ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

СЕНТ-ЭКЗЮПЕРИ, Антуан Мари Роже де

(1900 - 1944)

СЕНТ-ЭКЗЮПЕРИ, Антуан Мари Роже де - творчество писателя

СЕНТ-ЭКЗЮПЕРИ, Антуан Мари Роже де (Saint-Exupery, Antoine de - 29.06.1900, Лион - 31.07. 1944, Средиземноморское побережье Франции) - французский писатель.

Родился в семье графа Жака де Сент-Экзюпери, генеалогические корни которого достигало ХІІ-ХІІІ вв. - именно тогда знаменитый благородный род де Сент-Экзюпери впервые упоминалось в исторических хрониках, а фамилия Сент-Экзюпери имел один из рыцарей Грааля. Иметь Сент-Экзюпери, Мари де Фонсомб (талантливая художница и импровизатором), также происходила из древнего провансальского дворянского рода. Однако аристократическое происхождение никак не соответствовало фактическому социальному статусу семьи Сент-Экзюпери: его отец работал инспектором в страховой компании.

Начальное образование Сент-Экзюпери получил (1909-1914) в колежах Нотр-Дам де Сент Круа в г. Ле-Манс и Монгре в Вільфані-сюр-Сон. В этих заведениях начали формироваться и литературные способности Сент-Экзюпери. Будущий писатель продолжил обучение в Швейцарии, в колледже Фрибура. Здесь он много читал французских авторов: Е. Золя, Г. Флобера, Г. де Мопассана, А. Франса, а среди иностранных литераторов предпочитал немецким. В круг его интересов принадлежали труды философов, политиков, мемуаристов, научные статьи, Библия.

Получив звание бакалавра, Сент-Экзюпери в 1919 г. поступил на отделение архитектуры Академии художеств в Париже, но в 1921 г. его захватила романтика полетов. Он покинул изучения архитектуры и пошел добровольцем в истребительной авиации. В 1923 г. Сент-Экзюпери сдал экзамен на гражданского, а впоследствии - военного летчика. Затем попал в свою первую серьезную воздушную аварию, а после выздоровления демобилизовался. Однако в душе Сент-Экзюпери крепло убеждение в том, что его призванием является авиация. Упорно стремясь к своей цели, в 1927 г. он стал пилотом почтовой линии, на протяжении нескольких лет работал летчиком, а также на различных административных должностях.

Писательская биография Сент-Экзюпери началась с рассказа «Пилот» («L'aviateur»), опубликованного в 1926 г. в журнале «Серебряный корабль».

В 1929 г. в одном из крупнейших парижских издательств увидел свет первый роман Сент-Экзюпери - «Почта на Юг» («Courrier Sud»). В нем, отдавая должное традиции лирического романа, рассказывая о трагической любви между Бернісом, который стремится найти смысл жизни, и подругой его детских лет Женевьевой, которая пытается соединить с ним свою судьбу, писатель делает попытку ответить на вопрос: возможна ли любовь в этом мире? В страстной тоске героя Сент-Экзюпери за любовью, в нестабильности, призрачности его исканий смысла своего существования прослеживаются параллели с настроениями героев ранних романов Ф. Мориака. Впрочем, в этом произведении Сент-Экзюпери впервые звучит и такая дорогая для писателя мысль о драгоценных связи, объединяющие человека с другими людьми, с окружающим миром. В романе «Почта на Юг» появляется новая для тогдашней литературы тема летчика, гармонично переплелась с рассказом о пережитом самим автором. Сент-Экзюпери также тяготеет к обобщениям универсального характера. Но первому роману Сент-Экзюпери, несмотря на его лиризм, все же не хватает той убедительности, строгой и в то же время задушевной интонации, которая будет ведущей и будет оформлять лирико-философские размышления в последующих произведениях писателя. Одним из таких произведений станет роман «Ночной полет» («Vol de nuit»), завершен 1930 г. в Буэнос-Айресе и опубл. 1931 г. издательством «Галли-мара». Того же году книга получила литературную премию «Фемина». В 1932 г. американская фирма «Юнайтед артист» снял по этому роману фильм, а в 1939 г. итальянский композитор Л. Даллапіккола написал оперу «Ночной полет». Содержание этого небольшого произведения Сент-Экзюпери тесно связан и с личным опытом писателя в области испытания новых самолетов, и с конкретным моментом в развитии авиации - проблемой налаживания ночных полетов, приемлемости связанного с ними риска.

