ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

САРТР, Жан Поль

(1905 - 1980)

САРТР, Жан Поль - творчество писателя

САРТР, Жан Поль (Sartre, Jean Paul - 21.06.1905, Париж - 15.04.1980, там же) - французский писатель и философ-экзистенциалист, лауреат Нобелевской премии 1964 г.

Будущий всемирно известный писатель и философ Сартр родился в Париже в семье морского инженера. Его отец, Жан Батист Сартр, умер от тропической лихорадки, которой заболел в Индокитае, когда сыну не исполнилось даже двух лет. Мать, Анн-Мари Швейцер, происходившей из семьи известных эльзасских ученых; после смерти мужа она жила у родителей в Париже. Детство Сартра прошло в доме его деда Шарля Швейцера, профессора филологии. Дед был глубоко верующим человеком, сторонником кальвинизма, и произвел на будущего писателя значительное влияние: живя у него, Сартр много читал, его обучали домашние учителя, у него появилась страсть к литературе и философии. Впоследствии Сартр вспоминал, что годы, проведенные с дедом, были самыми счастливыми в его жизни.

В период обучения в лицее Генриха IV Сартр начал публиковать свои первые статьи. Окончив лицей, он поступил в одну из самых престижных школ Франции - Эколь Нормаль, где изучал философию. Годы обучения (1924-1929) дали ему ученую степень и право преподавания философии в высших учебных заведениях. Именно в это время Сартр близко сошелся с преподавателем философии Симоной де Бовуар, которая вскоре стала верной приятельницей и любимой Сартра.

Окончив в 1929 г. Высшую нормальную школу и отслужив в армии, Сартр преподавал философию в Гаврському лицее. В 1933-1934 гг. находился на стажировке во Французском институте (Берлин), где познакомился с феноменологией Э. Гуссерля и екзистенціалізмом М. Хайдеггеру. Первые философские работы Сартра: «Трансцендентность Эго» («La transcendance de l'Ego», 1934), «Воображение» («L'Imagination», 1936), «Эскиз теории эмоций» («Esquisse d'une theorie des emotions», 1939), «Воображаемое. Феноменологическая психология воображения» («L'Imaginaire. Psychologie phenomenologique de l'imagination», 1940) - показали его ориентацию на феноменологические методы. Сартр меньше стремится обобщить материал естественных и социальных наук, но пытается представить описание конкретных, отдельных состояний сознания индивида. Этим объясняется особый интерес Сартра к проблеме эмоций и воображения, их природы и роли в жизни индивида. Писатель выдвигает тезис о неэффективности эмотивной поведения, поскольку эмоция, по его мнению, является бегством личности от мира. Оказавшись перед необходимостью решения реальных проблем, человек отдается эмоции, которая вроде бы «изолирует ее от опасной или сложной ситуации. Таким образом, эмоция является иллюзорным способом решения проблемы.

Трактовка Сартром проблемы воображения имеет много общего с концепцией «інтенціональних актов» Е. Гуссерля. Сартр рассуждает о творческую сущность воображения, хотя и ограничивает силу воображения сферой сознания. Противовесом до сознания, что представляет, он считает практическую сознание. Для Сартра воображение ирреальная и предусматривает «неантизацію» действительности в ее наиболее существенных структурах.

В романе «Тошнота» («Lanausee», 1938) уже появляются отдельные экзистенциалистской мотивы и идеи. Главный герой романа Антуан Рокантен, оказавшись в небольшом провинциальном городке Бувіль, пишет книгу о маркиза де Ролебона. Рокантен ведет дневник, главным содержанием которого становятся «озарения», которые переживает герой. Эта череда «озарений» состоит в сюжет романа, ведущей темой которого становится открытие личностью абсурда. Открытие Рокантеном абсурдности бытия происходит вследствие его конфликтов с предметами, которые окружают героя. Мир вещей и - шире - естественное бытие проявляют враждебность в отношении человеческой субъективности. Погруженность субъекта в эту природную «мешанину», в неоформленную и мертвую объективность вызывает у него чувство тошноты. Достоинство и свободу личности Сартр видит в трезвом признании абсурдности бытия. Рокантен преодолевает чувство тошноты, внося в враждебен к человеку природный мир субъективный, особистіший элемент. Осуществляя свободный выбор в «пограничной, пограничной ситуации», Рокантен становится героем, что екзистенціює. Он отказывается от суррогатных форм жизни и деятельности (социальная активность, наука, искусство, любовь и т.д.) и хочет превратить свою жизнь в своеобраВНОе подобие совершенного художественного произведения. «Каких вершин я мог бы достичь, если бы тканью мелодии стала моя собственная жизнь», - рассуждает Рокантен, услышав джазовый мотив.

