|
СЕНКЕВИЧ, Генрик
(1846 - 1916)
СЕНКЕВИЧ, Генрик - творчество писателя
СЕНКЕВИЧ, Генрик (Sienkiewicz, Henryk - 05.05.1846, с. Воля Окшайська на Подляшье - 15.11.1916, Веве, Швейцария) - польский писатель, лауреат Нобелевской премии 1905 г.
Генрик Адам Александр Пий Сенкевич родился в небольшом польском городке Воля Окшайська (теперь - это территория Литвы) в обедневшей литовско-польской благородной семье, где кроме него был еще старший брат и четыре сестры. Образование будущий писатель получил в Варшаве, куда переехала его семья, после того как вынуждена была продать свои имения. Здесь он окончил школу (был посредственным учеником, достигнув успехов лишь с польского языка и литературы) и вступил в Главной школе (с 1869 г. - Варшавский университет), где в 1866-1870 гг. изучал медицину, историю и филологию.
Из-за отсутствия средств Сенкевич не смог закончить университет, и в 1871 г. начал свою литературную деятельность как журналист. На протяжении нескольких лет Сенкевич стал одним из ведущих журналистов страны, работал корреспондентом в Вене, Париже, США. В результате пребывания в США появилась книга «Письма из путешествия» («Listy z podrozy», 1876-1878), которая имела необычайный успех у польского читателя. В 1878 p. Сенкевич выступал с лекциями во Франции и Италии. В Италии он познакомился с Марией Шенкевич, полькой по национальности, с которой через два года женился. Впоследствии у них родился сын Генрих Йозеф и дочь Ядвига, но в 1885 г. жена умерла от туберкулеза. На протяжении жизни Сенкевич женился еще дважды - в 1894 г. с юной поклонницей его таланта Марией Романской и в 1901 - с кузиной Марией Бабской. С началом Первой мировой войны писатель переехал в нейтральную Швейцарию, где, несмотря на сильный склероз, работал в польском Красном Кресте. Умер Сенкевич в Вене, а через восемь лет его останки были перевезены в Польшу.
Творчество Сенкевича можно условно разделить на три периода: 1872-1882 гг., когда он выступал как журналист, автор повестей и рассказов; 1883 - 1904 гг. - время создания исторических и «современных» романов, и 1905-1916 гг., последний период его творческого пути.
Сенкевич принадлежит к кругу писателей-реалистов, и это особенно ярко проявилось в его рассказах и повестях о современности. В начале творческого пути он был сторонником общественного течения 70-80-х pp., известной под названием «варшавского позитивизма». Ее сторонники и последователи считали необходимым смириться с положением, что сложилось, и в меру своих сил способствовать прогрессу, развитию прикладных наук, просвещению, становлению национального самосознания, не выдвигая при этом непосильных общественных задач, выполнение которых в условиях данной эпохи казалось им невозможным. Литературе, по мнению позитивистов, принадлежало глубоко познавать современную действительность с тем, чтобы порвать с патриархальной психологией прошлого.
С 1881 по 1887 г. Сенкевич возглавлял газету «Слово», задачей которой считал утверждение «здорового прогресса на началах уважения к национальной традиции и веры». Газета, по мнению Сенкевича, является умеренным и «благоразумно прогрессивным» изданием, способным обезопасить нацию «от доктрин, которые подавляют или убивают патриотическое чувство». Такой была мировоззренческая позиция Сенкевича. В области эстетики на протяжении всего творческого пути писатель оставался реалистом, несмотря на романтическую идеализацию прошлого и некоторых исторических персонажей. В начале XX в. в период утверждения натурализма и декадентства С. выступил в защиту реализма и демократического направления в польской литературе.
