ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

САРРОТ, Натали

(1902 - 1999)

САРРОТ, Натали - творчество писателя

САРРОТ, Натали (Sarraute, Nathalie - 18.07.1902, Иваново-Вознесенск, Россия - 19.10.1999, Париж) - французская писательница.

Саррот (в девичестве - Черняк) родилась в семье революционера, который в начале XX в. эмигрировал во Францию. После развода родителей жила попеременно то с матерью, то с отцом, пока в 8-летнем возрасте не переехала в Париж к отцу. Сдав экзамены на степень бакалавра, изучала английскую литературу в Сорбонне, историю - в Оксфордском и социологию - в Берлинском университетах. После окончания юридического факультета Парижского университета в 1925 г. Саррот была принята в коллегию адвокатов и работала в суде вплоть до 1940 г.

В 1939 г. Саррот издала свою первую книгу - «Тропізми» («Tropismes»), своеобразную мозаику психологических эскизов. Уже само название сборника свидетельствовало об ориентации писательницы на изучение тончайших движений души, настолько мимолетных, что их невозможно передать словами. Следовательно Саррот передает такие импульсы при помощи художественных образов. Критика обычно считает «Тропізми» предтечей «алітератури», «нового романа». Книгу Саррот высоко ценили ж. п. сартр и М. Жакоб. ее первый роман «Портрет незнакомца» («Le Portrait d'un inconnu», 1948) публика почти не заметила. Успех пришел к Саррот после выхода романа «Мартеро» («Martereau», 1953), однако свое место в литературе писательница получила, лишь издав сборник литературно-критических эссе «Эра подозрений» («L'Ere du soupcon», 1956), в котором она рассуждает о конце традиционного, классического романа, лебединой песней которого Саррот считала эпопею «В поисках утраченного времени» М. Пруста. Автор также пытается изложить собственные художественные принципы. Благодаря этим критическим пасажам Саррот считают одним из теоретиков современной литературы постмодернистской эпохи. Весомым вкладом в развитие «нового романа» стала книга «Планетарий»(«Planetarium», 1958). Хотя персонажи романа являются вполне узнаваемыми, однако принципиального значения в книге они не имеют. Так же несущественными для Саррот есть сюжет и интрига. В большинстве своих произведений писательница, прибегая к намеренно фрагментарного сюжета, имитирует бессмысленности обыденной жизни. Так рождается ощущение разобщенности людей, каждый из которых имеет собственную орбиту существования. Встречи и столкновения героев создают атмосферу, в которой возможны любые жизненные коллизии.

В 1963 p. Саррот выдала свое самое известное произведение «Золотые плоды» («Les Fruits d'or»), что напоминает о поиски французских и английских модернистов. Книга получила Международную литературную премию. Это роман о романе, однако он больше напоминает научно-психологическое исследование или литературный памфлет. Согласно установок структурализма, который именно в то время получил признание, Саррот называет художественную материю своих произведений «текстом», который она рассматривает как результат последовательного развертывания его ведущей темы. Но в «Золотых плодах» Саррот, вероятно, теснее приблизилась к классической романной традиции. Объектом внимания автора стал процесс возникновения и становления литературной моды. Поэтому роман трудно «обвинить» в герметизме - слишком уж силен в нем гражданский пафос: попытка противостоять официоВНОй опінії и примитивном художественному вкусу.

В более поздних произведениях Саррот: «Говорят глупцы» («Disent les imbeciles», 1976) и «Детство» («Enfance», 1983) - художественная манера писательницы практически не изменилась. С продолжала развивать линию психологического романа, лирической прозы. Так, в книге «Детство» в форме диалога воспроизводится разговор Саррот со своим двойником. Они вспоминают детство, которое живет благодаря ярким воспоминаниям, восстанавливают в памяти годы, что прошли между Иваново и Петербургом, Францией и Швейцарией. Это попытка сымитировать разговорная речь с его стремлением к экономии. В своих диалогах персонажи не объясняют ничего из того, что очевидно для них обоих. Подобные «лакуны» делают книги Саррот довольно сложными для понимания и прочтения. Однако писательница не обращает на это внимание и убеждена, что «новый роман» требует напряжения, в отличие от книг авторов, которые подражают творчество О. де Бальзака.

Большим успехом пользовались пьесы Саррот, значительная часть которых создавалась не для театра, а для радио: «Ложь» («Le Mensonge»), «Молчание» (Le Silence»), «Она там» («Elle est la»), объединенные в сборник «Театр» («Theatre»), изданный в 1978 г.

Саррот также много и успешно исследовала литературу. Она изучала творчество М. Пруста, Д. Флобера, П. Валери. Несмотря на склонность к экспериментаторству, в своем творчестве Саррот оставалась тонким психологом, высоко ценила опыт Ф. Достоевского, М. Пруста, В. Вулф, которых не раз с благодарностью вспоминала своих учителей.



С. Фомин