ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

ДЖЕРОМ ДЭВИД СЭЛИНДЖЕР

(родился в 1919)

ДЖЕРОМ ДЭВИД СЭЛИНДЖЕР

Писатель, который, не принадлежа бітничеському авангарда, духовно ему в определенной степени близок, Джером Дэвид Сэлинджер родился 1 января 1919 года в Нью-Йорке. Его отец Сол был еврейским торговцем мясными продуктами и сыром, импортировал говядину из Европы, мать была ирландкой, католичкой. Возможно, этот иудейско-кельтский дуализм и повлиял на его своеобраВНОе мировоззрение. Ведь одной из важных черт характера является противоречивость. То, что он был напівєвреєм, вызвало серьезный внутренний конфликт, обусловленный не столько религией как социальным статусом,- в те времена был распространен расизм против евреев. Сэлинджер имел старшую сестру Дорис, детей воспитывала мать в духе методизму. С отцом у Сэлинджера были прохладные отношения. Сол хотел, чтобы Дэвид зарабатывал большие деньги, имел определенную работу с высоким социальным статусом, также он хотел, чтобы Дэвид продолжил семейный бизнес, а это будущего писателя совсем не привлекало.

В Нью-Йорке прошло детство, он жил с западной стороны Манхэттена, там прошли его первые школьные годы. Сэлинджера выгнали из нескольких частных школ, за то что он не хотел учиться. Далее он учился в военной школе «Вэлли-Фордж» в штате Пенсильвания, тогда же начинал писать. Это было его желание там учиться, потому что он хотел жить отдельно от родителей. Одноклассники вспоминают, что для него было привычно быть в центре внимания, он был очень компанейским, умел рассказывать веселые истории и анекдоты, но когда речь шла о гулянки с выпивкой, он, как правило, не участвовал. Сэлинджер был капитаном фехтовальной команды.

Затем вместе с отцом парень побывал в Польше,- там он знакомился со спецификой морских перевозок мясных продуктов. Это мало его интересовало, и поехал он охотно. Однако получил очень неприятные впечатления от скотобоень, после чего твердо решил этим не заниматься. Отвращение к мясному бизнеса вылилась в то, что он стал вегетарианцем. Во время поездки он знакомится с европейской культурой и изучает немецкий язык.

После этого Сэлинджер прожил десять месяцев в Вене, затем вернулся в Америку, в колледж Урсінус, но уже года потерял интерес к учебе. Он не хотел учиться в высшей школе (Ivy Leage) за ее снобизм и потому, что был евреем.

Некоторое время будущий писатель посещал литературные курсы при Колумбийском университете, что их вел Вит Барнетт, редактор журнала «Стори». Он говорил, что Он сидел в последнем ряду и смотрел в окно почти до конца последнего семестра. Лишь под конец парень ожил, тогда он написал «Подростки», первый рассказ (когда ему был 21 год), которое Барнетт решил опубликовать в «Стори», что было определенным риском, ведь в рассказе не было ничего особенного. Сэлинджер не раз говорил своим друзьям, что когда он станет большим писателем. Все это время он продолжал писать.

Потом он плавал в Индию и Карибским морем на шведском лайнере «Кунгсхольм», где организовывал досуг туристов, и не прекращал писать рассказы для журналов и университетских сборников.

В 1942 году Сэлинджера призвали в армию, где он прослужил два года. Он участвовал во Второй мировой войне в составе двенадцатого пехотного полка четвертой дивизии. Сердечная аритмия сделала писателя непригодным для пехоты, но в армии он находился с начала мобилизации, а в 1944 году он в составе союзных войск принимал участие в высадке на побережье Нормандии, был связным, служил в контрразведке. На фронте было нелегко, и в 1945 году будущий классик американской литературы попал в госпиталь с нервным срывом. Позже он с презрением относился к Вьетнамской войны и насмехался из ребят, которые вербовались. Горький и трагический опыт военных лет сыграл большую роль в формировании его как писателя. В Германии он женился функціонеркою национал-соціалїстичної партии Сильвией, но вскоре они развелись - он ненавидел нацистов так же сильно, как она ненавидела евреев.

1945 год был годом наибольшей творческой активности писателя, рассказы печатались один за одним. В этом же году выходит в свет роман «Над пропастью во ржи», который через несколько месяцев занял первое место в списке американских бестселлеров. В то время появились почти все самые известные рассказы Сэлинджера, которые вошли в сборник «Девять рассказов» (1953).