Первый период творчества Сенкевича отличается раВНОобразием тематики, хотя глубоко он раскрыл тему народа. Писатель изобразил трагическое положение польского крестьянства («Наброски углем» - «Szkice Wejlem», 1877), судьбы отдельных героев из народной среды: гибель одаренного сына поденниці, которому не суждено было осуществить свою мечту о фу на скрипке - за попытку тайком влезть к барскому дому, чтобы хоть дотронуться до вожделенного инструмента, парня жестоко выпороли и он умер от побоев («Янко-музыкант» - «Janko Muzykant», 1879); скитания польского крестьянина, мобилизованного в немецкой армии и вынужденного участвовать в непонятной, чужой для него франко-прусской войне, после которой, несмотря на обнаруженные им на поле боя героизм и мужество, ему нет возврата в родное село, потому что в нем-эти-колонисты захватили его землю; он вынужден продать свои домашние пожитки и отправиться на заработки в города («Бартек-Победитель» - «Bartek Zwyciezca», 1882). В рассказе «За хлебом» («Zachlebem», 1880) Сенкевич описывает эмиграцию польских крестьян в Америку и их судьбу в чужой стране. Лейтмотивом этого и других произведений есть тоска по родному краю, которая подавляет человека на чужбине. В рассказе «Старый слуга» и повести «Ганя» («Напіа», 1876) Сенкевич противопоставляет современности патриархальный быт, рисует идиллические взаимоотношения панов-шляхтичей и преданных им слуг. Наряду с этим он обличает аристократию и согласно своих позитивистских убеждений создает образы предприимчивых, энергичных дельцов («Юморески из портфеля Вершила» - «Humoreski z teki Worszylfy, 1872), воспроизводит настроения польской студенческой молодежи после подавления восстания 1863 г. («Напрасно» - «Na marne», 1872). В творчестве Сенкевича появляется патриотическая тема, которая станет основой исторических романов, созданных в течение второго периода писательской деятельности.
Славы Сенкевич зажил после выхода исторической трилогии: «Огнем и мечом» («Ogniem и mieczem», 1884) - о борьбе Речи Посполитой с восставшей Украиной времен Бы. Хмельницкого; «Потоп» («Potop», 1886) - о освободительную войну поляков со шведской интервенцией 1655-1656 гг.; «Пан Володыевский» («Pan Wolodyjowski», 1887) - о борьбе с турецким нашествием в 1672-1673 гг. По характеристике Сенкевича, XVII века вообще было для Польши «страшным и исполненным отчаяния» периодом, опасным для самого ее существования, однако страна и народ выдержали это тяжелое испытание. Обращаясь к историческому прошлому, писатель стремился дать своим современникам надежду на обновление страны, на ее возрождение. Герои трилогии - друзья-шляхтичи Скшетуський, Кміциц, Володыевский, Заглобы, Подбіпента попадают в сложные ситуации, но всегда побеждают, непременно сохраняя верность церкви, королю, отечеству и прекрасной даме. Фабульна построение трилогии близка к романам А. Дюма в сочетании с эпическим (сказочно-легендарным) изображением героев, что достигается путем изображения событий сквозь призму восприятия польской шляхты. Как метко заметил И. Горский, «такой способ стилизации повествования, предоставив ей исключительной увлекательности, усилил, однако, националистическую тенденцию автора в освещении захватнической войны польских панов против Украины. Пытаясь «поддержать дух» соотечественников, романист значительной степени идеализирует родной старине, описывая события XVII в. исключительно в духе представлений шляхты о саму себя и мир, что ее окружает, за то трилогия перенасыщена историческими искажениями, которые соответствуют, однако, мироощущению главных действующих лиц».
Лучший исторический роман Сенкевича «Крестоносцы» («Krzyzacy», 1897-1900) посвящен борьбе против немецких рыцарей, которые пытались поработить народы Балтии. Действие романа происходит в начале XV века. Работая над этим произведением, писатель использовал летописи, мемуарную литературу, подлинные документы XIV-XV вв.
