ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

САЯТ-НОВА

(1712 - 1795)

САЯТ-НОВА - творчество писателя

САЯТ-НОВА (автонім: Саядян, Арутін - 1712, Тбилиси - 1795, там же) - армянский поэт.

Саят-Нова - выдающаяся фигура армянской поэзии XVIII в., творчество которого как бы увенчала все то лучшее, что создал поэтический гений народа от времен Григора Нарекаці. Однако поэзия Саят-Новы - явление не только армянской литературы. Создавая свои произведения также на грузинском и армянском языках, Саят-Нова унаследовал и развил художественные традиции этих литератур.

Будущий поэт родился в Тбилиси, в бедной армянской семье. Его отец - выходец из Алеппо, а мать - уроженка Тбилиси. Саят-Нова, крепостной грузинского царевича Георгия, начальное образование получил, скорее всего, в школе при армянском монастыре Санаїн, впоследствии стал учеником ткача, однако довольно быстро оставил это ремесло и всецело отдался поэзии, взяв псевдоним Саят-Нова. Начало его творчества приходится на 1742 г. Очень быстро он прославился как поэт и певец, поэтому и не удивительно, что его пригласили во двор грузинского царя Ираклия II. Хотя поэт, благодаря своему уму и таланту, пользовался благосклонностью царя, все же, принимая во внимание некоторые факты и, в первую очередь, его стихи, жизни Саят-Новы при дворе не было безоблачным. Завистливые и надменные придворные высмеивали его простое происхождение, пытались унизить его, оклеветать перед царем. В конце концов Саят-Нова был изгнан из дворца, его заставили принять сан священника, а после этого сослали в Ахпатський армянский монастырь. Поэт погиб в сентябре 1795 г. во время варварского нашествия войск Ага-Мухаммед-шаха Каджарам на Тбилиси.

Саят-Нова был убежден в высокой миссии искусства. В одном из стихотворений поэт называет себя «слугой народа», который выражает мысли и надежды простых людей и тем самым «лечит» их душевные раны. По глубокому убеждению поэта, искусство должно воспитывать в человеке доброту, честность, человеколюбие, оно призвано клеймить злых и негодных людей:

Выслушай меня, сердце воспалительное:

Смирность полюби, честность полюби.

Бесполезен тебе мир. Бога полюби,

Душу полюби, вторая полюби!

Как Господь велит, ты добро твори,

Заповедь святых по душе бери.

В глубине ее имеешь три вещи:

Письмено, перо, книгу полюби!..

(«Услышь меня...», здесь и далее пер. В. Кочевського)

Поэзии Саят-Новы чужда созерцательность. Его поэтические размышления вызваны живой и противоречивой действительностью, именно поэтому его лирика и, особенно, медитативно-философские стихи отличаются активным отношением к жизни, несут в себе глубокие и самобытные обобщения. Поэтическому слову Саят-Новы присущи страстность и большое общественное звучание:

От сердца людям ты служи - слуга же ты их,

Саят-Нова!

И не желай судьбы царей - даров, утех,

Саят-Нова!

За желчь ты сахар поднеси, что приберег,

Саят-Нова!

Не вызови каменюк злобы на свой порог,

Саят-Нова!

(«От сердца людям ты служи...»)

Центральное место в творчестве Саят-Новы занимает тема любви. Любовная лирика Саят-Новы, которой присущи исключительная глубина психологического раскрытия этого высокого человеческого чувства, точность и непосредственность доведенного до поэтического совершенства стиха, является одним из восхитительных откровений средневековой армянской лирики, а возможно, и всей средневековой армянской поэзии. На первый взгляд, его любовная лирика может показаться несколько однообраВНОй. Однако, по меткому наблюдению В. Брюсова, «какое неисчерпаемое раВНОобразие поэт сумел вложить в эту кажущуюся однотонность! Он почти всегда говорит о любви, но его раВНОцветные оттенки в разных стихах, все эти переходы от тихой нежности до пламенной страсти, от отчаяния до восторга, от сомнения в самом себе до гордого самосознания художника! Действительно, Саят-Нову можно назвать «поэтом оттенков».

Саят-Нова основном певец несчастной, неразделенной любви. Его любовную лирику, как и вообще произведения любого значительного лирика в мировой поэзии, невозможно представить вне его мировоззрением. Саят-Нова глубоко озабоченный судьбами человека и мира, он стремится к идеалу добра и справедливости. И несмотря на все, каким бы несчастным он не был в любви, какими бы неразделенными не были его чистые и святые чувства, любимая остается единственным «доктором» его душевных ран, единственным существом, без которой жизнь для него - ничто:

От мук моих - в слезах скала.

Что ты со мной сыграла?

Саят-Нову с ума свела,

С ума свела.

Красной, как ты, в мире не найти,

Не найти, не найти

Красной, как ты!

Выдающаяся роль Саят-Новы и в совершенствовании поэтики армянского стиха. Его произведения «полны ассонансов, аллитераций, повторных и внутренних рим, он один из величайших мастеров «звукопису», которых знала мировая поэзия» (В. Брюсов).

На украинском языке поэзии Саят-Новы переводили М. Рыльский, В. Кочевский и Г. Халимоненко.



В. Налбандян