На выборе Сартром дневниковой формы повествования, на сповідальності романной интонации сказалось сартрівське понимание природы философской идеи. Для Сартра она не результат спекулятивного, абстрактно-логического мышления, а интимное, личностное переживание.

Сартрівський роман отвергает каноны классического реалистического романа О. де Бальзака, Стендаля, Д. Флобера. Мир Рокантена - это мир его сознания. С этой точки зрения, писатель продолжает прустівську линию во французской литературе. В романе нет финала, как нет и настоящего начала, ведь жизнь потеряла смысл, а события - причинно-следственные связи. Сартрівський герой - «существо без очертаний, неопределенное, неуловимое и невидимое, анонимное «я», которое является всем и ничем, а зачастую оказывается лишь отражением самого автора» (Н. Саррот).

В сборнике рассказов и новелл «Myp» («Le mur», 1939) Сартр продолжает и развивает главную тему «Тошноты». В новелле «Стена» писатель показывает превращение человека в вещь, на запуганную плоть, которая дрожит и агонизирует в преддверии неминуемой смерти. Осознание приближения конца отбирает у человека свободу. Страх смерти превращает человека в скотину. Трое испанских республиканцев, которые воевали против франкистов, попали в плен и ждут приговора, сидя в погребе, до которого их посадили. Они обречены на пытки чекання. их лихорадит от нервного напряжения, они обливаются холодным потом. За этими физиологическими проявлениями страха наблюдает военный врач. Героев новеллы охватывает апатия, они теряют волю и мужество.

Главный герой новеллы Пабло Іббієта в ожидании смерти открывает для себя абсурд. Затем он охладевает ко всему. В сартрівській новелле появляется мотив, который чуть позже станет ведущим в повести А. Камю «Посторонний», будет звучать лейтмотивом из уст Мерсо - мотив индифферентности. Раздумывая над предложением фалангистов спасти свою жизнь ценой предательства, Іббієта делает вывод: «Когда человека ставят к стене и стреляют в нее, пока она сдохнет, то уже безразлично, кто и человек... Я хорошо знал, что он полезнее для Испании, но теперь мне было наплевать и на Испанию, и на анархизм: все суета». Пабло Іббієта оказывается в «пограничной ситуации», в ситуации выбора. И он выбирает смерть, направляя фалангистов на фальшивый, как ему кажется, следует, но по иронии судьбы выводит их на человека, за которым они охотились. Таким образом, любое действие является бессмысленной и губительной, но сам акт выбора превращает человека в экзистенциальную личность, без оглядки на последствия и результаты этого акта для других и для самого человека.

В 1940 г. Сартр попал в немецкий плен, но через год его освободили по состоянию здоровья.

«Евангелием» французского атеистического экзистенциализма стала философский труд Сартра «Бытие и Ничто» («L'Etre et le Neant», 1943), в которой писатель предпринял попытку систематически изложить свою философию. Он анализирует диалектику взаимоотношений человека («бытие-для-себя») и объективной реальности («бытие-в-себе»). «Бытие-в-себе» не может саморазвиваться, саморазвитие - прерогатива исключительно «бытия-для-себя». Человек отвергает объективную действительность для достижения свободы. Сартр трактует человеческое «я» как чистую духовность, абсолютную свободу, неограниченную субъективность. «Отчуждение» («L'alienation») является атрибутом «бытия-для-себя». «Бытие вне меня. Единственная истина - мое личное существование», - пишет Сартр.