После громкой популярности, вызванной изданием романа, автор решил переехать в Новой Англии, где и приобрел себе загородный дом в Корніші, неподалеку от реки Коннектикут, штат Нью-Гемпшир. Его дом находится довольно далеко от соседей, за городом.

Второй его женой стала Клэр Дуглас (младше его на пятнадцать лет), в 1955 году, тогда же он написал «Фрэнни». Они жили в Корніші. В 1955 году у них родилась дочь Маргарет, позже - сын Мэтью. Сэлинджер оказался неплохим отцом, очаровывал детей своими рассказами, но писательская деятельность, образ жизни автора портили отношения в семье. В это время он пишет несколько повестей о семье Гласів и, не завершая цикл, покидает литературу навсегда, считая, что слава очень ему вредит. Он живет в своем доме, до ближайших соседей несколько миль, отгородившись от окружающего мира, отказывается давать интервью, и предотвращает всем попыткам поднять завесу его личной жизни. Значительную роль сыграло в этом и его увлечение восточными религиями - буддизмом и индуизмом, что хорошо заметно в последних повестях. Однако они не полностью пленили его, хоть были наиболее устойчивым увлечением, утверждает дочь автора. Некоторое время он интересовался саентологией, но вскоре покинул ее, также он интересуется гомеопатией, проводя за занятием ней большую часть дня.

В 1966 году Он расстался с Клэр и жил несколько месяцев с восемнадцатилетней Джойс Мейнард, которая позже стала писательницей и в 1998 году издала книгу воспоминаний (она же продала его письма, однако они были выкуплены Питером Нортоном и благородно возвращены автору). Потом некоторое время встречался с разными девушками (в частности с Элэйн Джойс). Похоже, что Сэлинджер пытался всегда держать возле себя юность,- нынешняя его жена Колин, бывшая гувернантка его детей, на пятьдесят лет моложе его.

«Над пропастью во ржи»

Это произведение, над которым автор, как утверждают критики, работал во время войны, является центральным в прозе Сэлинджера. Действия романа происходят в канун 1949 года, и перед нами предстает Америка 50-х годов, то есть послевоенного времени, настроениям которого соответствует психологическая атмосфера романа. Вторая половина 40-х годов в истории США - это период «холодной» войны. Американская реалистическая литература переживает кризис. Лозунгами дня становятся стяжательство, потребительство, стремление к эгоистического комфорта. В этой атмосфере искусственного оптимизма появляется роман Сэлинджера, который сделал своего рода переворот в общественном сознании. Герой Сэлинджера первым обвинил Америку в лицемерии, самовдоволенні, разврате. Писатель выбирает форму романа-исповеди, наиболее экспрессивную из всех возможных романних форм.

