ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

СЕЛИН, Луи Фердинанд

(1894 - 1961)

СЕЛИН, Луи Фердинанд - творчество писателя

СЕЛИН, Луи Фердинанд (Celine, Louis-Ferdinand; автонім: Детуш, Луи Фердинанд - 27.05.1894, Курбевуа - 01.07.1961, Медон) - французский писатель.

Селин - одна из самых противоречивых фигур в литературе XX в. Он - герой Первой мировой войны и «антигерой» Второй, антикоммунист и безбожник, антисемит и коллаборационист, автор блестящих по стилю проникновенных романов и одиозных памфлетов, врач и заключенный, бунтарь-одиночка и последний из «проклятых» писателей Франции, провокатор и эстет, гений и злодей...

Родился Селин в пригороде Парижа Курбевуа, деп. Сена. Отец, Фернан Детуш, был чиновником страховой компании; мать, Маргерит Детуш, была владелицей магазина женского белья и кружева. В 1897-1899 гг. семья несколько раз переезжала из одного угла Парижа в другой. В 1900 г. Луи начал учиться в школе, которую окончил в 1907 г. Год он провел в Германии, где учился в пансионах Д'єпхольца и Карлсруэ, а в 1909 г. - в колледжах Англии (в Рочестере и Бродстейрсі). В декабре 1910 г. Селин вернулся в Париж. Нанялся учеником к торговцу тканями, работал в парижских ювелиров. В сентябре 1912 г. записался в двенадцатый кирасирский полк квартировал в г. Рамбуйе, дослужился до унтер-офицера (1914 г.), написал «Записки кирасира». В начале войны полк находился в Лотарингии, а затем его перевели во Фландрию. В октябре 1914 г. Селин был ранен в руку, перенес две операции, его наградили медалью и военным крестом. В 1915 г. медицинская комиссия признала его непригодным к военной службе.

Селин работал в паспортном отделе Генерального консульства Франции в Лондоне, где женился на Сюзан Небу, однако французское консульство этот брак не зарегистрировало. Через год Селин получил должность надзирателя за плантациями в Камеруне. В марте 1917 г. заболел дизентерией и был отправлен во Францию. По дороге он написал свое первое художественное произведение - новеллу «Волны».

В июле 1919 г. Селин в Рени получил степень бакалавра, а через месяц женился на Эдит Фолле, дочерью профессора и будущего директора Школы медицины в Рени, куда Селин вступил следующего года. В 1924 г. он защитил диссертацию, работал в Комиссии по гигиене при Лиге Наций; поселился в Женеве. В течение следующих двух лет совершил служебные поездки в США, Африку, страны Европы. Вскоре он развелся с Эдит и сошелся с Элизабет Крэг, которой он посвятит свой роман «Путешествие на край ночи». Работал над пьесами, статьями, совершил поездки в центральноевропейские страны.

В 1932 г. вышел в свет крупнейшее произведение Селина - роман «Путешествие на край ночи», Селин получил премию «Ренодо». Именно с этим романом связано появление псевдонима Селина - так звали его бабушку по материнской линии.

В романе «Путешествие на край ночи» Селин объявил «апокалиптический крестовый поход» против ценностей гуманизма и демократии, против «музыки оптимизма» как дурмана и оправданию насилия над человечеством. Он изобразил страшную, поистине апокалиптическую картину современного ему абсурдного и циничного мира. Жизнь в романе - длительная агония, «дорога гниения», единственной правдой и реальностью среди фантомов есть смерть. Главный герой и рассказчик произведения - Фердинанд Бардамю, образ автобиографический, в нем узнаются эпизоды жизни автора в течение 1913 - 1932 гг. Именно он путешествует «на край ночи», выворачивает мир наизнанку и показывает его гнилое нутро. Путешествие протагониста осуществляется в четыре этапа. Первый этап - фронт Первой мировой, куда он, студент-медик, пошел добровольцем под влиянием пропаганды. На войне он переживает ужас и лишения, видит горы трупов и бессмысленную бойню, и мечтает лишь о том, чтобы попасть в плен. Здесь он встречается с другим французским солдатом, Леоном Робинзоном, своим двойником. Бардамю получает ранение, лечится в Париже, знакомится с американкой Лолой и скрипачкой Мюзім. Опыт войны сделал Бардамю убежденным трусом, и на трусости основаны его антимілітаризм и неверие в будущее.