В своей работе Сартр обосновывает концепцию абсурда, утверждая о случайности и безсенсовість бытия, что «не имеет ни повода, ни причины, ни необходимости». Человеческое пребывание в мире является очень уязвимым, смерть неизбежна («бытие-для-смерти»). «Абсурдом является то, что мы родились, абсурд - и то, что мы умрем», - провозглашает философ. Человек одинок и оставлен на произвол судьбы. Эта залишеність судьбы (delaissement) человека является следствием потери Бога. Главным признаком человеческого бытия является постоянная тревога, тоска, тошнота, которые порождаются досадной неопределенностью мира. Преодоление этих состояний возможно в акте свободного выбора как фундаментальной основы личности. «Мы не выбираем быть свободными: мы осуждены на свободу», - завершает свою мысль Сартр. Он также отвергает детерминизм: у него действие, выбор предшествующих мотиве, возмущении, которыми человека лишь постфактум оправдывает свое поведение. Свобода - это способность к изменению существующего состояния, это всегда победа над собой. По утверждению Сартра, «быть свободным означает быть «свободным-для-изменения». Одним из проявлений свободы «я», по мнению Сартра, является художественное творчество, которое служит эманацией постоянного обновления художника.

С середины 40-х pp. Сартр активно участвовал в политической жизни Франции. С 1945 г. возглавлял журнал «Новые времена» («Les Temps modernes»). На рубеже 40-50-х гг. пытался основать партию левой интеллигенции. В течение этого времени Сартр написал незаконченную трилогию «Дороги свободы» («Les Chemins de la Liberie», 1945-1949), в которую вошли романы «Возмужание» («l'age de raison», 1945), «Отсрочка» («Lssursis», 1945), «Смерть в душе» («La mort dans l'ame», 1949). Главный герой - интеллигент Матье Делярю, который страдает от неприятностей в личной жизни и осознает необходимость занять определенную позицию в отношении к фашистской угрозы, надвигающейся. В конце концов, он погибает, пытаясь остановить колонну гитлеровцев.

Проза Сартра в то же время аналитическая и физиологическая. Он сочетает эссе с выполненными в натуралистическом духе детальными зарисовками. Сартр выступает апологетом «ангажированной литературы» («litterature engagee»). В эссе «Что такое литература?» («Qu'estce que litterature?», 1947) Сартр декларирует необходимость для писателя «не созерцать мир, а переделывать его», способствуя своим творчеством «самотворенню человека». В очерке «Бодлер»(«Baudelaire», 1947) и в книге «Святой Жене, комедиант и мученик» («Saint Genet, comedien et martyr», 1952) С. показал тип художника, который пытается убежать от действительности. В трактовке Сартра Бодлер - это художник, который пытался увидеть себя со стороны, как Другого, то есть объединить в структуре собственной личности одновременно субъект и объект бытия. Это побуждает Бодлера до отказа от экзистенции как истинного существования, основанного на свободном выборе самого себя, приводит к бегству в прошлое, в мир своих воспоминаний и образов. Бодлер разрывается между экзистенцией и бытием - в этом Сартр усматривал источник бодлерівської противоречивости, раздвоенности.

Свою драматургическую деятельность Сартр начал еще в 1940 p., когда в лагере для военнопленных он написал и поставил рождественскую мистерию «Бариона». Однако признание к С. как драматурга пришло аж в 1943 г. после постановки в оккупированном Париже его пьесы «Мухи» («Les mouches»). Сюжетной основой этого произведения стал античный миф об Оресте, который отомстил своей матери, царице Клитемнестре за убийство отца - царя Агамемнона. Сартр использует античный миф для выражения екзистенціалістської концепции мира и человека. Сочетание крайних форм натурализма с модернизированным мифом - определяющая особенность сартрівської драматургии. Орест, прибыв в Арґос, жители которого раздавлены чувством вины и живут в страхе и повиновении, открывает для себя оцепенение и мертвотну незыблемость бытия. Орест, осознав свою свободу, делает выбор: он убивает убийц своего отца - царя Эгисфа и Клитемнестру. Совершив этот акт возмездия, Орест становится экзистенциальным героем. Но обретение абсолютной свободы сопровождает потеря единственного близкого Оресту человека - его сестры Электры. За свободу Орест расплачивается одиночеством, оставленностью.

