ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

СЕНЕКА, Луций Анней

(бл. 4 г. до н.э. - 65)

СЕНЕКА, Луций Анней - творчество писателя

СЕНЕКА, Луций Анней (Seneca, Lucius Annaeus - ок. 4 г. до н.э., Кордуба (Кордова), Испания - 65 p., Рим) - римский философ и писатель.

Сенека родился в испанском городе Кордуба (ныне Кордова) в старинной семье всадников. Его отец, Сенека Старший, был довольно известным литератором, привил сыну любовь к философии. Луцию особенно нравилось пифагорейское учение (одно время был даже вегетарианцем), увлекался он также епікурейством и философией Платона. Сенека совершил путешествие в Египет, а по возвращении начал адвокатскую деятельность, впоследствии вошел в сенат. Блестящие выступления Сенека вызвали попытку завистливого Каліґули расправиться с ним. Чудом спасшись, все же попал в ссылку на о. Корсика. Итак, придворные интриги не обошли его, к тому же, получил огласку связь Сенека с сестрой Каліґули - Юлией Лівіллою.

Семь лет ссылки превратили Сенеку на разочарованного в государственной политике философа, который мечтал лишь о одиночество. Однако последующие события вернули его к реальности. Была убита Мессалина, жена Клавдия, ее место заступила Агриппина, сестра Лівілли и мать Нерона, будущего императора. Она пригласила Сенеку быть наставником ее 11-летнего сына. Через пять лет Агриппина отравила Клавдия, и к власти пришел Нерон. На это время взгляды Сенека разошлись с моралью императорского двора. Но практически вместе со своим другом, преторіанцем Бурром, он стал руководителем Империи. Император наградил его огромными богатствами и почестями. Деятельность Сенека на некоторое время ослабила деспотию режима. В трактате «О милосердии» он рисует образ идеального монарха, который в своем правлении сочетает мягкость и строгость.

Однако консульство Сенека (56 p.), рост его сказочных богатств (достигали 300 миллионов сестерциев), обвинения в ростовщических операциях и присвоении конфискованных у патрициев средств, активное участие в придворных интригах и содействие аморальным склонностям самого Нерона, в частности послание Сенека сената с оправданием убийства Агриппины сыном-императором (59 г.), вызывали растущее возмущение как патрициата, так и всадников. В то же время влияние Сенека на Нерона уменьшился, а после отравления Бурра (62 г.) вообще сошел на нет.

Сенека попытался уйти в отставку и вернуть Неронові все подаренные богатства, но получил отказ. И все же писателю удалось уединиться и отойти от государственных дел. За последние годы он написал несколько трактатов («О блаженной жизни», «О спокойствии души», «О скоротечности жизни», «О благодеяниях»), а также большую книгу «Нравственные письма к Луцилию» («Epistolae ad Lucilium»), в которой подытожил прожитую жизнь и развернул главные принципы стоической философии. Понимая неосуществимость своих идеалов в условиях императорского Рима, разочарован Сенека искал новых путей и вплотную подошел к некоторых постулатов блаженного Августина.

Для Нерона он превратился в постоянный живой упрек, воплотив собой определенную норму поведения, которой развращенный и жестокий по натуре император следовать не мог. Воспользовавшись бесперспективной сговору Пісонів и наверняка зная, что Сенека был к ней причастен, Нерон все же обвинил философа в измене и приказал самому выбрать форму смерти. Писатель-философ, который оправдывал самоубийство в случае потери человеком нравственных основ или свободы, разрезал себе вены вместе с женой Помпеей Паулиной. Впрочем, ее по приказу императора спасли.

Мировоззрение Сенека значительной степени обусловлен той беспокойной эпохой, с которой ему пришлось жить. Определенной последовательностью и системностью его взгляды не отличались. Обосновывая философию стоиков, он обращал главное внимание не на теоретический, а практический аспект учения. Но на самом деле оно так и осталось умозрительным. Первоочередной задачей мыслителя Сенека считал обучение людей основных правил жизни и при необходимости - достойного принятия смерти. Ряд положений он позаимствовал из философии Эпикура, в частности идею о необходимости полного примирения с судьбой учитывая ее абсолютную зависимость от окружающего мира, изменить который человеку не дано. Отсюда - призыв к уединению и погружению в сферу сугубо интимной жизни.

