|
САЯТ-НОВА
(1712 - 1795)
САЯТ-НОВА - творчество писателя
САЯТ-НОВА (автонім: Саядян, Арутін - 1712, Тбилиси - 1795, там же) - армянский поэт.
Саят-Нова - выдающаяся фигура армянской поэзии XVIII в., творчество которого как бы увенчала все то лучшее, что создал поэтический гений народа от времен Григора Нарекаці. Однако поэзия Саят-Новы - явление не только армянской литературы. Создавая свои произведения также на грузинском и армянском языках, Саят-Нова унаследовал и развил художественные традиции этих литератур.
Будущий поэт родился в Тбилиси, в бедной армянской семье. Его отец - выходец из Алеппо, а мать - уроженка Тбилиси. Саят-Нова, крепостной грузинского царевича Георгия, начальное образование получил, скорее всего, в школе при армянском монастыре Санаїн, впоследствии стал учеником ткача, однако довольно быстро оставил это ремесло и всецело отдался поэзии, взяв псевдоним Саят-Нова. Начало его творчества приходится на 1742 г. Очень быстро он прославился как поэт и певец, поэтому и не удивительно, что его пригласили во двор грузинского царя Ираклия II. Хотя поэт, благодаря своему уму и таланту, пользовался благосклонностью царя, все же, принимая во внимание некоторые факты и, в первую очередь, его стихи, жизни Саят-Новы при дворе не было безоблачным. Завистливые и надменные придворные высмеивали его простое происхождение, пытались унизить его, оклеветать перед царем. В конце концов Саят-Нова был изгнан из дворца, его заставили принять сан священника, а после этого сослали в Ахпатський армянский монастырь. Поэт погиб в сентябре 1795 г. во время варварского нашествия войск Ага-Мухаммед-шаха Каджарам на Тбилиси.
Саят-Нова был убежден в высокой миссии искусства. В одном из стихотворений поэт называет себя «слугой народа», который выражает мысли и надежды простых людей и тем самым «лечит» их душевные раны. По глубокому убеждению поэта, искусство должно воспитывать в человеке доброту, честность, человеколюбие, оно призвано клеймить злых и негодных людей:
Выслушай меня, сердце воспалительное:
Смирность полюби, честность полюби.
Бесполезен тебе мир. Бога полюби,
Душу полюби, вторая полюби!
Как Господь велит, ты добро твори,
Заповедь святых по душе бери.
В глубине ее имеешь три вещи:
Письмено, перо, книгу полюби!..
(«Услышь меня...», здесь и далее пер. В. Кочевського)
Поэзии Саят-Новы чужда созерцательность. Его поэтические размышления вызваны живой и противоречивой действительностью, именно поэтому его лирика и, особенно, медитативно-философские стихи отличаются активным отношением к жизни, несут в себе глубокие и самобытные обобщения. Поэтическому слову Саят-Новы присущи страстность и большое общественное звучание:
От сердца людям ты служи - слуга же ты их,
Саят-Нова!
И не желай судьбы царей - даров, утех,
Саят-Нова!
За желчь ты сахар поднеси, что приберег,
Саят-Нова!
Не вызови каменюк злобы на свой порог,
Саят-Нова!
(«От сердца людям ты служи...»)
Центральное место в творчестве Саят-Новы занимает тема любви. Любовная лирика Саят-Новы, которой присущи исключительная глубина психологического раскрытия этого высокого человеческого чувства, точность и непосредственность доведенного до поэтического совершенства стиха, является одним из восхитительных откровений средневековой армянской лирики, а возможно, и всей средневековой армянской поэзии. На первый взгляд, его любовная лирика может показаться несколько однообраВНОй. Однако, по меткому наблюдению В. Брюсова, «какое неисчерпаемое раВНОобразие поэт сумел вложить в эту кажущуюся однотонность! Он почти всегда говорит о любви, но его раВНОцветные оттенки в разных стихах, все эти переходы от тихой нежности до пламенной страсти, от отчаяния до восторга, от сомнения в самом себе до гордого самосознания художника! Действительно, Саят-Нову можно назвать «поэтом оттенков».
Саят-Нова основном певец несчастной, неразделенной любви. Его любовную лирику, как и вообще произведения любого значительного лирика в мировой поэзии, невозможно представить вне его мировоззрением. Саят-Нова глубоко озабоченный судьбами человека и мира, он стремится к идеалу добра и справедливости. И несмотря на все, каким бы несчастным он не был в любви, какими бы неразделенными не были его чистые и святые чувства, любимая остается единственным «доктором» его душевных ран, единственным существом, без которой жизнь для него - ничто:
От мук моих - в слезах скала.
Что ты со мной сыграла?
Саят-Нову с ума свела,
С ума свела.
Красной, как ты, в мире не найти,
Не найти, не найти
Красной, как ты!
Выдающаяся роль Саят-Новы и в совершенствовании поэтики армянского стиха. Его произведения «полны ассонансов, аллитераций, повторных и внутренних рим, он один из величайших мастеров «звукопису», которых знала мировая поэзия» (В. Брюсов).
На украинском языке поэзии Саят-Новы переводили М. Рыльский, В. Кочевский и Г. Халимоненко.
В. Налбандян
|
|
|