ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

САЙМАК, Клиффорд Доналд

(1904 - 1988)

САЙМАК, Клиффорд Доналд - творчество писателя

САЙМАК, Клиффорд Доналд (Simak, Clifford Donald - 03.08.1904, м. Мілвілл, шт. Висконсин - 25.04.1988, Миннеаполис, шт. Миннесота) - американский писатель-фантаст.

Родился в семье фермера. После окончания школы учился в университете штата Висконсин в Мэдисон, но не закончил его. Работал учителем, а затем репортером и редактором отдела новостей в городской газете Миннеаполиса, где прожил всю жизнь. С 1977 г. - на пенсии.

Первая публикация Саймака - рассказ «Мир Красного Солнца» (1931), как и последующие ранние пробы пера, не имели успеха, потому Саймак на некоторое время оставил литературу и снова вернулся к журналистике. Окончательный выбор в пользу фантастики Саймакзробив в конце 30-х pp., после знакомства и творческого сотрудничества с главным редактором американского журнала «Естаундінґ сторіз», специализирующийся на научно-фантастической литературе, Дж. Кэмпбеллом. Последний стал своеобразным «крестным отцом» для целой когорты выдающихся писателей (А. Азимова, Л. Дель Рея, Р. Хайнлайна, Г. Каттнера, К. Мур), которые определили жанровые приоритеты и тематические направления развития не только американской, но и мировой фантастики.

Первый роман Саймака «Космические инженеры» («Cosmic engineers», 1939) варьирует уже традиционную в то время тему космических приключений, описанных в жанре т.н. «космической оперы», то есть авантюрно-развлекательного, близкого к массовой литературы тематического ответвление фантастики. Однако уже следующие романы Саймака были отмечены большей глубиной и серьеВНОстью проблематики, склонностью до философских обобщений, размышлений о судьбе и вероятные перспективы развития человеческой цивилизации. В романе «Время снова и снова» («Time and Again»,1951) Саймак нарушает идею равноправия и братства галактических цивилизаций раВНОй формы жизни, в частности на «органической» и «механистической» основах. Сюжетную основу романа «Кольцо вокруг Солнца. Рассказ о завтрашнем дне» («Ring Around the Sun. A Story of Tomorrow», 1952-1953) составляет описание параллельных миров и мутантов, которые разрушают экономику Земли с помощью «вечной» технологии. Литературное признание и широкую популярность Саймаку принес роман «Город» («City», 1952), отмечен престижной Международной премией в жанре «фэнтези». Роман композиционно построен как цикл из восьми сюжетно завершенных новелл, в которых речь идет о будущем человечества. Лейтмотивом сквозь весь роман проходит легендарная сага о семье Вебстерів, последних «хранителей» Земли после тотального переселения человечества на Юпитер. На Юпитере человечество трансформируется в фантастических существ-прыгунов - высшую форму разумной жизни, а на Земле появляется новая цивилизация - умных Собак, которые, запретив убийства живых существ, стремятся объединить всех земных животных в единую семью. Основную идею произведения выражает один из главных героев романа, старый робот Дженкинс, воспитатель (в течение нескольких тысячелетий) многих поколений Вебстерів, а позже - цивилизации Собак: «Уже пять тысяч лет, если не больше, на Земле не было убийств. Сама мысль об убийстве искоренена из сознания... Так оно лучше, сказал себе Дженкинс. Лучше потерять этот мир, чем снова начать убивать».

Уже в первых романах достаточно четко определяется главная тема творчества Саймака - тема научно-технической и духовной зрелости человечества, его готовности к встрече с представителями внеземных цивилизаций (недаром в критике Саймака часто называют «певцом контакта»). «Способность сопереживать и понимать для Саймака главный критерий нравственности, наивысший принцип отношений между различными галактичними расами, - пишет российский исследователь творчества писателя В. Гопман. - Поэтому главное для писателя тема - контакт, встреча землян с внеземной цивилизацией. «Пришельцы как соседи» - это название одной из книг Саймака может быть поставлена эпиграфом всего творчества писателя. Решая эту тему с достойной удивления сюжетной изобретательностью, Саймак непременно стремится утвердить мысль, что при наличии доброй воли и стремления жить в мире любые галактические расы смогут договориться между собой, каким бы причудливым ни был их внешний вид (а инопланетяне Саймака удивительно раВНОобразны: раВНОцветные пузыри, умные цветы, маленькие черные человечки, сурки, кегельні шары, прозрачные ульи на колесах)».

Тема контактов между представителями разных галактических цивилизаций осталась основной и в творчестве Саймака 60-х pp. В контакт с представителями параллельных миров вступает главный герой романа «Вся плоть - трава» («All Flesh is Grass», 1965). В романах «Принцип оборотня» («The Werewolf Principle», 1967) и «Заповедник гоблинов» (The Goblin Reservation», 1968) описаны различные уровни контакта с иноземным разумом: с инопланетянами, а также и с «собственными» мифологическими существами, искусственно созданными людьми с помощью генной инженерии. В отдельных произведениях Саймака этого периода, посвященных теме контакта, звучат и пессимистические мотивы. Главный герой романа «Что может быть проще времени» («Time is the Simplest Thing», 1961), как и другие люди с экстрасенсорными способностями, вследствие нежелания объясниться и преследования со стороны «обычных» людей вынуждены перебраться на другую планету. Конфликт между людьми и инопланетянами изображен и в романе «Почти как люди» («They Walked Like Men», 1962). Одно из лучших произведений Саймака этого периода - роман «Транзитная станция» («Way Station», 1963). Главный герой романа, ветеран американской Гражданской войны Инек Уоллис, получив от инопланетян бессмертие, выполняет специальную миссию смотрителя галактической транзитной станции, предназначенной для контактов представителей разных космических цивилизаций. Уоллис пытается преодолеть раВНОгласия и неприязнь соотечественников, готовя их таким образом к времени открытого вступления человечества в Галактическую федерацию.

В 70-80-х pp., по наблюдениям критиков, производительность Саймака несколько снизилась, хотя его фантастика, как и раньше, была и есть популярной, о чем свидетельствуют премия «Неб'юла» за рассказ «Грот танцующего оленя» («Grotto of the Dancing Deer», 1981). Среди произведений этого периода выделяются сборник рассказов «Лучшие новеллы Саймака» («The Best of Clifford D. Simak», 1975), романы «Мир-кладбище» («Cemetery World», 1973), «Дети наших детей» («Our children's Children», 1974), «Планета Шекспира» («shakespeare's Planet», 1976), «Звездное наследие» («A Heritage of Stars», 1977), «Братство талисмана» («The Fellowship of Talisman», 1978), «Гости» («The Visitors», 1980), «Где живет зло» («Where the Evil Dwells», 1982), «Путь вечности» («High Way of Eternity», 1986). Саймак - лауреат многих национальных и международных литературных премий, он награжден Американской ассоциацией писателей-фантастов звания «Великий Магистр премии «Неб'юла».



В. Баварец