В романе показаны безжалостное угнетение и грабеж народа, издевательства и пытки, с помощью которых завоеватели пытались держать в повиновении местное население. Писатель разоблачает лицемерие руководителей Тевтонского ордена, которые только оправдывали захват чужих земель борьбой против язычества, но никак не заботились о распространении христианства. Борьба народа против иностранных захватчиков - проводная линия развертывания сюжета, который заканчивается описанием Грюнвальдской битвы, в которой объединенные силы славянских народов разгромили крестоносцев. Роман Сенкевича - многоплановое произведение. В нем правдиво и точно воспроизведенное жизни крупных феодалов, мелкой шляхты и крестьян-крепостных, для которых немецкое господство было особенно невыносимым.
В романе «Камо грядеши?» («Quo vadis?», 1894-1896) Сенкевич обратился к еще віддаленішої от современности исторической эпохи - периода, когда императором Рима был Нерон, который жестоко преследовал первых христиан. Сенкевич хорошо знал латынь и, чтобы не забыть этого языка, постоянно перечитывал римских поэтов и историков. Это помогло ему «войти» в древний мир, понять особенности его психологии, выяснить причины его деградации и краху, причины победы христианства над язычеством. В конце концов, все это и стало ведущей темой произведения. Рассказывая о возникновении замысла романа, Сенкевич писал, что его привлекала возможность «изобразить в художественном произведении две противоположные миры, один из которых представлял бы государственную мощь, всесильную административную машину, а второй - исключительно силу духа». Источники, на которые Сенкевич опирался во время работы над романом, позволили ему создать убедительный, пластический образ эпохи, воссоздать античный мир во всей его конкретности, нарисовать исторически точные портреты (Нерон, Петроній). Тогдашний Рим агонізував, падал - бывший «властелин мира» превратился в «клоаку», положительным антиподом которой писатель изобразил христианский мир. Сенкевич задумывал свое произведение как «истинно христианскую эпопею», но образы христиан оказались хотя и интересными, но менее выразительными, чем образы язычников. Впрочем, роман все равно имел невероятный успех - в значительной степени этому способствовала любовная линия в развитии действия (взаимоотношения Лігії и Вініція, которых разделяют не только неблагоприятные обстоятельства, но и религиозные убеждения). В 1905 г. за роман «Камо грядеши ?» Сенкевич был удостоен Нобелевской премии.
К этому же периоду творчества относятся романы Сенкевича о современности - «Без догмата» («Bezdogmatu», 1890) и «Семья Поланецьких» («Rodzina Polanieckich», 1895).
В романе «Без догмата» Сенкевич создал образ Леона Площовського, опустошенного человека, которая утратила идеалы, скептика и пессимиста, «гения без портфеля», несколько похожего на «лишних людей» русской литературы (сила мышления, глубокий самоанализ и неспособность к действию - характерные черты этого социально-психологического типа). Площовський осознает себя лишним, чужим в своей стране, среде, эпохе. Ему свойственны декадентские настроения: мрачное предчувствие будущей мировой катастрофы, которая сметет с лица земли таких, как он. Самоубийство героя - результат осознания своей ненужности и потери «догмата» - прочной мировоззренческой основы, которую Сенкевич усматривал в религии и преданности сословно-аристократическим принципам.
Антиподом Площовського стал герой следующего романа Сенкевича из современной жизни - Станислав Поланецький, шляхтич, который становится предпринимателем и не задумывается над «вечными» вопросами («Семья Поланецьких»). Роман интересный критическим отношением к праздности и эгоизма, анализом проблем воспитания, любви, поэтизацией женских образов.
В последний период творчества Сенкевич создал приключенческую повесть для подростков «В пустыне и пуще» (1911), начал собирать материал для романа «Легионы» об эпохе наполеоновских войн, но так и не завершил этого произведения; в 1909-1910 гг. работал над романом «Водоворот».
Произведения Сенкевича - и в первую очередь его исторические романы - «стали настоящими образцами высокопрофессиональной «массовой» литературы» (Д. Добро-вольский).
Есть. Горбулина
|
|
|