ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

СЕЛА, Камило Хосе

(1916 - 2002)

СЕЛА, Камило Хосе - творчество писателя

СЕЛА, Камило Хосе (Cela, Camilo Jose - 11.05.1916, Ирия-Флавия - 17.01.2002, Падрон) - испанский прозаик, лауреат Нобелевской премии 1989 г.

Села - не найсуперечливіша фигура испанской литературы XX в. «Немало испанцев утверждает, что выдающийся писатель открывал своего рта, чтобы говорить только гадости. Чего стоят его слова по случаю его награждения престижной испанской премией Сервантеса, о которой литератор сказал, что «она покрыта говном». Его личная жизнь была и остается пищей для различных пересудов, которые чаще всего характеризуют отнюдь не с лучшей стороны великого писателя» (А. Жінґель).

Камило Хосе Мануэль Хуан Рамон Франсиско де Херонимо Села и Трулок родился в поселке Ирия Флавия (муниципалитет Падрон), что в Галисии, в англо-испанской семье. В 1926 г. семья переехала в Мадрид. Села четыре раза выгоняли из школы. После ее окончания учился в Мадридском университете, сначала на медицинском, затем на юридическом и философском факультетах, но в 1936 p., с началом гражданской войны, прекратил обучение. Был мобилизован в армию франкистов, но вскоре после тяжелого ранения вернулся домой.

После окончания войны сменил много профессий: был цензором, актером, журналистом, художником, тореро, обошел пешком почти все провинции Испании. Уже первый роман Села «Семья Паскуаля Дуарте» («La familia de Pascual Duarte», 1942) вызвал значительный резонанс и имел скандальный успех. Этим романом Села начал в испанской литературе художественное направление «тремендизму» (с исп. «tremendo» - ужасный, страшный), поскольку, описывая современную испанскую действительность, обращался к ее самых темных и самых неприглядных сторон, акцентируя внимание на картинах насилия и атмосфере страха, отчаяния, уныния, ненависти, которая их сопровождала. Роман построен в форме предсмертной повествования крестьянина Паскуаля Дуарте, приговоренного к смертной казни за убийство помещика-графа. Паскуаль - не прирожденный убийца, напротив, в нем развито чувство человечности и милосердия, но, разуверившись в мире, в котором живет, он отвечает на его несправедливость насилием. Сам Села писал о своем герое: «...тот, кого обычно называют преступником, не более чем орудие преступления; настоящий преступник - это общество, которое порождает эти орудия, или же позволяет их порождать». В критике уже привычным стало сопоставление этого романа Села с романом А. Камю «Чужой», также вышел в свет в 1942 г.

В «тремендистській» манере написан и второй роман Села «Пансионат» («Pabellondereposo», 1942), в котором писатель рисует жизнь больных туберкулезом. Топос романа сугубо екзистенціалістський: изолированный мир пансионата. Каждый больной обозначен номером комнаты, в которой он живет (моряк № 73, юноша № 14), и думает о смерти. Не меньшую литературную славу, чем первое произведение, принес Села его третий роман «Улей» («La colmena», 1943), который основал еще один - «объективистский» направление художественного развития испанской прозы - бесстрастное, протокольно-хроникальное отражение действительности. События романа происходят в Мадриде 1942 г. в небольшом кафе. В романе действует около 160 персонажей - посетителей кафе доньи Росы. Это собственники и предприниматели, чиновники и полицейские, проститутки и журналисты, рабочие и служащие и т.п., которые в целом представляют все слои, пестрый улей испанского общества, который, в отличие от настоящего, пчелиного улья, символизирует пристосуванське, бездейственное, лишенное активной общественной позиции и высоких гражданских идеалов жизни рядового гражданина Испании.

В 1944 г. Села женился на Росарио Конде Пікавеа, которая стала ему верным спутником и личным секретарем до того момента, когда в 80-х гг. писатель влюбился в журналистку Марину Кастаньо, младше его на 41 год. В 1991 г. был зарегистрирован брак Села с Кастане, которая стала после его смерти единственной наследницей наследия писателя, в завещании Села не нашлось места даже для его внучки Камилы.

Целый ряд последующих романов, в которых Села прибегает к экспериментам с различными художественными стилями и приемами отечественной и иностранной прозы («Новые приключения и неудачи Ласарільйо с Тормеса» - «Nuevas andanzas в desventuras de Lazarillo de Tormes», 1944; «Миссис Колдуел разговаривает со своим сыном», 1953; «Рыжеволосая», 1955), не стали заметными вехами в его творчестве. Значительный литературный резонанс и целую волну подражаний вызвала его книга путевых заметок «Путешествие в Алькарію» («Viaje a la Alcarria», 1948), в которой в «об'єктивістській» манере Села рассказывает о быте и обычаях Испании, делает экскурсы в историческое прошлое. В 50-60-х pp. Села обратился и к жанру культурологического очерка, в котором рассуждает о проблемах истории, искусства, языка: «Евреи, мавры и христиане» (1956), «Первое путешествие по Андалузии» (1959), «От Леріди по Пиренеях» (1963-1964). С 50-60-х гг. Села параллельно работал в жанре новеллистики, сочетая бытовой, натуралистический стержень с элементами условности и гротеска: «Галісієць и его квадрілья» (1951), «Ветряная мельница»(1956), «Испанские истории. Слепые и дурачки» (1958) и др. Он также является составителем словарей: «Секретный словарь» (1968-1971) и «Эротическая энциклопедия» (1976).

Села был членом Испанской королевской Академии литературы и языка (с 1957 p.), почетным доктором 25 университетов мира, основателем литературного журнала «Папелес в Сон Армаданс», с 1977 г. - сенатором. У1984 г. он получил Нобелевскую премию по литературе, а в 1987 г. - не менее престижную премию принца Астурийского. Его книги переведены на все европейские языки.

Украинский язык отдельные произведения перевели П. Соколовский и А. Собуцкий.



В. Назарец