ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

СЕНТ-БЕВ, Шарль Оґюстен

(1804 - 1869)

СЕНТ-БЕВ, Шарль Оґюстен - творчество писателя

СЕНТ-БЕВ, Шарль Оґюстен (Saint-Beuve, Charles Augustin - 23.12.1804, Булонь-сюр-Мэр - 13 или 15.10.1869, Париж) - французский писатель.

Родился в буржуаВНОй семье. Его отец, чиновник, умер перед рождением сына. Мать, которая была напіванглійкою, сумела дать сыну хорошее образование: с 1818 г. - Булонский коллеж, затем Коллеж Шарлемань (Коллеж бе Бурбон) в Париже, где Сент-Бев добился блестящих успехов в изучении математики, естествознания и гуманитарных наук. В 1820 г. он написал выпускное сочинение «О бессмертии души». Мечтал стать адвокатом, но из материальных соображений выбрал медицину, посещал лекции и вел медицинскую практику в клинике Сен-Луи. Примерно тогда же он начал заниматься литературным творчеством.

Как поэт, Сент-Бев стал хорошо известным в 25 лет, когда увидел свет сборник его стихов «Жизнь, стихотворения и мысли Жозефа Делорма» («Vie, poesies et pensees de Josephe Delorme», 1829). Раскрывая внутренний мир молодого человека своего времени, Сент-Бев обогатил романтическую поэзию новыми приемами. Один из них можно обозначить как «натурофікацію» (в противовес персонификации, олицетворению). В отличие от олицетворение, с помощью которого природа уподобляется человека, натурофікація Сент-Бева отождествляет явления внутренней жизни с явлениями природы (живыми или неживыми). Так, в стихотворении «Возвращаясь» ум сравнивается с лампой, в «Вечерней молитве» чувства человека похожи на временно потухший вулкан, в «Вечере молодости» душа тает, как виноград в кадубі виноделов. Анализируя эти поэзии, Д. Обломієвський замечал: «В Сент-Бева феномены жизни души часто сравниваются с явлениями объективной действительности и таким образом становятся мысленно тяглими, расположенными в пространстве, причем сами психические явления описываются вроде бы материализованными».

Однако наибольшим вкладом в утверждение романтизма стали литературно-критические работы Сент-Бева. Он заложил основы научного литературоведения, был основателем биографического метода в литературоведении, связывая, согласно романтических представлений о поэте, изучения литературного произведения с исследованием жизни и психологии его автора.

Сент-Бев начал свою литературно-критическую деятельность 1824 г. в газете «Глобус». Здесь в 1825 г. появились его первые литературные рецензии (на произведения Ш. Д'Арленкура и М.Ф. Жанліс), в которых он выступил в защиту французских просветителей, в частности Ж.Ж. Руссо. Впоследствии, в статье «Исповедь» Руссо» («Les Confessions» de Rousseau», 1850) Сент-Бев проанализировал значение творчества выдающегося мыслителя для романтиков.

Статья «Оды и баллады Виктора Гюго» («Odes et ballades de Victor Hugo», опубл. в «Глобусе» 2 и 9 января 1827 г.) стала первым образцом критики нового типа, основанной Сент-Бевом. В данной публикации анализируются черты той эпохи, по которой стало возможным издание сборника Гюго (среда, которое оказало влияние на автора, роль Ф. Г. де Шатобриана, мода на Средневековье, влияние революции и т. д.), сама же поэтическая книга характеризуется в свете этого анализа. После обнародования статьи Сент-Бев сблизился с Гюго и вошел к поэтическому группы «Сенакль».

В 1828 г. увидела свет книга Сент-Бева «Исторический и критический обзор французской поэзии и театра XVI века» («Tableau historique et critique de la poesie franchise et du theatre francais au XVIе siecle»), в которой деятельность П. Ронсара и «Плеяды» сравнивалась с реформированием литературы, осуществляемым Гюго и его последователями, выяснялась закономерность новаторских исканий романтиков.

Статья «Пьер Корнель» («Pierre Corneille», 1828) открыла серию портретов писателей, опубликованных в «Глобусе» и «Ревю де Пари». Биографический метод в этих исследованиях получил надлежащее обоснование. Биографию писателя Сент-Бев воспринимает как фокус, в котором сосредоточиваются черты целой эпохи. По его мнению, крайне необходимо всесторонне проанализировать личность великого поэта в момент создания его первого шедевра: «Если вы сумели понять поэта в этот критический момент его жизни, развязать узел, от которого отныне напинатимуться нити, связывать его с будущим, если вам удалось отыскать, так сказать, тайную звено, что соединяет два его бытия - новое, сияющее, прекрасное, блестящее, и то - прежнее - смутное, тайное, скрытое от человеческого взгляда, о котором он хотел бы навсегда забыть, - только тогда вы можете сказать, что знаете этого поэта...» Дальше Сент-Бев уточняет свою мысль: «Общее состояние литературы в тот момент, когда в нее входит новый писатель, своеобразие его воспитания и особенности таланта, полученного им от природы, - вот три воздействия, которые необходимо распознать в его первом шедевре, чтобы отдать должное каждому из них и ясно определить, какую именно роль играет в этом собственно литературный талант».

С таких позиций Сент-Бев проанализировал биографии и творчество Ж. Расина, Мольера, Ж. де Лафонтена и многих других французских писателей («Литературно-критические портреты» - «Critiques et portraits litteraires», част. 1-5, 1836 - 1839, и др.). Будучи романтиком, Сент-Бев не воспринял творчества О. де Бальзака, не заметил реалистических произведений Стендаля, хотя одобрительно отозвался о П. Мериме и проявил интерес к поэзии П.Ж. Беранже. Даже в конце жизни его, как и в молодости, прежде всего, интересовали проблемы романтического искусства. Так, в 1861 г. Сент-Бев опубликовал труд «Шатобриан и его литературное круг в период Империи» («Chateaubriand etsongroupe litteraire sous l'Empie»), состоит из 20 лекций, которые он прочитал в течение 1848-1849 гг. в университете Льежа. Обращаясь к творчеству самого яркого среди современных писателей», Сент-Бев в дальнейшем защищает свою идею о влиянии эпохи на литературу.

Сент-Бев пытался развить свой успех в художественной литературе, опубликовав сборник стихов «Утешения» («Les Consolations», 1830), роман «Похоть» («Volupte», 1843). Однако наибольшую известность ему принесли исследования творчества писателей XVII ст., связанных с религиозным центром Порт-Рояль («Порт-Рояль» - «Port-Royal»: В 5 т., 1840-1859), и многочисленные критические статьи в периодике, которые из года в год печатались в понедельничных номерах прессы и, в конце концов, составили два цикла - «Понедельничные беседы» («Causeries du lundis», 11 т. в издании 1851 - 1862 гг. и 15 т. в издании 1857-1872 гг.), «Новые понедельники» («Nouveaux lundis»: В 13 т., 1863 - 1870; 2-е издание в 13 т., 1864-1876). Г. Манн, замечая, что «большой критик - это прежде всего сильная личность», вспоминал о Сент-Бева и, между прочим, отмечал: «Volupte» по мастерству не уступает «Lundi» (в открытом письме к М. Ґардена, март 1906 г.).



В. Луков