|
УИЛЬЯМ ШЕКСПИР
(1564-1616)
УИЛЬЯМ ШЕКСПИР
Творчество Шекспира, которого выдающийся русский критик В. Белинский назвал «яркой зарею и торжественным рассветом эры нового, истинного искусства», является наивысшим достижением европейской литературы эпохи Возрождения. Если мощная фигура Данте обозначает собой начало Ренессанса, то титаническая фигура Шекспира венчает его конец и венчающий его в истории мировой культуры. Наследие его приобрела мировое значение, повлияла на творчество многочисленных художников мирового значения и сохраняет свою актуальность до нашего времени. Лучшие театры мира неизменно включают в свой репертуар его пьесы, а роль Гамлета мечтает сыграть разве что не каждый актер.
Не смотря на мировой резонанс драматургии и поэзии Шекспира, о него самого известного не так уж и много. Хрестоматийные данные такие. Родился Шекспир 23 апреля 1564 г. в Стрэтфорде-на-Эйвоне в семье ремесленника и торговца. Учился в местной грамматической школе, где изучали родной язык, а также греческую и латинскую за единственным учебником - Библией. По одним данным школу не закончил, потому что отец через финансовые осложнения забрал Уильяма к себе помощником. По другим же, после окончания школы был даже помощником школьного учителя.
В восемнадцатилетнем возрасте женился на Энн Хэтауэй, которая была на восемь лет старше него. Через три года после женитьбы покинул Стратфорд. Первые его печатные произведения появляются только в 1594 году. Биографы предполагают, что за этот период он некоторое время был актером странствующей труппы, 3 1590 г. работал в различных театрах Лондона, а с 1594 вступил в лучшую лондонскую труппу Джеймса Бербеджа. С момента постройки Бер-беджем театра «Глобус», то есть с 1599 г. и до 1621 г. жизнь его связана с этим театром, пайщиком, актером и драматургом которого он является. Семья его все это время оставалась в Стрэтфорде, куда он возвращается, прекратив театральную и творческую деятельность, идет умирает 23 апреля (днем своего рождения) 1612 года в п'ятидесятидвохрічному возрасте.
Его драматургическая и поэтическое наследие, согласно «шекспировского канона» (первого полного издания произведений Шекспира, осуществленного в 1623 г.) состоит из 37 драм, 154 сонетов и двух поэм - «Венера и Адоні» и «Обесславленная Лукреция». Все драматические произведения Шекспира написаны белым стихом с использованием прозы. Сочетание стихов и прозы является характерной чертой шекспировской драматургии, обусловленной как художественным материалом, так и эстетическими задачами.
Творчества непревзойденного драматурга и блестящего мастера сонета посвящены тысячи книг. Интересно, что на долю лишь одной, до настоящего времени нерешенной проблемы шекспірознавства, приходится более 4500 работ. И проблема эта, как ни странно, касается именно авторства шекспировских произведений: кто же их автор - сам Вильм Шекспир или кто-то другой. На сегодня насчитывается 58 претендентов, среди которых фигурируют такие имена, как философ Фрэнсис Бэкон, лорды Саутгемптон, Рэтленд, граф Дерби и даже королева Елизавета.
Основные анти шекспировские аргументы обусловлены следующими фактами. Настоящая фамилия Вильяма, которое значится в книге церковных записей о рождении и которое сохранилось на пяти деловых бумагах в виде корявых подписей, Шакспер, что принципиально отличается от Шекспир. Шекспир - имя смысловое и переводится как «тот, кто потрясает копьем». Появилось оно уже в лондонский период жизни Уильяма, когда он с помощью каких-то знатных покровителей получил семейный герб, на котором был изображен всадник с поднятым копьем в руке. Показательно, что большинство изданных в то время шекспировских произведений подписаны именем William Shakespeare, что подчеркивает его смысловое значение и больше напоминает псевдоним, личные имена так не писались. Вызывает удивление, что не сохранилось ни одной строки, написанной рукой Шекспира.
Более серьезные сомнения относительно шекспировского авторства вызывает то, что Уильям нигде не учился, кроме грамматической школы, и нигде не бывал за пределами Англии. В то же время шекспировские произведения поражают непревзойденного художественным мастерством, масштабностью мышления и философской художественной глубиной проникновения в самые важные проблемы бытия. Они свидетельствуют не только о гениальности их автора, но и о энциклопедизм его знаний, которым не обладал ни один из его современников. Словарь Шекспира насчитывает свыше 20 тысяч слов, в то время как у Френсиса Бэкона лишь 8 тысяч, у Виктора Гюго - 9 тысяч.