Второй этап путешествия героя - Африка, к берегам которой он отплывает через несколько месяцев после освобождения от военной службы. В одной из французских колоний он надеется встать на ноги, но получает впечатление ада. Герой чудом порятовується на корабле, снова встречается с Робинзоном, болеет малярией, и разочаровывается как в хищных колонизаторах, так и в покорных тубыльцах.

Третий этап - Америка, где Бардамю пробыл около двух лет. Сначала он работает учетчиком блох в карантинном госпитале, потом ходит без работы и без копейки в кармане, обращается за помощью к своей бывшей любовницы Лолы. Бардамю устраивается на завод в Г. Форда, однако вскоре отпуска. и это занятие, познакомившись в доме терпимости с Молли, ласковой и преданной девушкой, которая помогает ему материально. И в Америке Фердинанд случайно встречается с Леоном Робинзоном.

Наконец, Бардамю возвращается на родину, возобновляет занятия медициной, сдает экзамены, получает диплом и право вести врачебную деятельность. Он открывает собственный врачебный кабинет на окраине Парижа, в Гаренн-Драньє, где живут представители бедных слоев общества, деклассированные элементы. Впоследствии он устраивается ассистентом главного врача в психиатрическую больницу. В этой части романа тоже действует Робинзон. Бывший неудачник-убийца, который едва не потерял зрение, сбежал от своей невесты Мадлон. И приехала за ним в Париж, но ей не удается добиться от Робинзона согласия вернуться в Тулузу и жениться на ней, и она стреляет в него в упор из пистолета. Бардамю безразлично держит умирающего друга за руку, рассуждая мысленно о самого себя. Оказывается, ему не хватало того, «что делает человека больше ее собственную жизнь: любви к чужой жизни... Не было во мне человечности».

Романа, изображающий абсурд и хаос жизни, мир, который подошел к самому краю», соответствует и язык. С. порывает с традициями классической литературного французского языка, широко применяет разговорный «уличный» язык, арґотизми, неологизмы, табуированную лексику. «Путешествие...» повлияла на формирование екзистенціалістського типа романа и екзистенціалістського героя, который, по мнению Селина, есть «молодой человек без коллективной значимости... просто индивидом».

В 1933 г. Селин познакомился с Элизабет Поркероль, связь с которым продлится два года, и начал работать над своим вторым - и по времени, и по значению - романом «Смерть в кредит» (1936). Материал этого произведения нескрываемо автобиографический. Селин отказывается от вымышленного рассказчика, создавая максимально приближенную к автору лицо Фердинанда. Роман посвящен детским воспоминаниям и впечатлениям героя. Здесь изображен жестокого отца, больного полиомиелитом мать, которая работает продавцом, зарабатывая и содержа семью. Фердинанд оставляет дом и помогает осуществить отчаянные планы изобретателю и повітроплавцю Куртіалю где Перейру. Повествование в романе максимально приближена к непринужденной разговорной интонации. Стиль «Смерти в кредит» сам автор называл «дырчатым, кружевным», он характерен дискретностью, отрывочностью, недосказанностью повествования.

В 1935 г. вместе с пианисткой Люсьен Дельфорж писатель путешествует Данией, Германией, Австрией. В конце года он познакомился с танцовщицей Люсетт Альмансор, на которой женился в 1943 г. В мае 1936 г. Селин посетил Англию, а в августе - СССР. Поводом для поездки в Советский Союз было желание получить деньги за русский перевод «Путешествия на край ночи» (в 1934 г. его в сокращенном виде перевела Эльза Триоле). Селин провел в СССР два месяца, месяц жил в Ленинграде, посещал театры и музеи. Вот как он описывает свои впечатления после возвращения в частных письмах: «Я вернулся из России. Какой ужас! который никудышный блеф! какая грязная и нелепая история! Как все это гротескно, теоретически и преступно!»; «Все это отвратительно, страшно, немыслимо мерзко... ГряВНО, бедно - отвратительно. Тюрьма. Повсюду полиция, бюрократия и страшный хаос. Все блеф и тирания». В результате поездки Селин написал антикоммунистический памфлет «Меа culpa» (лат. - «Моя вина»). В нем он отрицает сами основы коммунизма, классовый антагонизм и возможности социального совершенствования. По мнению автора, причина этого кроется в самом человеке, «настоящего незнакомца всех возможных и невозможных обществ», ведь «человек настолько же человечная, насколько курица умеет летать». Умнее от социалистов были иерархи церкви, которые считали человека «грязью» и ничего не обещали ему, кроме загробного спасения. Того же года издательство Деноеля выдало «Меа culpa» и докторскую диссертацию Селина «Жизнь и творчество Филиппа-Игнаца Земмельвейса», посвященную венгерскому врачу-гинекологу XIX ст.