Римские патриции не имели сил сопротивляться политике императора, и Сенека подсказал им другой путь - путь внутреннего совершенствования, в результате которого можно найти в себе новые силы для пассивной оппозиции деспотии. Однако все эти установки Сенека имели сугубо теоретический характер, и практика его личной жизни расходилась с ними и часто им противоречила. Так, он осуждал стремление человека к власти и предлагал ей искать утешения в личной жизни, но сам был при этой власти, порой даже как неофициальный ее проводар, а отказался от нее только перед лицом смертельной опасности. Спорным является и отношение Сенека к богатству, от которого он не отказывается, но готовит себя к его потери, чтобы избежать страданий от этого. Осуждая желание достичь обогащения, он сам накапливал огромные средства. Мудрец не любит богатства, но предпочитает его мать. Не отдает ему своей души, но принимает его в дом. Имеет его, но не превращается в его раба» (здесь и далее пер. Н. Пащенко).

Сенека проповедует равенство между людьми: «Они - рабы. Нет, люди! Они - рабы. Нет, товарищи по рабству! Они - рабы. Нет, скромные люди» («Нравственные письма к Луцилию», 47, 1). Однако эта сентенция, как и в целом творчество философа, адресована исключительно аристократии. С. - сторонник компромиссов, и он доказывает это на собственном опыте. Человек, по его мнению, всегда должен учитывать внешние обстоятельства и действовать в соответствии с ними, руководствуясь одновременно целью достижения душевного спокойствия и собственной совестью. Человек должен служить обществу, но может отказаться от этой обязанности в случае, если внешние условия этому препятствуют. Человек должен учиться у природы, которая воспитывает в ней инстинкты как созерцательной пассивности, так и активной деятельности. Отдельные постулаты стоической философии, развитые Сенекой, близкие к постулатам христианского учения.

Сенека отвергал стиль Цицерона, его достаточно обширные языковые периоды, которые давно стали классическими образцами. Сам он пишет короткими фразами, которые не соединены союзами, его предложения состоят из сентенций и афористических высказываний. Именно этого требовал «рубленый» азиатский стиль, новаторство которого не всем пришлось по вкусу и вокруг которого велись ожесточенные споры. Среди других приемов С. следует назвать широкое использование антитезы, парадоксов, нагромождение метафор. Вот несколько характерных образцов его стиля:

«Это должно сочетаться: и любителям спокойствия следует действовать, и деятельному - отдохнуть. Спроси совета у природы: она ответит тебе, что создала день и ночь» («Нравственные письма к Луцилию», 3, 6); «Ты спросишь, чего я достиг? Стал сам себе другом! Достиг он немалого, ибо теперь никогда не остается одиноким» (6, 7); «Жизнь глупца безрадостна и полна страха, потому что он все откладывает на будущее» (15, 9); «Все, что сказано хорошо, - мое, кем бы оно было сказано» (16, 7); «Что благо, то всегда необходимо, что необходимо, то не всегда благо, ведь и самые ценные вещи бывают необходимыми» (46, 12); «Мудрец ничего не делает против воли и уходит из-под власти необходимости, добровольно исполняя то, к чему она принуждает» (54, 7); «Деньги никого не сделали богатым - наоборот, каждого они превращают в скрягу» (120, 9).

Среди художественных произведений Сенека важное место занимают девять трагедий, основанных на традиционных мифологических сюжетах, «Медея», «Федра», «Эдип», «Агамемнон», «Фиест» и т.д. Очевидно, они были написаны автором не для театральных представлений, а для декламаційного выполнения. Характерный признак всех трагедий заключается в том, что они насыщены кровавыми эффектами, сценами убийств и преступлений, моральными наставлениями. Как и философские произведения Сенека, его трагедии не имеют логически развитого сюжета, действия героев не обусловлены тонкими психологическими мотивировки. Сами герои полны страстями, что делают их жестокими и непреклонным. В пространных монологах они рассказывают о причинах своих страстных чувств и движимые этими чувствами действия. Монологи меняются или оживленными диалогами, в которых персонажи обмениваются словесными ударами, или длинными хоровыми партиями - размышлениями о причинах конфликта и судьбу героев.