Свидетельствуют они и о том, что он знал французский, итальянский, греческий, латинский языки, был хорошо знаком с античной мифологией, произведениями Гомера, Овидия, Плавта, Сенеки, Монтеня, Рабле и многих других. К тому же Шекспир свободно чувствовал себя в английской истории, юриспруденции, риторике, медицине, тонкостях придворного этикета, в жизни и привычках знатных лиц. Подавляющее большинство этих знаний в те времена могла быть получена только в университетах, в которых, как известно, Шекспир никогда не учился.
Последняя версия авторства шекспировских произведений появилась в 2004 г. Она наиболее аргументированная и доказательная и принадлежит ученому секретарю Шекспировской комиссии при Академии наук России Ильи Плілову, который изложил ее в книге «Игра об Уильяме Шекспире, или Тайна Великого Феникса».
Опираясь на многочисленные материалы и новые находки, он доказывает, что за именем Шекспира скрывается блестящий молодой аристократ граф Рэтленд, близкий друг лорда Саутгемптона. Этих двух аристократов связывало не только социальное происхождение, но и возраст (Рэтленд был моложе всего на три года), и пылкая любовь к театру (при их финансовом участии был построен театр «Глобус», где состоялись премьеры всех шекспировских пьес).
Рэтленд, был всесторонне осведомленным человеком: он учился в Падуанском университете; в списках которого за 1596 год вместе с его именем значатся имена Розенкранца и Гільденстерна, выведенных позже в трагедии «Гамлет»; учился в Кембриджском и Оксфордском университетах; выполнял королевские поручения при коронованных особах (в частности, возглавлял официальную миссию в Датское королевство в июне 1603 г.). По И. Пліловим, Рэтленд использовал ловкого актера Шекспира, чтобы передавать свои пьесы в театр. С его смертью в 1612 г. завершается и творческая деятельность Шекспира, который в этом же году покидает Лондон и больше ничего не пишет.
Но кто бы не стоял за этим всемирно известным именем, неоспоримым является тот факт, что шекспировские произведения в своей совокупности с необычайной силой выразительности отбили всю гамму ренессансных размышлений и чувств - от безоговорочного восхваления человека, способного подняться силой своего духа и разума на уровень богоподобного создания, до глубоких разочарований и сомнений в божественности его природы. В связи с этим творческий путь Шекспира традиционно разделяют на три периода.
К первому периоду (1590-1600) относят драмы-хроники (9), комедии (10), трагедии (3), обе поэмы - «Венера и Адонис» (1592), «Опорочена Лукреция» (1593) и сонеты (1953-1598).
Хроники, из которых Шекспир начал свое творчество, были популярным жанром у его предшественников и современников, потому что они отвечали на обостренный интерес публики к своей истории и политических проблем современности в период напряженной борьбы Англии с Испанией. Одна за одной появляются драмы-хроники, особенность которых является умение драматурга масштабно рисовать эпоху живыми и яркими красками, сочетая социальный фон с судьбой конкретных персонажей: «Генрих VI, часть 2» (1590), «Генрих VI, часть 3» (1591), «Генрих VI, часть 1» (1593), «Ричард III» (1594), «Ричард II» (1595), «Король Джон» (1596), «Генрих IV, часть 2» (1597), «Генрих IV часть 2» (1598) и «Генрих V» (1598).
Параллельно с хрониками Шекспир пишет целый ряд комедий: «Комедия ошибок» (1592), «Укрощение строптивой» (1593), «Двух веронцев» (1594), «Тщетные усилия любви» (1594), «Сон в летнюю ночь» (1595), «Венецианский купец» (1596), «Много шума из ничего» (1599), «Виндзорские затейницы» (1598), «Как вам это нравится» (1599) и «Двенадцатая ночь» (1600), а также три трагедии: «Тит Андроник» (1593), «Ромео и Джульетта» (1594) и «Юлий Цезарь» (1598).
