе» («Das Lied von der Glocke»), где одновременно развиваются две темы. Поэт скрупулеВНО воспроизводит весь литейный процесс изготовления колокола, голос которого сопровождает человека на всех этапах его жизни, и именно это жизнь в самых существенных фрагментах обобщенной биографии. «Песня о колоколе» - это гимн в честь человеческого труда, прославления могущества, разума и силы рук человека. В этом стихотворении чувствуется также шиллерівське опасения революционных потрясений. Для поэта мир и согласие важнее от социальной борьбы.

Эту мысль Шиллер развивает и в своих теоретических трудах: «Письма об эстетическом воспитании человека» («Uber die asthetische Erziehung des Men-schen, in einer Reihe von Briefen»), «О наивную и сентиментальную поэзию» («Uber naive und sentimentalische Dichtung», 1795-1796) и др.

На протяжении всего творческого пути драма оставалась любимым жанром Шиллера. Однако, начиная с «Дона Карлоса» («Don Carlos», 1787), характер его драматургии меняется. В дальнейшем Ш. писал п'ятистопним ямбом. Это объясняется тем, что за основу всех его последующих драматических произведений служил исторический материал, а это требовало усиления условности. Хотя в каждой драме подается точная датировка событий, однако история воспроизводится Шиллером довольно условно, а исторические персонажи трактуются достаточно вольно.

Действие драмы «Дон Карлос» происходит при дворе испанского короля Филиппа II. Мрачный суровый монарх узнает о подготовке восстания в Нидерландах, которые в XVI в. находились под властью испанской короны. Король намерен послать туда кровавого герцога Альбу, чтобы тот подавил мятеж мятежников. Этому пытается помешать маркиз Поза, который уговаривает короля послать в Нидерланды наследника престола дона Карлоса, воспитанного Позой в гуманистических традициях. Дон Карлос, которого в Нидерландах любят за благостную нрав и благородство, сумеет предотвратить кровавым распрям. Маркиз Поза выступает в драме носителем идей самого Шиллера, который не признает бунта и надеется на достижение согласия. Драматург верит в силу убедительного слова. Однако маркиз Поза и дон Карлос терпят поражение, побеждают монархия и инквизиция. Шиллер справедливо считал, что еще не настало время, когда колесо всемирной истории будет вращаться благодаря усилиям обладателей, которые заботятся о благосостоянии подданных.

Особенно плодотворным в смысле драматургии было последнее десятилетие творческого пути Шиллера. Он создал такие драматические произведения, как трилогия «Валленштайн» («Wallenstein», 1799), драмы «Мария Стюарт» («Maria Stuart», 1800), «Орлеанская дева» («Die Jungfrau von Orleans», 1801), «Вильгельм Телль» («Wilhelm Tell», 1804). В этих произведениях предметом художественного анализа стали пограничные этапы в истории европейских народов. Так, командующий имперского войска во время Тридцатилетней войны (XVII в.) герцог Валленштайн стремится прекратить братоубийственную резню и объединить раздробленную Германию. Простая крестьянская девушка Жанна д'арк, скоряючись голоса Всевышнего, возглавила французское войско, которое под ее руководством побеждает англичан. Швейцарский стрелок Вильгельм Телль, не стерпев издевательств австрийского посадника, убивает его, и это служит сигналом к восстанию, которое освободило жителей кантона от иностранного угнетения. В драмах Шиллера главными героями выступают исторические деятели, в образах которых сконцентрировался общественный прогресс. Впрочем, своих персонажей Шиллер трактует не только с точки зрения их исторической роли, но и, прежде всего, как носителей высокой нравственности. На этом построен конфликт двух королев в драме «Мария Стюарт». Политика английской королевы Елизаветы способствует утверждению буржуазных отношений в феодальном обществе. Но Елизавета лицемерная, лицемерная, коварная, а следовательно симпатии читателей находятся на стороне Марии Стюарт, которой не суждено было сыграть существенной роли в политике, хотя по своей сути она свободолюбивая, искренняя и честная. К тому же, заключенная Елизаветой Мария - жертва интриг, а Шиллер в своих драмах всегда сочувствует несправедливо обиженным. Осуждение насилия над личностью для автора важнее, чем точность воспроизведения исторического колорита.

Последней - незавершенной - драмой Шиллера стал «Дмитрий» («Demetrius», 1805), сюжет которой основывался на событиях российской истории. Самозванец Дмитрий у Шиллера искренне верит в то, что он сын Ивана IV. ПроиВНОся речь в польском сейме, он пытается привлечь поляков к походу в Россию для восстановления законной власти на московском троне. Ложные убеждения Дмитрия приводят к трагическим последствиям.

За три года до смерти император Карл Август предоставил Шиллеру дворянство, а незадолго до этого знаменитый поэт стал профессором истории в Єнському университете. Однако больному чахоткой Шиллеру оставалось жить считанные годы. Он умер 9 мая 1805 г.

Знакомство украинских читателей и зрителей с творчеством Шиллера началось в XIX в. Первые переводы были осуществлены Остапом Левицким, Ю. Федьковичем, Бы. Гринченко и П. Кулешом. Произведения Шиллера впоследствии переводили Елена Пчилка, Д. Загул, Борис Тен, И. Стешенко, Есть. Дробязко, М. Лукаш, М. Овручская, М. Славятинський, О. Непорожний, М. Зісман, Ю. Назаренко и др.



В. Пронин