Ведущей темой «Ночного полета « стала тема воспитания героической сознания. Ривьер - директор авиакомпании, один из главных героев романа, готов пренебречь своими чисто человеческими симпатиями и предпочтениями, крайне суровый (а иногда - почти жестокий) в попытке сделать авиалинию рентабельней. Размышления о самоценности человеческой жизни не дают Сент-Экзюпери оснований для однозначных выводов, однако в «Ночном полете «писатель подробно обосновывает свое убеждение в том, что каждый специальность является ценным и прекрасным именно благодаря чувству ответственности за других людей. Это мнение в определенной степени определять дальнейшее развитие творчества Сент-Экзюпери. В романе «Ночной полет», как и в «Почте на Юг», важную роль играет сюжет. В дальнейшем же Сент-Экзюпери почти откажется от сюжета. Отдельные сюжетные фрагменты, завершены вставные новеллы войдут в его прозу как компоненты сложного литературного организма.

В 1931 г. Сент-Экзюпери женился на 25-летней вдовой аргентинского журналиста Консуэлой Сунсин, с которой познакомился в конце 1930 г. в Южной Америке. Этот оригинальный брак (супружество не придавало никакого значения физической верности) оказался на удивление прочным. Несмотря на это, в жизни Сент-Экзюпери, как впоследствии выяснилось, значительное место занимала еще одна женщина, которую биографы называют Подругой, Незнакомкой или просто Н. Этот роман начался в 1934 г. и продолжался до смерти писателя.

Широкая общественность узнала об этом лишь из воспоминаний самой Н., выданных под псевдонимом Пьер Шевріє. Впоследствии Сент-Экзюпери выбрал Н. своей духовной наследницей, что повлекло за собой ряд осложнений через притязания на право распоряжаться рукописями со стороны жены. В результате, по решению друзей Сент-Экзюпери, литературный архив передали Н., которая приложила немало сил для его издания. В 1933-1935 гг. писатель часто бывал в командировках, выполняя поручение компании «Эр-Франс», выступал с лекциями, посетил СССР (как военный корреспондент газеты «Пари-Суар»). В 1936-1937 гг. он побывал на фронтах гражданской войны в Испании, написал несколько статей, в которых прозвучала неподдельная тревога за судьбу Европы, что оказалась в плену зловещей призрака фашизма.

В 1939 г. увидела свет «Планета людей» («Terre des homines»). Того самого года Французская академия присудила книге Большую премию романа. «Планета людей» - первое произведение Сент-Экзюпери, в котором его оригинальная творческая манера получила полного воплощения. В книге совсем нет традиционной сюжетности. «Планету людей» составляет ряд очерков-воспоминаний, на первый взгляд, не связанных между собой ни внешним, ни внутренним единством. Но единственное сердечника в этом произведении все-таки существует. Это - личность автора.

Проза Сент-Экзюпери лирическая. Она близка к романтических традиций французской литературы. У истоков творчества Сент-Экзюпери стоят такие выдающиеся художники, как В. Гюго, Ф.Р. де Шатобриан, Жорж Санд. Сент-Экзюпери довольно часто применяет поэтический образ в его параболическому значении. Образ, который создает писатель, является одновременно метафорой и символом. В «Планете людей», рассказывая о своих друзьях-летчиках, которые погибли в небе, он пишет: «Когда сажаешь дуб, бесполеВНО надеяться, что скоро найдешь тень под его ветвями. Так уж повелось в жизни. Сначала мы становимся богаче, ведь много лет сажали деревья, но потом настают годы, когда время разрушает то, что мы сделали, и уничтожает лес. Один за одним уходят товарищи, и мы остаемся без теплого тени их дружбы. И в нашей скорби звучит тихий сум - мы сокрушаемся, что стареем». В «Планете людей» речь идет не только об авиаторов и их опасную профессию. В этом романе внимание Сент-Экзюпери впервые приковано к теме борьбы моральных устоев в душе человека: «Чего нам ненавидеть друг друга? Мы все заодно, нас несет и сама планета, мы - экипаж одного корабля. Хорошо, когда разные цивилизации спорят во имя чего-то нового, лучшего, и страшно, когда они пожирают друг друга».

Летом 1940 p., когда на Францию напала фашистская Германия, военный летчик Сент-Экзюпери, сломав сопротивление врачей, вступил в непосредственную борьбу с нацистами; в составе авиа-группы 2/33 он разведывал расположение вражеского войска. В 1940 p., после захвата немцами Парижа, Сент-Экзюпери демобилизовался и отправился в США с намерением воевать за Францию пером писателя. Именно в то время ярко проявилась еще одна грань его таланта - публицистика. Сент-Экзюпери писал полны пламенного патриотизма «Воззвание к французам»,- «Письмо к заложнику», «Письмо к генералу Икс».