Прекрасно зная творческое наследие греческих трагических поэтов и их последователей, Сенека выбрал свой путь. Он насыщает свои трагедии риторическими приемами, но эти стали, лишенные экспрессивности конструкции никак не подходят драматизмові ситуаций. Холодность повествования порой сочетается с натурализмом, который пугал слушателей. Так, в «Федре» вестник подробно рассказывает, а Тесей, потом и хор, напоминают о растерзанное тело Ипполита, части которого собирают слуги. Рассказ о величественной и жестокую смерть Приама в устах старой Гекубы, его жены, звучит как холодная риторическая речь («Троянки»). В этой самой трагедии Андромаха после рассказа о ужасный вид тела Гектора равнодушно отмечает, что и в таком состоянии ей приятно было его увидеть. Известие о смерти сына, Астианакса, который бросается с башни и разбивается, она встречает холодной констатацией: «тот, кто это допустил, стал худшим из тиранов».

Образы героев в Сенека значительно примитивнее за их греческие аналоги, хотя художники его времени были уже способны изобразить психологический мир человека. Сенека избегает этой проблемы, оставляя своим персонажам размышления о судьбе, жизни и смерти, неясное будущее человека. Видимо, это не было случайностью. Ведь Сенека-стоик осуждали чрезмерные страсти, так же как и попытки человека бороться с судьбой, подчеркивая обреченность человека и его неспособность обрести свободу собственной воли.

Его герои часто колеблются, но их сомнения не сопровождаются психологическим анализом, поэтому воспринимаются как поверхностные, не затрагивающие глубин человеческой души. Время Сенека отказывается от канонов классической трагедии. В частности, в классической трагедии запрещалось показывать смерть человека на глазах зрителей. В Сенека Федра, например, прилюдно поражает себя мечом и умирает, довольно спокойно проиВНОся:

Что сделаешь, когда убитый сын, - у мачехи.

Учись, отцу...

(1199-1200)

Иокаста, убеждена словам слепого Эдипа, также убивает себя («Эдип»). Безумный Геркулес в присутствии Амфитриона и зрителей расправляется с сыном, а потом с женой Мегарою.

Действие «Медеи» Сенека происходит в городе Коринф после изгнание Медеи и Ясона из Иолка, но их предысторию автор не упоминает, ведь миф был хорошо известен. В первом же монологе Медея обещает жестоко отомстить за измену Ясона. То есть уже в начале трагедии героиня, у которой жажда мести преодолевает все другие чувства, предстает такой, какой должна была бы стать в конце - мстительной, злой и неумолимой. Итак, имеем устойчивый образ, лишенный всякой динамики.

Обращаясь подземных богов, Медея умоляет помочь ей:

Придите, такие же вы грозны, как приходили

Когда в брачную ночь до меня - и пришлите

Царю, невесте и потомкам смерть.

(16-18)

Колдунья еще не знает, какой будет ее месть, но готовит себя к самому страшному поступку. А хор, как будто не слыша мрачных речей героини, поет брачную песню, восхваляющую невесту, желает счастья молодым. Однако в следующем монологе Медея вдруг начинает колебаться:

То что же Ясон сделать мог, когда над ним

Теперь чужая власть? Меч вонзить в грудь

Должен был! Смирись, обида гнівная!

Не надо злых речей. Если возможно, пусть

Живет он, мой, как и раньше. Когда же то нет,

Пусть помнишь Медею, дар сохранив свой.

Креонт во всем виноват: он разбил мой брак...

Все разрушил. Теперь пусть оплатит весь

свой долг.

(137-143, 146)

Итак, о Ясона Медея уже говорит как о почти невинного человека, для нее теперь главным злом становится Креонт, который скоро увидит «огонь и дым» над своим домом. Она просит у царя разрешения подождать до утра, когда уедет из города, но сама думает о мести ему. Однако разговор с Ясоном снова меняет ее планы, Медея напоминает неверному мужу все, чем для него пожертвовала:

...моего брата,

Отчизну, отца и дівочість мою также.

То же верни изгнаннице этот приданое весь!

(475-477)

В конце же диалога обвиняет Ясона во всем, что произошло с ней:

Так, ты. Кому же на пользу преступление тот гадкий?

Преступнику лишь. То же защищай жену свою,

Если ее обидят: невинной

Я имею быть, ради тебя, виновной.

