|
ГЕНРИК СЕНКЕВИЧ
(1986-1916)
ГЕНРИК СЕНКЕВИЧ
Польский писатель Генрик Сенкевич происходил из обедневшей шляхетской семьи. Учился в 1866-70 гг. на медицинском и историко-филологическом факультетах в Главной школе (с 1869 - Варшавский университет).
С именем Генрика Сенкевича связаны достижения польского исторического романа, а также психологического романа и новеллы.
Литературную деятельность он начал уже в студенческие годы.
Мировоззренческие приоритеты раннего Сенкевича формировались под влиянием так называемого варшавского позитивизма - либеральной течения, связанной с процессами капитализации Польши во второй половине XIX века, а также с последствиями поражения польского восстания 1863 года.
Первая повесть молодого писателя «Зря» (1872) отражала настроения, распространенные в кругах молодой польской интеллигенции после восстания 1863 года. Либерально-позитивістські тенденции раннего творчества Сенкевича сказались, в частности, в рассказах «Юморески из портфеля Воршілли» (1872), в которых критика аристократии сочетается с идеализацией дельцов. Однако уже в ранних рассказах, которые принесли молодому автору известность («Старый слуга» 1875, «Ганя» 1876), чувствуется ностальгия по благородно-рыцарскими временами.
В 1876-1879роках Сенкевич путешествовал по городам Европы (Англия, Франция, Италия) и США. Это путешествие существенно повлияла на писателя, поспособствовав формированию мировоззренческой идейно-ценностной парадигмы его творчества. Скептическое отношение к цивилизации, основанной на власти денег, антипрогресистський пессимизм Сенкевича сочетается с восхвалением польского патриотизма как высшей ценности.
Так, в своих «Письмах из странствий» (1876-1878) Сенкевич в целом одобрительно относится к деловитости и духа предпринимательской инициативы американцев, однако, в то же время за внешней стороной американского процветания он сумел разглядеть социальные противоречия, бедность и страдания трудящихся, осудить с позиции настоящего писателя-гуманиста уничтожения американскими колонизаторами аутентичного индейского населения. Американские впечатления нашли отражение в его рассказах «Орсо», «Сахем», «За хлебом».
Особое место в художественном наследии Сенкевича принадлежит крестьянской теме, в раскрытии которой реалистичное изображение нищеты и отсталости польского села сочетается с возмущением произволом польских чиновников и помещиков и искренним сочувствием обездоленным крестьянам. Так в своих «Эскизах углем» писатель дает гротескно-саркастическую характеристику польских чиновников и помещиков и одновременно раскрывает трагедию закапощеної ними крестьянской семьи. Высоким гуманизмом проникнуты рассказы о гибели крестьянских детей-сирот «Янко-музыкант» (1879) и «Ангел» (1880). Протестом против насильственного онемечивания поляков полны рассказ «Из дневника познанского учителя» (1879) и повесть «Бартек-победитель» (1882).
В 80-е годы Сенкевич обращается к исторической тематике. Интерес писателя к прошлому родины не был случайным. Усиление русификации в Королевстве Польском в эти годы, национальное угнетение поляков побудили Сенкевича обратиться в героических страниц истории польского народа, вдохновить соотечественников на продолжение борьбы за национальное освобождение. Однако главной движущей силой национальной истории писатель считал шляхту, отводя народным массам второстепенную роль. Это существенно ограничивало его понимание событий прошлого и видение исторической перспективы.
Весьма показательным в этом отношении является роман «Огнем и мечом» (1883), который стал первой частью исторической трилогии, к которой позже вошли романы «Потоп» (1886) и «Пан Володыевский» (1888). В этом произведении отчетливо проявляется тенденциозная позиция автора относительно национально-освободительной войны украинского народа, возглавляемого Богданом Хмельницким. Все симпатии Сенкевича на стороне польской шляхты, рыцарские добродетели которой в романе крайне преувеличиваются и идеализированные. Передовые представители национальной польской культуры, в частности Болеслав Прус, подвергли роман «Огнем и мечом» острой критике за отсутствие в нем исторической правды и за идеализацию шляхты.