В феврале 1942 г. в США вышло в свет американское издание книги Сент-Экзюпери «Военный летчик» («Pilote de guerre»). Того же года под названием «Полет над Аррасом» она вышла во Франции. По требованию оккупационных властей эту книгу Сент-Экзюпери было запрещено. У1943 г. в Лионе участники движения Сопротивления осуществили подпольное издание «Военного летчика» - слово Сент-Экзюпери стало оружием в борьбе за свободу, наряду с произведениями Л. Арагона, Веркора, П. Элюара.

Лирические размышления, составляющих основу произведения и играют важную роль в «Почте на Юг», утвердившись в очерках-репортажах 30-х pp. и соединив в единое целое очерки «Планеты людей», приобрели новый, несколько более глубокого значения в «Военному летчику». Анализ морально-этических и духовных проблем войны убеждает автора в том, что национальный патриотизм, любовь человека к своей стране должны, в конце концов, воплотиться в любви к Земле, которая является родиной всего человечества. Эта же мысль является лейтмотивом художественного подтекста «Маленького принца «(«Le petit prince») - мудрой притчи, адресованной детям и взрослым, которую Сент-Экзюпери написал в 1942 г. в Нью-Йорке.

Обратившись к детской теме, что вошла в мировую литературу с писателями-роман-тиками рубеже XVIII-XIX вв., которые открыли в ребенке величайшее сокровище - чистоту восприятия мира, Сент-Экзюпери языком аллегорий рассказывает о встрече летчика, который потерпел крушение в пустыне Сахара, с маленьким жителем планеты-астероида В-612. Сент-Экзюпери осмысливает это событие как встреча поэта с его воплощенной мечтой о естественное отношение к вещам и явлениям.

По жанру «Маленький принц» - философская казка. ее чисто литературным основанием можно считать философские повести французских писателей XVIII в.: Ш.Л. де Монтескье, Вольтера. Притчу Сент-Экзюпери роднит с «Персидскими письмами» (1727) Монтескье и с «Кандідом» (1759) Вольтера не только гуманистический пафос и обращение к проблемам философского, нравственного характера, но и манера изложения: доходчивая речь, в которой уравновешены изящество и простота, некоторая отстраненность от быта, неоднозначные символы раскрываются через внешне несложные образы.

Маленький принц - пришелец из «планеты детства». На планете Земля он познакомился с Лисом (этот персонаж во французском фольклоре олицетворяет жизненную мудрость), который рассказывает мальчику о забытых людьми ритуалы дружбы и любви. Забыв о эти искренние чувства, люди потеряли настоящих друзей.

Писатель, переходя от конкретного к широким обобщениям, таким образом пытается привлечь читателя посмотреть на привычные явления действительности под другим углом зрения, с точки зрения общечеловеческих истин: «... хорошо видит только сердце. Самого главного глазами не увидишь»; «Надо старательно беречь светильники: порыв ветра может погасить их...»; «Все дороги ведут к людям». Погружаясь в мир детства Маленького принца, не зараженного болезнями взрослого мира, Сент-Экзюпери призывает людей сохранять в себе детство, а значит, и душу, открытую навстречу Вселенной.

В 1943 г. Сент-Экзюпери снова воевал за свою родину в составе воздушных сил французского Сопротивления в Алжире.

После увольнения в запас он работал над книгой «Цитадель» («Citadelle»), которая осталась незавершенной, но увидела свет в 1948 г. Это произведение - сборник аллегорических рассказов, мудрых притч и пропорций, связанных образу рассказчика. Афоризмы, суждения, примеры, которых не хватает в тексте «Цитадели», призванные научить человека быть ответственным за судьбу других людей, за всю планету. По глубокому убеждению Сент-Экзюпери «быть человеком как раз и значит быть ответственным».

Весной 1944 г. летчик Сент-Экзюпери снова вернулся в ряды своих боевых товарищей. Утром 31 июля 1944 г. его самолет сбили немецкие истребители примерно за десять километров на юг от города Сен-Рафаэль. Военный летчик - майор Сент-Экзюпери погиб в бою с фашизмом, лишь три недели не дожив до освобождения Франции.

В мировую литературу Сент-Экзюпери вошел прежде всего как художник-гуманист, мастер философской лирической прозы.



Л. Кибальчич