Семнадцатилетний Холден Колфилд, главный герой повествования, находясь на лечении в санатории для нервно больных, рассказывает о том, что с ним случилось около двух лет назад, когда ему было шестнадцать. Автор знакомит читателя с героем в момент острого нравственного кризиса, когда столкновение с окружающим миром оказалось для Холдена невыносимым. Внешне этот конфликт обусловлен несколькими обстоятельствами. Во-первых, после многих предупреждений Холдена отчисляют за неуспеваемость с Пэнси, привилегированной школы,- на него ждет нерадостный путь домой в Нью-Йорк, тем более, что его было исключено из трех других колледжей по тем же причинам. Во-вторых, Холден оскандалился и как капитан школьной фехтовальной команды: по рассеянности он оставил в метро все спортивное снаряжение своих товарищей, и целая команда вынуждена была возвращаться в школу ни с чем. В-третьих, Холден сам дает основания для сложных взаимоотношений с товарищами. Он очень стеснителен, обидчив, часто бывает просто грубым, разговаривает насмешливо-снисходительным тоном с товарищами. Однако Холдена более всего угнетают не личные обстоятельства, а дух всеобщего обмана и недоверия между людьми, которые господствуют в США. Его возмущает отсутствие элементарной человечности, вокруг он видит обман и лицемерие. Врут и в привилегированной школе в Пэнси, заявляя, что воспитывают смелых и благородных юношей, хотя на самом деле - самовлюбленных эгоистов и циников, убежденных в своем превосходстве над окружающими. Спортивные игры, которыми увлекаются в школах, становятся для него символом разделения общества на сильных и слабых «игроков». Герой тяжело страдает от безысходности, обреченности всех его спромог построить свою жизнь по справедливости и искренности в человеческих отношениях, от невозможности сделать ее осмысленной и содержательной. Учиться для того, чтобы сделаться пролазою, зарабатывать кучу денег, ездить на работу на машине, играть в бридж,- таким представляется Холденові жизнь большинства обеспеченных американцев,- это не для него. Отсюда его одиночество, внутренняя изоляция от окружающего мира, полный разлад с обществом относительно главных жизненных ценностей, нежелание подстраиваться под этот уровень. Холден, которому только шестнадцать, еще не успел привыкнуть к неписаных законов, регулирующих отношения людей в условиях социального неравенства. Он очень болезненно переживает переход от детского мира демократизма в мир установленного среди взрослых имущественного распределения; мечтает спасать детей от пропасти взросления. Более всего в жизни герой боится стать таким, как все взрослые. Именно этот бунт и привлек внимание всей читающей Америки, которая восприняла роман как осуждение социальной апатии и бездумного конформизма. Особенно модным стал роман среди младшего поколения читателей («потерянное поколение»). В то время битники выступили за раскрепощение от власти вещей, собственности, и Сэлинджер созданием образа Холдена Колфилда опередил их. Его герой начал, как и битники, с отрицания и максимализма, но, в отличие от них, на этом не останавливается. Движение романа - это медленное освобождение героя от поверхностного отношения к жизни. Два дня и две ночи, что их Холден проводит после бегства с Пэнси в Нью-Йорке, сыграли огромную роль в формировании его как личности. Сутенерство, проституция, откровенное насилие, что с ними сталкивается Холден, открывают ему такие реалии мира, по сравнению с которым все его прежние беды кажутся совсем незначительными. Вместе с тем «широкий мир» дает возможность встретиться со многими людьми, которые имеют много привлекательных черт. Случайные встречи с попутчицей в поезде, беседы с Фиби убеждают Холдена в шаткости позиции «тотального нигилизма». Он становится более терпимым и более рассудительным, в людях он начинает находить и ценить приветливость, искренность и воспитанность, учится понимать жизнь, и его бунт приобретает логическое завершение: вместо бегства на запад Холден и Фиби остаются в Нью-Йорке, потому что теперь Холден уверен, что бежать всегда легче, чем оставаться и отстаивать свои гуманистические идеалы. Он еще не знает, какая личность выйдет из него, но он уже твердо уверен, что человек сам жить не может.

Роман Сэлинджера является произведением с непростой тематикой. Он наполнен сложной символикой, тонкими едва заметными мотивам, где лиризм повествования сочетается с юмором, где печальную тональность резко меняет радостная и наоборот, где перед нами открываются сложная и многогранная система образов с тонким психологизмом в изображении внутреннего мира главного героя и его отношение к другим персонажам. Все это ставит повесть «Над пропастью во ржи» на уровень мировых шедевров XX века. Имена главных персонажей имеют тесную связь с их характером и их ролью в произведении, они значимы, несут в себе скрытый смысл, что дает возможность лучше понять персонажа.