Общий характер произведений этого периода можно определить как оптимистичный, окрашенный радостным восприятием жизни во всем его раВНОобразии, верой в торжество разумного и доброго. Гуманистическим пафосом отмечены также поэмы и сонеты, которые открывают реалистичностью своей поэтики новый этап в развитии поэзии Ренессанса. Сонеты Шекспира образуют сюжетный цикл, построенный на развитии отношений между поэтом, другом и «смуглой леди». В сонетах предстает сложный и богатый мир ренессансной человека с ее всеобъемлющим взглядом на мир, активным отношением к жизни, богатством душевных чувств и переживаний.
Второй период творчества Шекспира (1601 - 1608 гг.) отмечен углублением поэта в анализ трагических противоречий человека, которые со всей силой проявились под конец Ренессанса. Даже три комедии, написанные в это время, («Троил и Крессіда» (1602); «Конец венчает дело» (1603); «Мера измерения» (1603) несут на себе печать трагического мировосприятия. Драматургический гений Шекспира наиболее полно проявился именно в трагедиях этого периода: «Гамлет» (1601), «Отелло» (1604), «Король Лир» (1605), «Мак бет» П606), «Антоний и Клеопатра» (1607), «Кориолан» (1607), «Тимон Афинский» (1608).
Квинтэссенцией трагического мироощущения этих произведений может служить сонет № 66, написанный значительно раньше:
Я зову смерть - смотреть надоело
На миру и унижения достоинств,
На беззаботное и вельможне быдло,
На правоту, что ей зажали рот,
В честь фальшивую, на девичью красоту
Поганьблену, на измену в великолепии,
На правду, что підлоті на благоволить
В грязь вращает чувства святые,
И на искусство под пятой власти,
И на талант под наблюдением шпика,
И на порядочность, что безбожно ворует,
И на добро, зла за служана!
Я от всего этого умер бы сейчас,
И как тебя оставить в одиночестве?!
(Перевод Д. Павлычко).
И, наконец, третий, романтический период, который охватывает 1609 - 1612 годы. В это время он создает четыре трагикомедии, или романтические драмы: «Перикл» (1609), «Цимбелин» (1610), «Зимняя сказка» (1611), «Буря» (1612) и историческую драму «Генрих VIII». В трагикомедия царит атмосфера сказочно-фантастического, в них добро и справедливость всегда побеждают силы зла. Так «царь драматических поэтов» (В. Белинский) до последнего своего произведения остается верен светлым идеалам гуманистического искусства Ренессанса.
Среди знаменитых трагедий Шекспира наибольшей популярностью на протяжении веков пользуются «Ромео и Джульетта» и «Гамлет».
Трагедия «Ромео и Джульетта» была написана в середине 90-х годов, в первый, так называемый, оптимистичный период его творчества, наиболее пропитан ренессансным пафосом веры в человека и его безграничные возможности. В центре трагедии, как и в написанных в это время комедиях, история светлого, романтически возвышенного и самозабвенной любви двух юных героев, которая разворачивается на фоне давней кровавой вражды между их семьями - Монтекки и Капулетти.
Любви, которое возникает МИНИ Ромео, представителем дома Монтекки, и Джульеттой, представительницей дома Капулетти, изображен Шекспиром как прекрасная, добрая и позитивная сила, которая способна сломать анти человечную вражду старого мира. Любовь пробуждает в Ромео и Джульетта высокие чувства, оно духовно обогащает их и наполняет трепетным ощущением красоты жизни. Шекспир создает один из величайших гимнов любви.
Главная прелесть ее - писал о трагедии Иван Франко,- тот чар молодости и свежести, то поэтическое сияние, которым обласканы все фигуры, и простота и сила чувств, которая предоставляет той индивидуальной и припадковими явлениями обставленной любовной истории высшую силу и «правдивость тысяч любовных историй».
ОСНОВНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ:
«Гамлет», «Комедия ошибок», «Укрощение непокорної», «Сон в летнюю ночь», «Много шума из ничего», «Двенадцатая ночь», «Ромео и Джульетта».
ЛИТЕРАТУРА:
1. Аникст А.А. Творчество Шекспира.- М.- Л.: Худож. литература, I960.;
2. Гилилов И. Игра об Уильяме Шекспире, или Тайна Великого Феникса.- М., 2004.;
3. Козимцев Г. Наш современник Шекспир.- 2-е изд.- М., 1966.;
4. Смирнов А.А. Шекспир.- Л.- М.: Искусство, 1963.;
5. Урнов М.В., Урнов Д.М. Шекспир. Движение во времени.- М.: Наука, 1968.
|
|
|