(500-503)

После отказа Ясона отдать детей женщине она понимает, что он их очень любит («Попался! Знаю место более чем болезненный!», 550), и решает этим воспользоваться. Медея делает вид, что замирюється с Ясоном, а сама начинает готовиться к мести. Кормилица подробно рассказывает, как Медея собирает ядовитые растения «цветут цветками смертоносными», а затем и сама колдунья в пространном монологе знакомит слушателей с тайнами своего мрачного ремесла. В конце она осуществляет свой замысел, передав с детьми невесте Ясона Креусі отравленные плащ и брачный венец.

Появляется вестник, который очень кратко сообщает о страшной смерти Креуси и ее отца, которые сгорели вместе с дворцом. Получается Медея и в последнем монологе говорит, что ее месть еще не завершена, намекая на детоубийство: «Посреди бедствия дар мой уже окреп. Медея я» (910). Вскоре Медея вспоминает смерть расчлененного ней брата, заклинает собственный дух прекратить колебания и убивает одного из сыновей. После прихода Ясона с вооруженными коринфянами она поднимается на крышу и, наслаждаясь страданиями мужа, утоляя «образа местью неспешной», закалывает и второго. Оставив мертвых детей Леона, она улетает на колеснице. А тот ограничивается напівбайдужою финальной сентенцией:

Лети среди безбрежного пространства,

Всем докажешь ты, в небе уже богов нет.

(1026-1027)

По сравнению с трагедией Еврипида пьеса Сенека воспринимается как значительно примитивнее, образ героини - упрощенным и однолінійним. То же самое можно сказать и про идейную сторону произведения Сенека. Еврипид заложил в свою трагедию довольно смелые мысли о роли и месте женщины в обществе (жалобы Медеи коринфським женщинам), о предоставлении ей больших прав и свобод в общественной жизни, он критикует устаревшую мораль и т.д. Эти проблемы С. не беспокоили, поэтому действия его героев и героинь спонукуються, как правило, гипертрофированными чувствами, взрывами страстей.

Главным приемом создания атмосферы трагического в Сенека становится нагромождение ужасов. Так, в подготовленную Медеей яд вошли «плоть Тифона», «кровь Несса», «головня Алфеи», «пепел с Етейського очага», перья Гарпий и стімфалійських птиц, то есть компоненты, заимствованные из семи самостоятельных и порой малоизвестных мифов. Подобные ассоциативные подборки мифов удостоверяли ученость поэта и требовали незаурядной подготовленности слушателей.

«Медея» Сенека довольно статична, как и образ самой героини. Возможно, сказался расчет на публичное чтение, рецитацію, когда сценическая игра актеров уступала место словесным описаниям. Песни хора мало связаны с развитием действия и выполняют в основном морально-воспитательные функции. В конце трагедии хор даже прославляет превращение мира в единый дом, намекая на установление власти Римской империи во всех захваченных государствах, и предсказал открытие новых земель, когда «Фула не будет уже краем земли» (видимо, под Фулою имели в виду Исландию или Норвегию). В эпоху Возрождения это предсказания толковалось как открытие Америки.

Кроме упомянутых произведений, Сенека на заказ Нерона написал сатиру «Огарбузення» («Ароkolokyntosis Claudii»), язвительно высмеивала покойного Клавдия. В этом произведении, написанном прозой и стихами разных размеров как пародии на обычай обожествлять умерших императоров, речь идет о судьбе Клавдия после смерти. На совете богов под руководством Августа Клавдия приговаривают к пребыванию в загробном царстве, где он должен вечно собирать кости и бросать их в бездонный стакан. Клавдий в этой пародии превращается не на божество, а на тыкву, вечный символ глупости.

С. также приписывали единую претексту (то есть пьесу из истории Рима), что дошло до нас, - «Октавию». В ней речь идет об убийстве Нероном своей первой жены Октавии для того, чтобы обручиться со второй - Поппеєю. Одним из персонажей является сам С Очевидно, трагедию создал кто-то из последователей С уже после его смерти.

Стоїчна философия Сенека, влиятельная при его жизни, не потеряла своего значения и в более поздние времена. В Средневековье гуманистические сентенции Сенека входили в своеобразных хрестоматий по христианской морали. Отзывы мыслей Сенека о жизни, пренебрежение человека к смерти можно найти в пьесах В. Шекспира. Сенека увлекался М. Монтень, в эпоху классицизма последовали его Же. Расин и особенно П. Корнель, на отдельные мысли философа опирался А. Шопенґауер.

На украинском языке произведения Сенека переводил А. Содомора.



В. Пащенко, Н. Пащенко