Характер Холдена, его идеалы, убеждения - все это отражается на его имени, что имеет тесную связь с его личностью - личностью неординарного подростка, с его своеобразными взглядами, с его болезненной и, кажется, необычной психикой, что стал так близок множества читателей во всем мире. Имя «Холден» («hold» - сдерживаться) указывает на то, что он воздерживается от вхождения в общественной жизни, не воспринимает всю фальшь и притворство мира, который его окружает, однако не бунтует, а только сдерживается, чтобы не стать одним из тех, кого он ненавидит; воплощает не бунт, а лишь неприятие мира, правил игры, которые он навязывает каждому,- лицемерия, лживости и фальши. Другое значение слова «holden» - то, что скрывает,- характеризует еще одну Холденову риса - определенную замкнутость в себе, скрытность. Среди взрослых, среди большинства друзей, даже у своей девушки Салли Гайс, он не находит понимания, поэтому свою главную мечту он доверяет только Фиби. Фамилия - Колфилд(СаиІп'екі) - раскладывается на две части. Слово «caul» имеет прямое отношение к теме детства в романе; означает мембрану, которая защищает зародыш от механических повреждений и создает условия для его развития. Здесь видим прямую метафору идеала Холдена - быть ловцом во ржи, защищать детей от жестокости взрослых, от гряВНОго ругательства ва стенах школы, спасать их от пропасти взросления. Вторая часть (field - поле) тоже вызывает ассоциации с его мечтой, с полями ржи.. Имя и фамилия: создают краткий, но вполне точный портрет персонажа, где указаны его основные черты и стремления. В именах других персонажей тоже воплощены черты Холдена, через его отношение к ним, через их символику образов. В образе Фиби ярче всего воплощается любовь Холдена к детям. В имени Фиби можно найти разные значения. Слово phoebe англосаксов и греческом значит сияющая, что соотносится с ее функцией просветление настроения Холдена в романе; также означает маленького птиц (чибиса), для которого характерно постоянное движение, как и Фиби, хрупкая, постоянно в движении - танцует, смеется, пишет истории, говорит о своих друзьях. Фиби сияет, как светило, в жизни Холдена, давая ему истинное счастье, она всегда в его мыслях, влияет на его решение, удерживая его от необдуманных поступков.

Салли Гайс является ограниченной светским человеком, с которым Холден встречался, когда учился в Пэнси. Он говорит, что привык думать, будто она умная, потому что она знает немало про театры и литературу, но когда прошло достаточно времени, он увидел, что это не так. И после этого ресниц был влюблен в нее, хоть и помнил про свои настоящие чувства, когда чувствовал внезапное влечение к ней. ее фамилия - Гайс - указывает на обманный туман (haze) что символизирует то, как Холден смущается под его взглядом, как она затуманивает его сознание.

На образе Фейс Кавендиш раскрывается еще одна грань характера Холдена. Иногда он пытается выглядеть взрослым, и курение символизирует его стремление казаться старше, а фамилия «Фейс» определяется, как подслащенный жевательный табак, не связано с курением Холдена. Имя Фейс (Faith) выражает веру Холдена в том, что он может выглядеть взрослее.

Фамилия Джеймса Касла отражает его высокие идеалы. Вел словно находится в замке, возвышаясь над своими лицемерными: сверстниками. Он отказывается взять назад свои слова при любых условиях и совершает самоубийство раньше, чем его заставят это сделать. Джеймс выпрыгивает из окна, словно из своего замка высоких идеалов.

Джеймс Касл также имеет отношение к мотиву падения, что пронизывает всю повесть. Смерть Касла вызывает параллель с постепенным падением здоровья Холдена.

Имя Экли, вуграстого придурка, которого не принимают в обществе, звучит похоже на возгласы ouch (крик боли), ecch и аск (возгласы отвращения). Имя полностью соответствует характеру персонажа, указывает на его главные черты, на то, какую реакцию он может вызвать. Он и Холдена раздражает, но в то же время Холден жалеет его - на его примере он указывает на фальшь, царящую в Пэнси.

Холден восхищается Карлом Льюсом, главным образом из-за его интеллект - он имеет самый высокий IQ в Вутонській школе. Холден считает, что это единственное, что в нем достойно внимания. Фамилия Luce испанском означает «свет». Знание - свет, незнание - тьма. Это лучше всего характеризует Льюса и отношение к нему Холдена.

Имя одного из отрицательных персонажей, Бард Стредлейтер, тоже хорошо характеризует его. Фамилия этого героя перекликается со словом straddle (широко расставлять ноги), хорошо описывает его нрав, наглость и самоуверенность.

Как видим, большинство основных персонажей имеют имена, которые о многом могут сказать: их характер, привычки, отношение к ним рассказчика и, через него, самого автора.

Интересно, что каждое поколение молодых американцев по-своему воспринимало книгу Сэлинджера - через нигилизм к утверждению гуманистических идеалов.

ОСНОВНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ: «Над пропастью во ржи», «Девять рассказов», «Фрэнни».

ЛИТЕРАТУРА:

1. Орлова Р.Д. Сэлинджер // Краткая литературная энциклопедия: в 9 т.- Т. 7.- М., 1975.- С. 300-301.;

2. Галинская И. Л. Философские и' эстетические основы поэтики Дж. Д. Сэлинджера.- М.,1975.