|
СЭЙ СЕНАГОН
(II пол. X - I пол. XI)
СЭЙ СЕНАГОН - творчество писателя
СЭЙ СЕНАГОН (II пол. X - I пол. XI) - японская писательница.
Годы жизни Сэй Сенагон - автора одного из величайших произведений японской литературы «Записки у изголовья» («Макурано соси», нач. XI ст.) приходятся на эпоху Хейян (794-1192), эпоху «Мира и покоя». Так была названа новая столица, настоящее Киото. Название столицы соответствовала духу эпохи. Благодаря мудрой культурной политике на заре японской истории появился уникальный культурный феномен Хейяна. Культура сконцентрировалась в одном месте при дворе императора во главе с давним влиятельным родом Фудзивара, и от этой предельной концентрации - ее сила, которой потом хватило на много веков. Литература, созданная в эту эпоху, составила классический период в истории японской культуры.
Несмотря на то, что в эпоху Хейян значение китайских культурных традиций было исключительно большим, сказывалось прекращения живого общения с Китаем. В XI в. была создана первая полноценная письменная система на основе азбуки кана, что подтолкнуло дальнейшее развитие японской художественной литературы, в создании которой в эпоху Хейян исключительную роль сыграли авторы-женщины, хорошо знакомые с китайской поэтической культурой, но слабее связаны конфуційським литературным каноном. Судя из «Записок...», мужчины отдавали предпочтение китайскому стилю, и стихи писали на китайском языке. Судьбой женщин были японские песни - вака, повести - моноготарі, дневники - дзуйхіцу. Они воспользовались этим везением и создали литературу «женского стиля», которая в мировой литературе не имеет аналогов.
Сэй Сенагон, как и ее не менее знаменитая предшественница Мурасаки Сикибу, была придворной дамой імператорки (Сэй Сенагон - «камеристка Сэй»). Имя Сэй Сенагон не стало бы национальной гордостью японцев, если бы она в своем произведении не воплотила японскую душу и если бы не отразила дух этой уникальной эпохи.
Внимание Сэй Сенагон в «Записках...» привлекают обычные, казалось бы, вещи и явления, однако она всегда видит в них новое, неожиданное, словно впервые открывая для себя мир. Сами названия данов (главок) подтверждают это открытие нового: «То, что огорчает», «То, с чего підсмішкуються», «То, что докучает», «То, что дорого как воспоминание» и др. Ни одна мелочь не выпадает из утонченного восприятия Сэй Сенагон: вот «кто-то открыл дверь и вошел, а закрыть за собой даже не подумал. Которое приставания!» - восклицает она.
Сэй Сенагон умеет наслаждаться простыми вещами и проявляет одновременно трезвую, насмешливую наблюдательность, рассуждая о характеры и склонности окружающих, видит в отношениях между ними то, что скрыто от неглубокого взгляда, умеет обобщить свои впечатления, сделать из них правильные и остроумные выводы.
«Записки... «Сэй Сенагон имеют безупречную утонченность формы, однако для них характерна решительный отказ писательницы от привычного для хейянців стремление искать в каждой вещи ее - пусть унылый - «чар». Недаром она сама говорит в конце произведения, что «хвалит то, что ругают все остальные, и ганить то, что другие хвалят». И тогда как роман о Гэндзи современники превоВНОсили, «Записки...» подвергались осуждению как произведение, которое не только не воспитывает поэтических чувств, а, наоборот, приучает видеть обратную сторону вещей, который насаждает иронию и скептицизм.
У Сэй Сенагон отсутствует стремление изобразить жизнь своего круга в многообразии его связей. Здесь личность становится тем кристаллом, через который преломляются все окружающее, мерилом вещей и обычаев. Как и любое эссе, ее «Записки... « мало рассказывают про сами действия людей, основное место отведено восприятию жизни. Отсюда - отказ от крупной формы, от единого сюжета, связанного с течением человеческих судеб, классификация явлений по впечатлениям автора, эмоциональная насыщенность произведения. Этим обусловлена и утонченность восприятия, что фиксирует все, вплоть до таких деталей, как неприятное ощущение от волоса кисти, что попала в тушь для письма.
Необычной была и сама форма «Записок...», и только значительно позже стало понятно, что Сэй Сенагон была создателем нового жанра в японской литературе - эссе, близкого к издавна существующего в китайской литературе жанра «суйбі» - «по следам кисти». Так же были названы (по-японски - «дзуйхіцу»), однако лишь примерно в XVII ст., похожие произведения и в японской литературе, и прежде всего «Записки...» Сэй Сенагон.
Есть. Мелетинський
|
|
|