Больший исторический реализм присущ романа «Потоп», в котором речь идет о борьбе польского народа против шведского нашествия в середине XVII века. В романе «Потоп» достают литературно-художественного осмысления глубинные причины дальнейшего упадка польского государства - феодальная анархия, предательская
политика магнатов, своеволие и эгоизм шляхты. Однако в этом романе, как и в первой части трилогии, оказалась ограниченность и противоречивость взглядов Сенкевича по истории Польши.
Высокий художественный уровень произведения, мастерски написаны захватывающие приключения, яркие образы трилогии, в частности романа «Потоп», способствовали успеху писателя. Образы героев романов трилогии обогатили польскую литературу. Несмотря на склонность к идеализации шляхты, Сенкевич смог отбить в персонажах своих произведений как положительные, так и отрицательные черты шляхтичей.
Примером высокого патриотизма и рыцарской доблести является главный герой романа «Потоп» Анджей Кмітіц, антиподом которого выступает старый шляхтич Заглобы - болтун, хвастун, пьяница, трус и лжец - более типичный представитель польской шляхты XVII века.
Несмотря на литературно-художественные достоинства трилогии, романы, ее составляющих, характеризуются сюжетно-композиционной двойственностью. В основе сюжета каждого из трех романов коллизии судьбы вымышленной пары влюбленных на фоне военных событий и деятельности исторических лиц. Размещение персонажей во всех трех романах однообраВНОе: выводится образ соперника, который, для придания большей остроты сюжета, принадлежит к вражескому лагерю, все герои, как правило, делятся на положительных и отрицательных, и лишь некоторые из них даются в развитии. Рассмотренная выше трилогия является епопеєю. сочетающий тенденции былинного жанра и исторического романа вальтерскотівського типа,- главный литературно-художественное произведение Сенкевича. Она характеризуется идеализацией польского рыцарства, не лишена черт национализма (особенно в романе «Огнем и мечом»). Особенность этой трилогии - изображения (весьма тенденциоВНОе) польских рыцарей, что обусловило многочисленные нарушения исторической правды в угоду идеологическим убеждениям автора.
В психологическом романе «Без догмата» (1869 - 1890), который также был создан с целью противодействия упадку национального самосознания поляков, Сенкевич дает реалистичный анализ духовной деградации современного ему молодого человека под влиянием растущего скептицизма и декадентских настроений. Роман «Без догмата» написано в форме дневника молодого польского аристократа Леона Плошовського. Человек образованный, умный, наделенный тонким вкусом, Плошовський ничем не занимается, ни во что не верит. Его жизнь лишена цели и каких-либо стремлений. Ему присуще, как и многим другим образованным молодым людям декадентской эпохи, отстраненное споглядацько-медитативное отношение к действительности, склонность к постоянному самоанализу, раздвоенность, скептицизм. Эти черты были присущи так называемым " лишним людям в русской литературе. Плошовському в романе противопоставляется его тетя, которая твердо придерживается наставлений благородной морали. По замыслу Сенкевича, самоубийство Леона Плошовського мало утвердить идейную победу догматов католицизма и аристократично-шляхетского общества. Однако ценностные установки, что их утверждал Сенкевич, оказались недостаточно убедительными ни для герою романа, который ушел из жизни, ни для читателя романа.
Другой роман Сенкевича, посвящается автором современности,- это «Семья Поланецьких» (1894). Этот роман значительно уступал предыдущему как в идейном, так и в художественном отношении. Писатель создал идеализированный образ обанкротившегося Шляхтича Станислава Поланецького, который прибегает к предпринимательской деятельности, спекулируя хлебом во время голода. Обогатившись на этих спекуляциях, Поланецький женится приторно-идеальной Мариной Правицькою, выкупает ее имение и, осев в деревне, занимается хозяйством и усердно молится Богу.
ОСНОВНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ: «Письма из путешествий», «Огнем и мечом», «Потоп», «Пан Володыевский», «Без догмата».
ЛИТЕРАТУРА:
1. Горский И. К. Исторический роман Сенкевича.- М., 1966.;
2. Фемилиди А. М. Г. Сенкевич. Его литературная эпоха, изнь, труды и мысли.- СПб., 1972.
|
|
|