|
САУТИ, Роберт
(1774 - 1843)
САУТИ, Роберт - творчество писателя
САУТИ, Роберт (Southey, Robert - 12.08.1774, Бристоль - 21.03.1843, Грета-Холл поблете. Кезвіка) - английский писатель.
Саути - один из представителей «озерной школы» (вместе с В. Вордсвортом и С.Т. Колріджем). С самого начала своего творческого пути был тесно связан сначала с Колріджем, а потом с Вордсвортом. Первое произведение поэта - драма «Гибель Робеспьера» («The Fall of Robespierre», 1794) - было издано под именем Колріджа, хотя два акта из трех написал Саути.
Политические взгляды Саути, радикальные по своей сути, в начале 40-х гг. изменились реакционными, что вызвало не только резкую критику со стороны его врагов, но и насмешку единомышленников, в частности Дж.Н.Г. Байрона. А в 1812 г. П.Б. Шелли писал в письме к В. Ґодвіна: «Саути, поэт, принципы которого когда-то были чистыми и высокими, теперь стал підлесливим защитником всяческого абсурда и мракобесия». Шелли имел в виду политическую программу Саути 1811-1812 гг., его выступления против предоставления католикам гражданских прав, парламентских реформ и борьбы ирландцев за независимость.
Саути родился в семье лавочника в Бристоле, учился в Оксфордском университете. После непродолжительного пребывания в Испании (1795-1796), что произвело на него сильное впечатление и послужило импульсом для основательного изучения культуры и истории этой страны, он поселился в Кезвіку, вблизи Вордсворта. Сойдясь с Вордсвортом и Колріджем, он познакомился с основными постулатами их эстетической программы, изложенной в предисловии к сборнику баллад, и почти полностью их принял. В отличие от Вордсворта и Колріджа, Саути не очень заинтересовала теория романтизма. В 1813 г. он был удостоен звания поэта-лауреата, от которого отказался В. Скотт.
Творчество Саути можно разделить на два периода: первый - 1794-1813 pp., для которого характерно доминирование поэзии и драматических произведений; второй - после 1813 до 1843 г., когда были созданы в основном прозаические произведения.
Свою творческую деятельность Саути начал в конце 90-х pp., обратившись к жанру народной баллады. Его первые произведения пронизаны сочувствием к беднякам и нищим. В ряде произведений («Жена солдата», «Жалобы бедняков», «Погреб нищего») поэт выступает против бесправия и угнетения народа. Так, в балладе «Жалобы бедняков» в форме обширного ответа на вопрос богача - поэта собеседника о том, чего сетуют бедные люди, автор изображает целую галерею нищих, вынужденных мороВНОй холодной ночи просить милостыню у случайных прохожих. Каждый портрет в балладе строго индивидуализирован, бытовые зарисовки правдивые, но картина нищеты и бесправия народа смягчена морализаторским окончанием. Критические интонации, направленные против войн, более ощутимы в стихотворении «Бленхеймська битва». Как и в балладе «Жалобы бедняков», повествование от имени главного героя обрамленная вопросительной интонацией; дети просят деда рассказать о войне, почему и ради чего она началась, но дед и для себя не нашел ответы на эти вопросы.
В отличие от Вордсворта, который обращался к острой социальной проблематике современности, Саути в балладах обычно использует средневековые сюжеты, от народной баллады восприняв только форму. Такими являются «Суд Божий над епископом» (1799), «Талаба-разрушитель» (1801), «Проклятие Кехами» (1810), «Родерик, последний гот» (1814) и др. В балладе о скупом епископа, который во время голода не только пожалел зерна голодным, но и созвал всех просителей в кладовую и поджег их, поэт подчеркивает прежде всего морально-нравственное содержание поступка. За жестокость епископ был наказан смертью.
Как и Колридж, Саути акцентирует внимание на удивительном, потустороннем. В балладе «Варвик» («Сэр Уильям и Эвин») изображен жестокий убийца, который утопил в реке младенца. Совесть персонифицируется у поэта в виде чудовища, которое повсюду ходит за преступником и не дает ему покоя. В балладе «О том, как старушка ехала на черном коне вдвоем и кто сидел впереди «автор рассказывает о предрассудках, которые глубоко укоренились в патриархальную крестьянскую сознание, но пытается захватить читателя искусственным нагнетанием драматизма. Используя народный сказочный мотив борьбы черта за душу покойной, поэт трактует это в мистическом плане, описывая натуралистические подробности победы черта.
Приметным является отношение Вордсворта и Колріджа к Саути в ранний период его творчества. Когда в 1797 г. были опубликованы первые стихи Саути, Колридж заметил отчетливую тенденцию поэта до острого захватывающего сюжета ради сюжета. Вордсворт оценил живописные детали поэмы «Медок» («Madoc», 1805), но критиковал автора за полное незнание человеческой природы и человеческого сердца.
Поэмы Саути, написанные во время наполеоновских войн - «Медок», «Талаба-разрушитель» («Thalaba the Destroyer»), «Проклятие Кехами « («The Curse of Kehama»), «Родерик, последний гот» («Roderick, the Last of the Goths»), - объединенные общностью восточной проблематики и сходством в характере главных героев, которые вдохновленные верой, что направляет их на путь истины помогает победить врагов. Таким является арабский витязь Талаба, поборник справедливости, который выступает против злых волшебников, которые символизируют мировое зло; такой кельтский князь Медок, который отправляется в Мексику создавать новое государство ацтеков; таким является и Ладурлад, который побеждает Кехаму, Родерик, который искупает свою вину перед вассалами отречением от королевской власти. Байрон назвал Саути «продавцом баллад», высмеивая антихудожність, иррационализм и вздорность фантазии в его балладах. Став поэтом-лауреатом, Саути вынужден был писать о все придворные торжества, а также важные политические события. «Видение суда» («A Vision of Judgement») - поэма, созданная в 1821 г., свидетельствует о верноподданнические чувства поэта, который посвятил памяти покойного короля Георга III хвалебные строки оды. В предисловии к поэме Саути бросил вызов Байрону и поэтам «сатанинской школы». Так он назвал литераторов, которые были настроены оппозиционно в отношении правительства и подрывали основы законности и порядка.
Во второй период творчества, характеризующийся ослаблением заинтересованности Саути поэзией, он создал прозаические произведения («Жизнь Нельсона», 1813; «Смерть Артура», 1817; «Жизнь Уэсли», 1818 и др.), в которых заметна мастерство Саути-прозаика. Обращение в значительных фигур, которые существенно повлияли на английскую историю (Нельсон, король Артур, Уэсли), было вызвано не только его положением поэта-лауреата, но и заинтересованностью Саути исторической проблематикой.
Разделяя эстетические взгляды Колріджа и Вордсворта и обратившись к народному творчеству, Саути продолжил реформу стиха, сделав его более гибким и простым, принеся определенные изменения в литературный стиль своей эпохи.
H. Соловьева
|
|
|