В следующих пьесах: «Смерть без погребения» («Morts sans sepultures», 1946), «Грязные руки» («Les Mains sales», 1948), «Дьявол и Господь» («Le Diable et le bon Dieu», 1951), «Альтонські от-людники» («Les sequestres d'Altona», 1960) - Сартр развивает приемы и принципы новой театральности, «театра ситуаций», пытается через призму конкретной ситуации увидеть какие-то универсальные, трактованные в экзистенциалистском духе устои человеческого существования. «Если справедливо, что человек свободен в данной ситуации, что она сама выбирает себя в этой ситуации и при ее посредничестве, то это означает, что в театре стоит показывать простые и человечные ситуации - так же, как и свободу, которая избирается в таких ситуациях», - писал Сартр в работе «К театру ситуации» («Pour un theatre de situations»).

В начале 50-x гг. началось сближение Сартра с французской коммунистической партией. Сартр дважды побывал в СССР, поддерживал кубинскую революцию, выступал против колониальных войн во Вьетнаме и Алжире, против американской агрессии во Вьетнаме. В 1960 г. увидел свет первый том его философской работе «Критика диалектического разума» («Critique de la raison dialectique»), которая стала свидетельством эволюции философско-эстетических воззрений Сартра под влиянием марксизма. В центре исследования, как и в предыдущих работах Сартра, находится индивид, его личные качества и внутренние детерминанты его деятельности. Однако теперь соображения Сартра основываются на марксистской тезисе о том, что каждый индивид - член общества, детерминированный уровнем развития производительных сил и общественной структурой. В предисловии к «Критике диалектического разума» Сартр писал: «Я считаю марксизм непроминущою философией нашего времени». Затем он предпринял попытку связать екзистенціалістську антропологию с марксизмом.

Автобиографическая повесть «Слова» («Les Mots». 1964) ознаменовала отход Сартра от прежнего круга проблем екзистенціалістської философии. В центре произведения - проблема ответственности художника. Сартр отказывается от существования в замкнутом мире слов, показывает формирование личности под влиянием определенной социальной среды и конкретной исторической эпохи; он отходит от мифологем своей ранней и зрелой творчества, рисует правдивую картину жизни довоенной Франции.

В 1964 г. Сартр стал лауреатом Нобелевской премии, «за богатое на идеи, пронизанную духом свободы и поисками истины творчество, которая оказала огромное влияние на наше время». Однако он отказался от нее, мотивируя это тем, что комитет по присуждению премии пренебрег достижения многих революционных писателей XX века и что он «не желает, чтобы его превращали в общественный институт».

В книге «Нет рода без вироду. Гюстав Флобер. 1821-1857» («L'Idiot de la familie. Gustave Flaubert de 1821 a 1857», 1971-1972) Сартр предпринял попытку соединить экзистенциализм с марксизмом и психоанализом. Для объяснения творческого гения Флобера Сартр обратился к анализу детских переживаний будущего писателя и порожденных ими неврозов (в духе С. Фрейда). Однако Сартр не ограничился психоаналитическим методикой исследования творческой личности. Он признает, что формирование личности Флобера было обусловлено исторической эпохой. Екзистенціалістська установка Сартра оказалась в том, что центральное место в труде о Флобера, как и в предыдущих произведениях Сартра, принадлежит «микроанализа» личности, то есть анализу ее внутреннего мира, сложной системы мотивов и цели практической деятельности.

Сартр был властителем дум значительной части европейской интеллигенции середины XX в., выразив ее сомнения и поиски. Творчество С. оставила след в философии и литературе, в эстетике и критике, в театре и кинематографе.

В последние годы жизни писатель-философ почти ослеп от глаукомы, а умер 15 апреля 1980 г.

На украинском языке произведения Сартра переводили Г. Доценко, О. Жупанський, В. Барсук, Г. Филипчук и др.



В. Триков