ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

ШАТОБРИАН, Франсуа Ренеде

(1768 - 1848)

ШАТОБРИАН, Франсуа Ренеде - творчество писателя

ШАТОБРИАН, Франсуа Ренеде (Chateaubriand, Francois Rene de - 04.09.1768, Сен-Мало - 04.07.1848, Париж) - французский писатель.

Родился в аристократической семье, получил образование в привилегированном колледже Судьба, лицеи Генная и др. В литературу вошел 1790 г., написав идиллию «Сельское любви» («VAmour de la campagne»). В разгар революции, в 1791 г., подался в Америку, но вскоре, узнав о заключении короля Людовика XVI, вернулся во Францию, вступил в роялістське войско, а после его разгрома в 1793 г., эмигрировал в Англию, где и жил до 1800 г.

Политические взгляды Шатобриана имели аристократический характер. С оружием в руках сражаясь против революции, он находился в оппозиции и к наполеоновского режима, а в эпоху Реставрации занимал высокие государственные должности, был послом в Англии. Получив портфель министра иностранных дел (1822-1824), выступил одним из инициаторов подавления восстания в Испании. В области философии Шатобриан придерживался идеалистических взглядов, отвергал материализм XVIII в., а в 1798 г. обратился в католическую веру.

Находясь в Англии, Шатобриан написал трактат «Историческое, политическое и моральное эссе о революции давние и новые их отношения к Французской революции» («Essai historique, politique et moral sur les revolutions anciennes et modernes dans leur rapports avec la Revolution francaise», 1797), который во Франции считается первым произведением французского романтизма. В непринужденной форме писатель изложил основано на субъективном відчуванні представление о революции как кару Божью за распущенность абсолютизма. Он осуждает энциклопедистов, которые подготовили революцию идеологически, и критически отзывается даже о Же. Ж. Руссо, к которому Шатобриан относился чрезвычайно уважительно. Главное произведение Шатобриана - п'ятитомний трактат «Гений христианства» («Le Genie du Christianisme ou Beautes de la religion chretienne», 1802). Эта обстоятельная книга была направлена как против материализма просветителей, так и против класицистського культа античности. Истинность христианства писатель усматривал в его поэтичности в том, что оно раскрыло новый мир человеческих чувств. «...Настало время показать, что, не стремясь унизить мнению, христианство удивительным образом отвечает стремлениям души и может очаровывать ум таким же божественным способом, как все боги Вергилия и Гомера», - писал Шатобриан в предисловии. Он уверял, что католицизм - самая поэтическая религия, именно поэтому она является истинной. Эта мысль требовала доказательств, которые также были бы поэтическими. Поэтому писатель закомпонував в текст трактата две повести - «Атолла» («Atala, ou les Amours de deux sauvages dans le desert», 1801) и «Рене» («Rene», 1802). Вторая повесть получила особенно громкую славу. Шатобриан впервые воссоздал в литературе тип «лишнего человека».

Рене рассказывает историю своей жизни. Он рано осиротел. Его охватила невыносимая тоска. Не решившись направиться в монастырь, Рене скитается по свету. Он видит руины древних сооружений Греции и Рима и проникается мыслью о том, что все великое обречено на смерть. Рене - первый в европейской литературе герой, которого охватывает «мировая скорбь», его негация распространяется на все, что существует. И тогда Рене решает наложить на себя руки. Героя спасает сестра, которая догадалась о намерениях Рене, прочитав его письмо. Амели дарит Рене краткий миг счастья. Красота природы, доброта сестры излечивают Рене от «болезни эпохи». Но неожиданно Амели исчезает. Вскоре Рене узнает, что она стала монахиней, чтобы избавиться от преступной любви, которое она испытывает к брату. Рене остается совсем одиноким. Он не находит своего места в обществе, покидает Европу и поселяется среди индейцев Северной Америки. Но ни приближения к естественному образу жизни, ни красота природы не могут преодолеть его пессимизма. В финале повести сообщается о гибели Рене. Этот герой так и не нашел своего счастья, душевного покоя.

В общей системе «Гения христианства « повесть «Рене» должна была изобразить новые чувства человека, которые возникают в душе под влиянием христианства, и таким образом доказать, что оно обогатило внутренний мир человека, и силу церкви, которая способна спасти даже самых страшных преступников. Но Рене, лирический герой повести, не принимает религиоВНОго утешения. Шатобриан открывает «частную» человека, что отличается от класицистської «человека-гражданина». А «частная» человек не принимает общественного уклада, традиционной морали (монашеский постриг был бы для Рене капитуляцией перед требованиями общественной морали).

В 1809 г. Шатобриан выдал эпическую поэму в прозе «Мученики» («Les Martyrs») по истории раннего христианства. Среди героев этого произведения - «отцы церкви» Иероним и Августин. Хотя выбор жанра, особенности композиции указывают на близость писателя к классицизму, однако Шатобриан продемонстрировал новаторство романтика в способе освещения истории. Это первый во французской литературе произведение, в котором проявился романтический историзм, эта эпическая поэма находится у истоков романтического исторического романа. Предисловие к «Мучеников «воспринималась как изложение новаторской концепции историзма. Шатобриан ищет не яркий эпизод, который может послужить уроком современности, а выбирает переломную эпоху, в которой оказывается динамика борьбы социальных сил, идеологий; он стремится не только к точности изображения другого быта и других обычаев, но и к психологической правдивости.

Среди других произведений Шатобриана - новелла «История последнего из Абенсераджів» («Les Aventures du dernier Abencerage», 1810; опубл. 1826), прозаическая эпопея «Натчези» («Les Natchez», 1826), в которой вновь появляется образ Рене, перевод «Потерянного рая» Дж. Мильтона с приложением «Эссе об английской литературе» («Essai sur la litterature anglaise», 1836), в котором Шатобриан охарактеризовал творчество В. Шекспира, Дж. Мильтона, Дж. Г. Байрона и других выдающихся английских писателей, автобиографические «Замогильні заметки» («Les Memoires d'outretombe», опубл. по распоряжению автора уже после его смерти в 1849 - 1850 гг.).

Шатобриан оказал решающее влияние на формирование французского романтизма, его высоко ценили А. М. Л. де Ламартин и А. де Вїньї, Жорж Санд и А. де Мюссе.



В. Луков