Зато с позиции анархиста, гонимого буржуазией, публикой, Селин перешел на позицию гонителя. Накануне войны он начал бороться за мир с парадоксальной позиции - пацифизма, построенной на расовой теории. Следующие два года были ознаменованы скандальными памфлетами «Мелочи для погрома « (1937) и «Школа трупов « (1938). В то же время писатель начал сотрудничать с антисемитскими организациями. В самом названии «Мелочи для погрома» кроется выпад против врагов нацизма. Селин писал, что не желает воевать за Гитлера», но не желает воевать и против него, за евреев». Он обвиняет евреев в разжигании войны, заявляет, что именно евреи «толкают нас к пулеметов». Памфлет «Школа трупов» было подвергнуто преследованию. В 1939 г. суд признал Селина и Деноеля виновными в клевете на доктора Руке; оба памфлеты на два месяца были изъяты из продажи как разжигающие расовую вражду.

С началом Второй мировой войны Селин хотел добровольно вступить врачом во французскую армию, однако по состоянию здоровья его признали непригодным для службы. В 1940 p. Селина назначили главным врачом диспансера в Сартрувілі, после оккупации он работал в диспансере Безона. В период оккупации Селин дал одиннадцать интервью, отправил в парижские газеты и журналы более тридцати писем. В 1941 г. вышел памфлет «Переполох», который был запрещен во французской неоккупированной зоне. В 1942 г. после возвращения из Берлина, куда Селин поехал в составе делегации французских врачей, он подписал «Манифест интеллигенции против преступников-англичан».

В марте 1944 г. писатель издал роман «Марионетки» («Guignol'sband»). В июне Селин с женой покинули Францию, поселились в Германии (Баден-Баден, Кренцлін, Зіґмарінґен). В 1945 г. они добрались до Копенгагена, а в то время в освобожденной от гитлеровцев Франции уже был выписан ордер на арест Селина. Франция обратилась к правительству Дании с просьбой об экстрадиции писателя, и в декабре он был арестован. Селин провел в тюрьме полтора года, где написал «Ответы на обвинения « и «Феерии для другого раза». 24 июня 1947 г. Селин был освобожден под честное слово, поселился в доме своего адвоката в Кларсковгаарді, где написал повесть «Траншея» («Casse pipe», 1949). 21 февраля 1950 г. Судебная палата Парижа заочно вынесла приговор Селину: один год тюрьмы, выплата 50 000 франков штрафа, лишение прав и конфискация половины имущества. В апреле 1951 г. писатель был амнистирован, а в июле он вернулся с женой во Францию, поселился в Медоне и вскоре открыл частный медицинский кабинет.

В последнее десятилетие своей жизни Селин выдал «Феерии для другого раза» (1952-1954), романы «Беседы с профессором Y» (1954), «Из замка в замок» (1956), «Север» («Nord», 1959). После смерти Селина были опубликованы романы «Лондонский мост» («Guignol'sband», II, 1964), «Рігодон» (1969), а также вышли «Селінівські тетради» («Cahiers Celin», 1976).

Романы «Из замка в замок», «Север» и «Ріґодон» составляют т.н. «военную трилогию». В них имеющийся значительный биографический элемент: побег из Франции в Германию, переезд в Данию, арест Селина, возвращение во Францию после амнистии. Любые связные истории в трилогии отсутствуют, есть только монолог автора, развернутый в три огромные книги. Этот монолог призван опровергнуть претензии на выражение идей, на свяВНОсть, на «порядок», которому писатель противопоставляет беспорядок. Поздние романы Селина - политические памфлеты, и, по словам О. Зверева, интересуют «в основном как иллюстрация его идеологических приоритетов и поступков, которые из них вытекали». Однако чрезвычайно интересной является позиция рассказчика трилогии. Он - предатель, что носит фамилию автора, к которому приближен и жизненными обстоятельствами, и образом мыслей. Он понимает свою обреченность, убегает, и все повествование разворачивается в трилогии вокруг темы бегства, которая, в свою очередь, порождает тему «сакрального» границы. То, что произведение написано с позиции обреченного изменника на фоне агонии гитлеровской Германии рубеже 1944-1945 гг., обуславливает основную тональность книги: отчаяние и исторический пессимизм. Однако нередко отчаяние обрывается смехом - горьким смехом человека, которая увидела убожество нацистской пропаганды, идеи «новой Европы».

На русском языке роман Селина «Путешествие на край ночи» перевел П. Таращук.



Есть. Васильев